Картинка
Их жизнь

Вышла из тени: как казахстанка Надира Ахонова попала на голливудскую "кухню"

О Надире Ахоновой многие в казахстанской киноиндустрии не знают. Так получилось, что она работает в американском кинобизнесе без публичной огласки на родине. При этом она не меняла свое гражданство, навещает родителей в Алматы и недавно приезжала в Казахстан для поиска возможных партнеров. Надира скоро вновь уезжает на съемки нового фильма The Steed в Монголию, где будут сниматься и казахстанские актеры. Вот что Надира рассказала Comode:  

Как Семипалатинский полигон открыл дорогу в США

Я училась в Государственном университете имени Шакарима в Семее по специальности "переводческое дело". На втором курсе меня как одну из лучших студенток ректорат направил для работы с режиссером Энтони Баттсом, который приехал специально в наш город снимать фильм о Семипалатинском полигоне.

Думала, что работала на съемочной площадке переводчиком, а на самом деле выполняла работу продюсера. Мы хорошо сработались с британским режиссером.

Для каждого, кто родился в Семипалатинске, – это особая тема и особая боль. Тогда в документальном фильме "После апокалипсиса" (After the Apocalypse) мы рассказывали о конфликте между беременной женщиной, чей собственный генетический дефект был вызван последствием радиации, и главой местного роддома, убеждающим ее сделать аборт.

Фильм "После апокалипсиса" (After the Apocalypse) первым поднял вопрос о введении генетического паспорта в Казахстане и принятии дополнения к Закону "О браке и семье" в РК. Одновременно фильм был показан во всех кинотеатрах Англии, а также транслировался на телеканале More 4 – он вызвал большой общественный резонанс.

Генетики спорили, что дети рождались неполноценными не потому, что они получили долю радиации, а потому, что местные жители стали употреблять много спиртного, так как проживают на облученной земле.

Поэтому назрела необходимость создания второго фильма, доказывающего, что именно ядерные испытания повлияли на рождение нездорового поколения. 

В сентябре 2013 года американский телеканал HBO заинтересовался нашим фильмом и предложил нам сотрудничество. Фильм Genetic Passport был транслирован на телеканале HBO в марте 2014 года и получил премию Emmy Award. Главной идеей фильма является создание генетического паспорта, чтобы будущие поколения были здоровы.  

Кино стало моей работой и хобби одновременно. На тот момент я оканчивала университет и уже ездила по работе в США.  

После окончания университета в 2011 году я открыла свой бизнес в Астане и Алматы – образовательный центр студентов, уезжающих за границу на стажировку и учебу. За эти годы моей команде удалось наладить связи более чем с 150 учебными заведениями США.

Как мне удалось поставить собственный бизнес? С первоначальным капиталом мне помогли родители, дальше я строила все сама. Сейчас мне удается руководить командой на расстоянии. Родители переехали из Семея в Алматы, а я живу на два города – Алматы и Лос-Анджелес. 

От GGG до Монголии

Опыт работы с HBO мне помог во многом. Мы снимали разные проекты (у меня их уже более десяти), в том числе и документальные фильмы с участием Геннадия Головкина. Мне, как его соотечественнице, было очень приятно с ним работать. В жизни он очень воспитанный и целеустремленный человек.

Для того чтобы стать кинопродюсером, не всегда нужно специально этому учиться. Это я поняла на своем примере. Сейчас я работаю в американской кинокомпании Three Flames Pictures в одной команде с продюсером "Крестного отца" Фредом Карузо и продюсером Тревором Дойлом.

Недавно на Каннском кинофестивале мы представляли в категории Short Film Corner (Court Métrage) картину Seven Rounds. Этот фильм основан на реальных событиях и рассказывает историю двух друзей-индусов, которых в США приняли за опасных мусульман-террористов. Они ощущали на себе эту дискриминацию, непринятие общества. В итоге в одного из них стреляют...

