Совсем скоро заканчиваются летние каникулы. Одни дети с нетерпением ждут, когда смогут увидеть своих одноклассников, а другие с ужасом думают о возвращении в класс. Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу? Мы попросили психолога, специалиста по психосоматике и коуча Самал Сеитову рассказать, как можно решить проблему. Сначала нужно разобраться с причиной. Чаще всего дети не хотят идти в школу, потому что:
– учитель не нравится (грубый, ругает, излишне требовательный, запугивает, нет индивидуального подхода и прочее). Особенно актуально для учеников начальных классов;
– на уроках скучно, неинтересно;
– трудности с режимом, домашними заданиями;
– конфликты (коллектив не принимает новичка, насмешки от детей из-за особенностей во внешности, в поведении, если выделяется, не может противостоять давлению от учителей по поводу успеваемости или плохого поведения);
– страдает самооценка (учитель не хвалит или «я хуже других пишу, читаю, бегаю, не популярен среди девочек/мальчиков»);
– другое (переезд и новая школа, друзья ушли и так далее).
Здорово, если ребенок сам открыто говорит о том, почему ему не хочется идти в школу. Поблагодарите ребенка за доверие.
Если же ребенок закрывается, отмалчивается, проявляет раздражение или злость в ответ на ваши расспросы, то не стоит давить, постарайтесь поймать подходящий момент, создать располагающую атмосферу и мягко, ненавязчиво уточнить причину нежелания идти в школу.
Исходя из характера причины, необходимо предпринять ряд мер, которые способны:
– восстановить морально-психологическое состояние ребенка;
– изменить ситуацию;
– помочь ребенку решить его проблему;
– помочь родителю чувствовать себя уверенным, спокойным и способным помочь ребенку.
Важно понять, что нежелание идти в школу – это только сигнал того, что есть дискомфорт, некая проблема у ребенка. Цель родителя – дать ребенку опору, веру в то, что его слышат, что взрослые способны решить любую проблему и его комфорт и потребности для родителей очень важны.
Просто заставить или уговорить ребенка ходить в школу, без решения его психоэмоциональной трудности, – значит вселить в него установку: «Надо терпеть, смирись, есть более важные вещи, чем твои чувства, ты – винтик в системе, ты не можешь влиять». Таким образом, впоследствии у ребенка формируется позиционирование себя по отношению к миру: «Я должен подстраиваться, жить с тем, что не нравится, – это нормально». Дальше – синдром выученной беспомощности.
Поэтому, как специалист по психосоматике и мама, поддерживающая гуманные методы педагогики и психологии, я рекомендую сфокусироваться на том, чтобы ребенок ощутил свою силу влиять на дискомфорт и верил в свои способности. Решение проблемы означает действия взрослых до определенного результата.
Разберем на примерах.
Причина первая: ребенку не нравится учитель.
Что делаем:
– разговариваем с ребенком: что именно не так, как ты это чувствуешь, в чем дискомфорт;
– разговариваем с учителем с целью определения его истинного мировоззрения, способов коммуникаций с детьми. В беседе подмечать – делит ли он детей на плохих и хороших, трудных и умниц, как относится к уважению личных границ ребенка и есть ли у него интерес к педагогике. Если вам нравится его подход, можете озвучить педагогу свое предложение наладить с вашим ребенком контакт и услышать его потребности. Возможно, ребенок не так понял учителя или была сложная ситуация для него, после которой он закрылся. С ребенком также нужно разговаривать и поддерживать;
– если вы понимаете, что учитель не настроен идти на контакт, то стоит всерьез задуматься над тем, насколько обоснованно будет оставлять ребенка один на один с системой преподавания, в которой он не может раскрыться, или стоит поискать альтернативные варианты: другого учителя, другую школу, другую систему. Все дети разные, уникальные. Не стоит равняться на опыт других детей, даже своих собственных, но постарше.
Причина вторая: на уроках скучно, неинтересно.
На первый взгляд кажется, что совершенно непонятно, как быть, если ребенку скучно на уроках. Как заставить? Как замотивировать? Школу что ли менять из-за пары предметов? А если скучно всё? Давайте разбираться.
Вопрос действительно неоднозначный, но тем лучше. Сможем глубже копнуть.
