Картинка
Личное

Таня Либерман: "Иногда люди сами мешают себе стать счастливыми"

Таня Либерман приехала в Алматы по приглашению свадебного агентства Onewed.ru – провести мастер-класс по составлению цветочных композиций. Цветы – это ее большое хобби и «побочный», как она сама выражается, бизнес, а главное детище – магазин Jerusalembazar, где продаются украшения и керамика ручной работы от израильских дизайнеров.

Таня стала известна благодаря своему блогу в «Живом Журнале», сегодня ее аудитория в соцсетях исчисляется десятками тысяч человек. С того, как можно прославиться благодаря интернету, мы и начали наш разговор.  

- Таня, для многих ты являешься воплощением мечты: вот была обычная девушка, а потом завела ЖЖ и стала известной. А ты сама помнишь тот переломный момент, когда твой блог из дневничка для друзей превратился в площадку с многотысячной аудиторией?

Знаешь, он никогда не был для друзей. Я вообще не знаю, для чего его завела. Поначалу хотела писать инкогнито. Очень смутно помню тот момент, когда там появилась тысяча подписчиков, тогда это был какой-то рубеж. Но это было довольно давно, почти 10 лет назад. Я завела ЖЖ, когда маялась от безделья в ИКЕА. Мне уже было неинтересно, нужно было уходить, но до этого свои дни надо было чем-то заполнить. Я еще жила в Екатеринбурге. Потом состоялся переезд в Москву, я долго работала на «обычной» работе, и все это время в ЖЖ набирались люди.

- «Отматывая» назад, можешь проанализировать, чем ты зацепила аудиторию?

Это для меня так странно. Сейчас я, как ты выразилась, воплощение мечты, и есть какие-то достижения. Но тогда у меня был заработок ниже среднего, я не могла себе позволить тушь «Диор», снимала ужасную комнату на Войковской в Москве и работала секретаршей, если по-честному. Нигде особо не путешествовала, никак не одевалась и не писала обзоры косметики. Но, перечитывая сейчас свой ЖЖ, я вижу: у меня была какая-то безумная искра. 

Не буду скромничать, я тогда очень классно писала. Сейчас читаю и сама себе завидую. Видимо, годы, опыт  все как-то наложилось, и искра ушла (смеется). В то время со мной не происходило ничего экстраординарного, но я умела подать это так, что людям было интересно читать. Наверное, тогда какая-то харизма у меня была. Вернее, она и сейчас есть, но немножко другая уже. Сейчас понятно, почему люди меня «фолловят», а тогда это была какая-то иррациональная штука.

- Сейчас популярны все эти советы «как стать известной в Инстаграме». И многие пишут, что главное правило  не постить котиков, детей и рекламу. А у тебя все наоборот...

- Почему это? Я с этим не согласна, в мире рекламы и пиара всегда правили котики и дети. А кто это говорит?

- Ну, Ксения Собчак, например...

Слушайте, Собчак стала популярна не благодаря инстаграму. Она будет постить все, что угодно, и ее будут фолловить. Так что, Ксению Собчак нельзя назвать гуру именно в вопросе продвижения в интернете. А если говорить о людях, которые выросли в соцсетях, а не где-то еще, то для них дети «делают погоду». Я совсем недавно думала об этом. Есть инстаграмы мам, которые не постят больше ничего, кроме своих детей и слез умиления над этими детьми. И люди это очень любят: у этих мам больше сотни тысяч подписчиков. Так что это доказывает: постите детей, и все у вас будет хорошо. 

Я не особо слежу за точным числом своих фолловеров, потому что, откровенно говоря, я гонюсь за качеством, а не количеством. Цифра в аккаунте, конечно, немножечко тешит самолюбие, но намного больше его тешит уровень продаж в магазине. Но я заметила: когда я много времени провожу вне дома, путешествую и занимаюсь интересными проектами, пишу о них, возникает тенденция на очень маленький прирост. Люди одинаково добавляются и удаляются. А когда я целыми днями сижу дома и только и делаю, что фоткаю свою дочку, идет абсолютный прирост подписчиков. 