Незадолго до Каннского фестиваля я получила предложение от кинорежиссера Масару Ясокава сняться в короткометражном японском психологическом триллере. В кадре работали только я и еще одна японская актриса. Хронометраж фильма не превысит и десяти минут, я думаю. Но за это время у нас будет настоящая война отношений, много импровизации. Играю я казашку по имени Сабина. Это еще больше подогревает мой собственный интерес. Ждем выхода фильма в июне в японском Кобе. 

Совсем скоро мы уезжаем на съемки нового исторического фильма The Steed. Большую часть фильма мы уже отсняли, но осталось много ключевых сцен. Режиссер картины пригласил в проект казахстанских актеров. Могу сказать, что одну из ролей будет играть фактурный Нурлан Алимжанов.

Мы уже работаем над международным прокатом этой картины, чтобы о ней узнали в 70 странах мира. Нам удалось достичь договоренности с дистрибьюторской компанией Sony Pictures Entertainment. 

Голливудские звезды для того, чтобы тебя заметили в Казахстане

Понимаю, что в Казахстане уже образовалась своя "звездная тусовка", которую любит и уважает казахстанский зритель. Их знают и ждут их фильмов. Обо мне мало кто слышал, я многих не знаю. Я не гонюсь за славой, мне важно наработать опыт. У меня большое желание сотрудничать и создавать совместные проекты на международном уровне.

К примеру, было бы здорово, если бы в Казахстане вышел закон о кино и была создана кинокомиссия. Это расширило бы возможности для привлечения  иностранных инвесторов и съемок зарубежных фильмов в Казахстане. Ежегодно доход кинопроизводства во всем мире – 268 миллиардов долларов. Вложение в создание кинокомиссии, по сути, – вклад  в экономику страны.

К примеру, если бюджет фильма составляет один миллион долларов, то cash back (возврат средств) государству может составить от 25 до 60 процентов. При этом благодаря фильму идет большая реклама и продвижение страны при международном прокате.

Казахстан относительно мало известен в западном мире. Но огромное количество людей путешествуют, чтобы посетить страны, о которых они узнали в фильмах. Если крутить казахстанские фильмы в других странах, это принесет выгоду национальной экономике. Один из самых ярких примеров в этом смысле – Турция. После того как там была создана кинокомиссия и турецкие сериалы разошлись по миру, поток туристов в Турцию увеличился на 70%.

Именно с такими предложениями мы выходим на казахстанский кинорынок, мы готовы снимать телевизионные проекты и сериалы. Но, к сожалению, в Казахстане на тебя обращают внимание, если только ты привозишь кинозвезду или снимаешь голливудского актера в своем фильме. Работа с голливудскими продюсерами и кинокомпаниями не считается у нас достижением. А ведь этот опыт может пригодиться нашей стране.

Виза США как счастливый билет

Часто сталкиваюсь по своей работе в образовательном центре с такой ситуацией: студенты или выпускники университетов, которых мы устраиваем на стажировку по специальности в компании, по окончании контракта желают любыми способами остаться в США. Но очень часто их надежды разбиваются о риски: работа есть только в сфере обслуживания, а арендная плата даже за комнатушку в мегаполисе очень дорога. Но мы как раз и хотим отправлять кандидата для получения американского опыта работы, чтобы потом он вернулся и применил полученные знания на своей родине.

Я тоже впервые поехала в Америку по программе Work and Travel и работала официанткой и горничной... Это тяжелый труд. Но это стало большой школой для меня. Благодаря своему образованию, знанию языков и удачному сотрудничеству в киноиндустрии я смогла зацепиться в этом бизнесе.    

Свою жизнь через десять лет я больше представляю в США. Пока у меня нет собственной семьи, мне 28 лет, думаю, все еще впереди. Грубо говоря, я пока "кочую", но я ценю свои корни и уверена, что когда-нибудь мне удастся сделать что-то серьезное для Казахстана, ведь здесь у меня так много талантливых коллег.