Ребенку скучно. Наверное, самое печальное, если ребенок думает, что это из-за него, что с ним что-то не в порядке и он не может быть включенным в процесс изучения предмета. А в итоге не очень понимает, что происходит, и его успеваемость начинает хромать. Особенно тяжело ребенку, если добавляется давление учителей и родителей с двух сторон: «Ты должен учить, так надо».
Давайте посмотрим на эту ситуацию с точки зрения ребенка.
Что делать ребенку? Какой у него есть выход?
Во-первых, признаем, что от учителя, особенно в начальных классах, зависит почти все. Насколько он сам заинтересован, насколько любит детей, какой у него подход к обучению (авторитарный, гуманистический, современный). Видит ли он проблему в том, что его дети «не слышат»? Успевает ли он уделить внимание всем, если в классе много детей?
Во-вторых, насколько вы доверяете своему ребенку? Доверие – это свобода в самовыражении, в выборе своих интересов, целей, желаний, в проявлении своих чувств, эмоций. Может, ребенку неинтересно на данном уроке, потому что его сильные стороны совсем в другом профиле. Или он интроверт, и выступления перед всем классом ставят его в тупик, но это не значит, что сочинение он не понял или не читал.
В-третьих, создаются ли условия (в семье, дома, при выборе школы) для ребенка, чтобы он мог проявить свою заинтересованность в предметах, учебе?
Тонкая грань между тем, чтобы не впасть в гиперопеку, когда каждый день уроки делаются под бдительным взором мамы или нервный вопль бабушки, и тем, чтобы с первого класса не говорить ребенку: «Ну, все, ты же взрослый, давай-давай, учись сам, ничего». И в том и другом случае ребенок чувствует свой долг, но никак не интерес. А если с долгом справляться не получается так, как надо, тогда груз на душе ребенка растет, взращивая внутри него чувство вины, безынициативность и страх ошибиться.
Ко мне на прием приходят 40-50-летние люди, которые до сих пор не умеют жить своими желаниями, но очень старательно исполняют требования других, к сожалению, не имея своих идей. Поэтому, разбираясь в каждой конкретной ситуации с ребенком, я прошу родителей углубиться в корень проблемы и честно ответить себе на вопросы. А после этого направить усилия на организацию условий, которые от ребенка не зависят, например, учитель, подход школы как системы, а также начать работу с поддержкой ребенка в естественном познании окружающего мира.
Причина третья: трудности с режимом, домашними заданиями.
Если трудности с домашкой, обратите внимание – не перегружен ли ребенок? Возможно, нет мотивации делать домашние задания из-за большого объема информации, требуемой к усвоению, и мало интересного досуга и времени для свободных игр.
Причина четвертая: конфликты
Малышам с конфликтными ситуациями поможет справиться поддержка родителей (безусловное принятие его любым), а также внимание учителей к ситуации и объяснения адекватными доводами, почему так делать нельзя (все люди разные, и это нормально – быть непохожим на других).
Если ребенок испытывает издевки или агрессию со стороны одноклассника или других учеников, необходимо разобраться с истинной причиной конфликта. Чаще всего детям не хватает понимания и уверенности в своих достоинствах, преимуществах, сильных сторонах. Он не знает, как правильно реагировать на выпады, провокации, и замыкается в себе, либо, наоборот, излишне агрессивен. Необходимо научить ребенка адекватно реагировать и защищать свои личные границы. Дать своему ребенку поддержку. Выйти на связь с родителями ребенка, с которым конфликт, с учителем, и проговорить свои пожелания.
Если проблема более глубокая с точки зрения психологической травмы у ребенка, то необходимо обязательно заниматься с ребенком по специальным техникам, которые направлены на проживание негативных эмоций, а также выполнять ресурсные техники с любовью и заботой. Желательно делать это со специалистом.
Если в школе присутствует травля, или буллинг, то нужно немедленно совместно с руководством школы начать разбираться, чтобы пресечь это на корню. Если ребенку будет комфортнее, то переводить его в другую школу. Параллельно нужно заниматься с психологом, как ребенку, так и родителям. На эту тему есть развернутые статьи, книги и работы психологов.