"Я выбрала предпринимательство без инвестиций"

- Любой бизнес – это риски. Не имея богатого мужа, папы-олигарха, вообще никакой «подушки безопасности», ты не побоялась бросить все и открыть интернет-магазин украшений. Это была такая безбашенность или абсолютная уверенность в своих силах?

А у меня не было рисков. Я ничем не жертвовала и ничего не вкладывала. Я выбрала путь предпринимательства без инвестиций. Это такой специфический вид, когда ты растешь медленно, потому что вкладываешь только то, что зарабатываешь этим бизнесом, но зато у тебя нет никаких рисков. С другой стороны, на тот момент мне было нечего вкладывать, так что и выбора особого не было. Возможность сделать бизнес без инвестиций дают только соцсети. Если бы не было соцсетей, можно было, конечно, стать коммивояжером и ходить от двери к двери... Но у меня был блог в ЖЖ – бесплатная рекламная площадка, а продавать я начала украшения, которые привезла из недавней поездки в Израиль. 

Можно сказать, у меня были вложения, равные стоимости пяти сережек, так что можно отнести их к нулевым инвестициям. Потом, когда я продала все это, то поехала на закупку и купила разных сережек на 15000 рублей. И мне казалось, что я вложила невероятную сумму. Но, учитывая, что я тогда получала 45000 рублей и 25000 из них отдавала за квартиру, для меня это действительно была вся зарплата, месячный прожиточный уровень. Но эта инвестиция окупилась. У меня никогда не было планов «вот сейчас я продам одну сережку, а потом открою магазин через пять лет». Конечно, хотелось успеха, но каких-то громадных планов не было.

- Раньше ты скептически относилась к оффлайн-продажам, а потом все-таки решила открыть «настоящий» магазин. Сейчас отношение к традиционному способу продаж поменялось?

Поменялось, я уже не отношусь к этому скептически. Я открыла магазин, потому что ассортимента стало очень много, и вести все это в режиме сайта стало сложно. И когда мы смогли без особых рисков позволить себе открыть магазин, то сразу сделали это. Опыт онлайн- и оффлайн-покупок совершенно разный. Разный выбор, разный средний чек. Потому что, когда человек приходит на сайт, он идет в конкретную категорию, выбирает сережки, которые ему нужны, и попутно не видит ничего, что могло бы ему приглянуться. Там нет консультанта, который расскажет, подскажет, достанет из закромов. И конечно, в магазине совершенно другая атмосфера. Мы не пожалели, что открыли оффлайн-магазин. Когда мы открывались, это было полтора года назад, в Москве еще было очень мало таких мест. Сейчас они появляются – лавочки, кафе, как в Европе, где ты ходишь не по магазинам в огромных торговых центрах, а по милым магазинчикам, сделанным с душой. Так что, это был интересный опыт  создать такой микрохендмейд концепт стор, куда приятно зайти.

"У меня довольно стереотипные представления о мужчинах"

- Твой муж сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. Нестандартная для наших стран ситуация. Почему вы приняли такое решение? Неужели ваш семейный бизнес важнее его работы в престижной компании?

На самом деле, Миша находится в отпуске по уходу за ребенком формально. Он работает над нашим семейным бизнесом, и работает гораздо больше, чем когда сидел в офисе. Потому что, когда ты работаешь на себя, ради своего блага и прибыли, это мотивирует гораздо сильнее, чем когда ты ждешь премию в конце года или десятипроцентной индексации. Как мы к этому пришли? Стало понятно, что бизнес приносит больше денег, чем его зарплата, и что бизнес нужно развивать. Плюс мы решили переехать в Подмосковье, а если ты работаешь в центре Москвы и на работе тебе нужно находиться с 8 утра до 7 вечера, значит дома ты будешь только по ночам. Нас это, конечно, не устраивало. У нас в приоритете все-таки дети, и мы можем построить свой график так, чтобы и с детьми пообщаться, и денег заработать. То, что он получал на прежней работе финансово, морально и в плане саморазвития не стоило того, чтобы там оставаться и чем-то жертвовать. Я за рациональный подход и всегда стараюсь оптимизировать усилия, свои и своей семьи.

