Двадцатипятилетний Елдос Аманжолов – не только многократный чемпион Казахстана по таэквондо, двукратный чемпион мира, серебряный призер Азии, мастер спорта международного класса, но и успешный тренер. Его юные ученики привозят с международных соревнований медали, новый опыт и массу впечатлений. Чем очень радуют тренера.
- Елдос, расскажите, пожалуйста, чем отличается таэквондо от айкидо или карате?
- Айкидо отличается бросковой техникой, оно ориентировано исключительно на самозащиту, никаких атак. У них даже соревнования не проводятся, только семинары, в ходе которых мастера показывают специфические приемы, какие-то новшества. А карате и таэквондо во многом схожи. Это и атака, и контратака, и защита. Основное различие – родина единоборств. Таэквондо зародилось в Корее, следовательно, власти Кореи занимаются популяризацией этого вида спорта во всем мире, инвестируют в него. А карате родом из Японии.
- Как таэквондо воспитывает ребенка? Какие качества позволяет привить или развить?
- Некоторых детей приводят на тренировки потому, что они чересчур активные, и их энергию родители хотят направить на что-нибудь полезное. Другие наоборот, слишком пассивны, не проявляют лидерских качеств. И тем, и другим таэквондо полезно.
Пассивный ребенок, попадая в коллектив из, скажем, 20 человек, сразу замечает, что примерно 5 ребят являются явными лидерами. Они показывают хорошие результаты, и ребенку хочется быть похожим на них. Когда он проявляет такие устремления, тренер это замечает, отмечает его успехи. И юный спортсмен понимает, что и он тоже способен на многое.
Для гиперактивного же ребенка основная проблема – это дисциплина. В коллективе он пытается сколотить вокруг себя "банду" из ребят, которые разделяют его интересы. Задача тренера в такой ситуации – изолировать активных детей друг от друга. До ребенка нужно донести важность дисциплины. Тут применяются и наказания: дополнительные отжимания, приседания, вплоть до отстранения ребенка от занятия.
Важную роль в прививании дисциплины играет иерархия. Когда ребенок только пришел, у него нет формы. Другие дети ему подсказывают, что он должен стоять в конце строя. Потом он приобретает форму, становится вместе с остальными. Постепенно появляются результаты, он сдает аттестацию, получает желтый пояс, перемещается в начало строя. Затем зеленый, синий, красный… Все это помогает детям понять, что результаты усилий вознаграждаются.
- Стоит ли девочкам заниматься таэквондо?
- Я думаю, стоит. Потому что таэквондо – как многоборье. Программы разные, и ребенок может выбрать, что ему ближе. Если он не любит спарринги, можно себя попробовать в бою с тенью. Это когда таэквондист показывает определенные фигуры, последовательность движений. Если не нравится бой с тенью, можно специализироваться на прыжковой технике.
Девушки в таэквондо делают впечатляющие успехи. Я часто ребятам привожу в пример двадцатикратную чемпионку Европы и четырехкратную чемпионку мира Катю Соловей из Украины. Она ничем не уступает в спарринге парням, в чем-то даже превосходит.
Когда девушка увлечена спортом, ее это только красит, я считаю.
- А если вдруг нос сломают? Мальчику не так страшно, а для девочки внешность огромную роль играет…
- Любой вид спорта травматичен, такие риски всегда есть. Но спасибо спортивным компаниям, которые всячески пытаются минимизировать вред. Они проводят испытания и создают качественную экипировку, которая хорошо защищает спортсменов.
Кроме того, по своему опыту знаю, травмы чаще получают не подготовленные спортсмены. Если таэквондист опытный, травматичность на самом низком уровне.
- Всегда ли хороший спортсмен – это хороший тренер?
- Нет, бывает, что человек, добившийся огромных успехов в спорте, просто не умеет преподавать. Со взрослыми-то проще, а вот к детям нужен особый подход.
Человек должен понимать, что он хочет передать знания, которые помогли ему достичь таких результатов. Дать знания, зажечь искорку в детях – это сложно. Для этого нужно знать, как с детьми разговаривать, нужно понимать детский мир.
Я не сразу понял, что хочу работать с детьми. Просто так сложилось, что именно набор детей пошел лучше. Потом уже я принял решение получать второе высшее образование – педагогическое. И поступил в Академию спорта и туризма. Первое образование у меня инязовское - специалист по туризму.
- Сколько лет длится спортивная карьера таэквондиста? Есть ли возраст, когда пора заканчивать карьеру?
- По классификации, взрослые – это люди в возрасте от 18 до 36 лет. Но и те, кто старше, могут продолжать карьеру, уже в статусе ветеранов. Есть бабушки, которые делают успехи, завоевывают награды. Таэквондо можно заниматься профессионально всю жизнь.
- Чему, кроме спорта, вы обучаете ребят?
- Мы учим детей уважать друг друга и уважать взрослых. Постоянно напоминаем, что они не имеют права применять силу по отношению к слабому человеку. Спортсмен должен всегда защитить слабого. Потому что он занимается спортом, и он уже сильнее человека, который не подготовлен к стрессовым ситуациям, к давлению.
Кроме того, я говорю детям, как важно хорошо учиться. Каждую субботу мы проверяем дневники. Минимальной оценкой должна быть "четверка", за "тройки" штрафую отжиманиями или приседаниями.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в Федерации таэквондо ITF.
- У нас национальная спортивная федерация таэквондо, республиканский статус. Государство нас поддерживает. Я являюсь генеральным секретарем федерации – веду переписку с зарубежными федерациями, инструкторами, занимаюсь регистрацией спортсменов.
Основная задача нашей федерации – сделать таэквондо массовым видом спорта, вторым по популярности после футбола. Аргентинской федерации это удалось, надеюсь, и у нас получится.
Фото из личного архива