С подростками я рекомендую в принципе выстраивать взаимоотношения из позиции взаимоуважения, свободы и безусловной любви (принятия). Понаблюдать, насколько в семье ребенок в комфортных условиях, не нарушаются ли его личные границы (к примеру, нет ли у вас привычки читать его переписки, залезать в телефон, заходить в комнату без спроса, принимать за него решения, обесценивать его выбор и высмеивать слабости).
Теперь отдельные рекомендации для родителей детей, которые идут в первый класс.
Родителям дошколят, которые чаще всего не хотят идти в школу, потому что либо морально не готовы, либо имеют опасения (страхи) насчет будущего в учебном заведении, я рекомендую прочитать статью «Как подготовить ребенка к школе».
А также посмотреть, достаточная ли была подготовка к школе, особенно с точки зрения внимательности, мышления и логики. Сейчас много образовательных учреждений готовят чек-листы.
Обратите внимание, привык ли ребенок находиться один без мамы среди других людей.
И еще: возможно, мозг ребенка просто еще не созрел к тем задачам, которые ставит перед ним школа. Если ребенку нет семи лет, стоит еще раз подумать над тем, потянет ли он школьную программу легко.Все мои рекомендации направлены на помощь детям, для решения их проблем. И вместе с тем они больше для родителей, чтобы им было легче справляться с трудностями. Часто родителям бывает сложно, потому что они сами психологически не готовы к тому, что могут допустить ошибки и провалы детей. Так происходит, если:
– родитель руководствуется негативными установками: «Не будешь учиться – будешь дворником», «Останешься необразованной – будешь мужу носки стирать»;
– приносят себя в жертву детям: «Я для тебя стараюсь, пашу на n-работах, а ты даже уроки выучить не можешь так, как надо», «Бессовестный, позоришь меня перед учителями, родственниками»;
– через детей пытаются дореализоваться: для них оценки ребенка – это их оценки. Общественное признание, похвала и большие достижения ребенка как способ самоутвердиться в глазах социума, а на самом деле – подсознательно перед своими родителями: «Видишь, мама, какая я умница!»;
– общепринятые нормы оценочной системы давят, и людям с мягкими границами тяжело противостоять негативу со стороны преподавателей, завучей, бабушек-дедушек. «Куда вы смотрите, ваш ребенок совсем от рук отбился?!», «Ты плохая мать, если не поглощена заботами о ребенке».
В таких случаях я рекомендую взрослым:
– верить в уникальность своего ребенка и чаще хвалить, подмечать то, что у него хорошо получается;
– верить в себя, что вы уже хорошая мама/папа и оценки – не главное. Главное – быть ребенку опорой и поддержкой в трудных ситуациях, учить его слышать себя и использовать школьные годы с удовольствием, познавать себя, познавать мир, интересоваться, ошибаться;
– в игровой форме проигрывать ситуации, где есть страх ребенка, и позволять эмоциям проявляться;
– не бояться искать единомышленников, осознанное окружение, в котором вам будет проще следовать своим принципам и желаниям;
– не бояться заниматься саморазвитием, чтобы идти в ногу со временем и избавляться от деструктивных установок, психологических программ, которые наносят вред психике ребенка и уменьшают его шансы стать уверенной в себе личностью;
– не стесняться пользоваться услугами специалистов (психологов, психотерапевтов), когда нужна помощь в отношении ребенка. Первый закон психологии и педагогики гласит: стань тем примером для своего ребенка, каким хочешь его видеть. Будьте открыты новому опыту, развивайтесь, интересуйтесь жизнью, не зацикливайтесь на трудностях, не посвящайте жизнь подготовке к будущему, живите здесь и сейчас;
– применяйте различные техники в игровой форме, в быту и на досуге, развивающие у ребенка дивергентное мышление (когда познавательная деятельность идет в разных направлениях, основывается на креативности, вариативности решений). Таким образом, в школе и в обществе в целом ваш ребенок сможет находить для себя больше возможностей и выходов.
И в заключение о мотивации.
Я отношусь к мотивациям хорошо, если они идут в дополнение к подготовке к школе, а не становятся компенсацией решения проблемы в нежелании идти в школу. Мотивации могут быть направлены на статус ребенка: у школьника больше преимуществ, привилегий дома (перечислить – какие). Например, у него появится что-то новое, лучшее, скажем, своя комната или на час больше любимой игры, новые друзья и так далее. Но учтите – не стоит обещать того, что вы не гарантируете в исполнении.