- Даже сквозь призму соцсетей видно, что вы с мужем очень любящая пара со здоровыми внутрисемейными отношениями. В чем залог вашего семейного счастья?

У нас много расхождений, но они в мелочах. А в каких-то глобальных, основополагающих вопросах, на которых строится жизнь  например, отношение к детям, желание жить за городом, семейный бюджет  мы мыслим одинаково. Причем без напряга, без компромиссов и выяснения отношений. Но ответить на вопрос «в чём залог счастья», я не могу: когда ты живешь, и у тебя все хорошо, ты не сидишь и не анализируешь, почему у тебя все так хорошо. Анализировать начинаешь, когда все плохо...

- Ты как-то сказала, что не смогла бы жить с человеком, который не умеет что-то делать своими руками...

Нет, наверное, я бы смогла, но в моем представлении мужчина должен уметь забить гвоздь. При этом я не умаляю способностей мужчин, которые зарабатывают кучу денег своими мозгами и гвоздь забить не могут, но мне это важно. Естественно, мужчина не должен быть таким: забил гвоздь и пошел пиво пить. Хотелось бы с ним и о политике поговорить, и мир вместе посмотреть, и что-то высокое обсудить...

- Вот я к этому и спросила: какие еще качества тебе важно видеть в мужчине?

У меня довольно стереотипные представления. Мужчина должен быть щедрым, великодушным, мужественным… Позавчера у нас была съемка, и мы с девочкой-фотографом таскали в фотостудии огромные тяжелые фоны. И вот мы вытаскиваем этот фон, открываем багажник, корячимся, запихиваем его, а рядом стоят два таких хипстероподобных молодых человека, курят, периодически на нас смотрят, отворачиваются и начинают о чем-то высоком разговаривать. А я не представляю, чтобы мой муж, видя, как две девушки мучаются, не помог. Для него это было бы естественно, а для меня такие вещи - определяющие. Вроде бы элементарная ситуация, но такое проявление мужественности очень важно.

У мужчины должна быть готовность взять на себя какие-то проблемы, заботы. У нас в семье есть распределение обязанностей. Всем домом занимается только Миша. Когда надо что-то отремонтировать, заняться какими-то вопросами, улучшениями, я не бегаю, не указываю, инициатива идет от него, что тоже важно. Это постоянное тюканье, которым многие девушки страдают (да и меня эта участь не всегда минует), ни мужчине не добавляет уверенности в себе, ни пользы отношениям не приносит.

Очень важно для меня то, какой мужчина отец. В моем окружении очень много мужчин, которые достойно ведут себя в плане отцовства. Но все-таки у нас, в России, отцы частенько отстранены от детей по сравнению с теми же израильтянами или шведами, которых я достаточно близко наблюдаю. И для меня важно, что человек не просто любит детей, а без всякого подпинывания готов ими заняться на том же уровне, что и я. «Ты же мать!» – для меня эта фраза никогда не была аргументом. Я считаю, что дети - это реально «фифти-фифти». И все, что может сделать мать, может сделать и отец, за исключением самого процесса родов и кормления грудью. Все остальное, и мной это уже два раза проверено, может делать и мужчина. Вопрос в том, чтобы он этого тоже хотел.

"Ежечасное родительство  это не мой выбор"

- У ваших детей довольно маленькая разница в возрасте – два года. Это был спланированный шаг? Родить второго ребенка, когда первый еще совсем маленький, – это ведь нелегко.

Когда мы родили первого ребенка, сразу стало понятно, что их должно быть много. Это было прям очень клево. Нам безумно нравится быть родителями, а когда тебе что-то нравится, ты хочешь этого много. И нам сразу же захотелось второго. Так и получилось.

- Когда смотришь на вашу семью, складывается впечатление, что родительство – это очень легко. Но на самом-то деле бывает всякое. Ты специально создаешь глянцевую картинку? Или это такое отношение к жизни – не замечать трудностей?

Заниматься в жизни нужно тем, что нравится. В глобальном смысле. Надо получать удовольствие от процесса. А если ты циклишься на трудностях, ты не получишь этого удовольствия. И в родительстве в том числе. Во-первых, ежечасное родительство – это не мой выбор. У нас есть няня, я считаю, что невозможно совмещать в одно и то же время ребенка и работу: обе вещи будешь делать некачественно. Нужно четко разделять время, когда ты занимаешься детьми, а когда ты занимаешься бизнесом, и уметь делегировать. Мне интересней быть «легким» и счастливым родителем, чем женщиной, которая целыми днями сидит с детьми, света белого не видит и ненавидит всю эту историю. 

Я уверена, есть девушки, которые именно в детях и занятиях с ними находят свое призвание, поэтому акцентирую внимание – я против самоотречения, если женщина не получает от непрерывного общения с ребенком удовольствия. Если ты затюканная и не чувствуешь себя в материнстве счастливой, то эта жертва не нужна никому, особенно твоим детям. Чтобы потом они выросли, а ты им сказала: я тебе отдала свои лучшие годы, так что теперь сиди со мной до пенсии? Счастья это никому не принесет.

- Твоей дочке сейчас три года, и она уже вошла в тот возраст, когда нужно активно заниматься ее воспитанием. У тебя есть какие-то принципы, ориентиры в вопросах воспитания детей?

Я очень согласна с Юлией Гиппенрейтер, которая написала прекрасную книжку «Общаться с ребенком. Как?». Она говорит, что детей не надо воспитывать, детей нужно растить. И между этими двумя понятиями принципиальная разница. Мне все это очень близко, чисто интуитивно я так и делала. Нравится базовый принцип: «Дисциплина должна накладываться сверху хороших отношений». Сначала ты выстраиваешь хорошие отношения с ребенком, а потом уже выстраиваешь дисциплину. 

С характером нашей дочери без дисциплины никуда, но все-таки важно найти подход к ребенку, а не просто указать ему рамки и муштровать. Не могу сказать, что я отлично справляюсь с дисциплиной и что у меня чрезвычайно послушный ребенок. Зато я точно знаю, что она самобытная личность, и для меня главная задача – не сломить и не подчинить эту личность, а дать ей развиться в лучшем виде. Потому что в моем ведении она максимум лет до 13, а потом она уже будет мыслить себя абсолютно отдельным человеком, а не только дочкой своей мамы.

"Люди сами придумывают ограничения, которые мешают им стать счастливыми"

- Ты являешься гражданкой двух стран – России и Израиля. Часто говоришь о том, что хотела бы жить в Израиле, но по воле мужа живешь в Москве. Уже смирилась с таким положением вещей?

Мне не нравится фраза «по воле мужа». Это вообще не про нас: у нас нет ничьей воли, есть общие решения. Мы оба любим Москву, и наш бизнес, все основные проекты – в Москве. Я бы не хотела уехать в Израиль и обо всем забыть. Лучше выразиться так: мне хотелось бы больше времени проводить в Израиле. Но, учитывая, что в Подмосковье у нас построен дом, где мы все сделали для себя, так, как хотели, а в Израиле у нас своего жилья нет, мне там не так комфортно с бытовой точки зрения. Конечно, я хотела бы иметь там хорошую квартиру, чтобы можно было в любой момент приехать и остаться. Но Израиль и так для меня доступен в любой момент. Когда мне захочется, я могу взять билет и улететь хоть на месяц. Мне есть где жить, есть чем заняться, есть с кем пообщаться. Но сейчас мой дом – это Москва, здесь драйв, здесь воплощаются все проекты, проходят все мероприятия.

- Таня Либерман – это уже личностный бренд, который ты волей-неволей создала. Ты яТляешься примером для подражания, к тебе прислушиваются по многим вопросам. Чувствуешь ответственность за содеянное?

Я чувствую свою ответственность, и, на мой взгляд, я стараюсь нести в массы позитивные вещи. Считаю, что здорово, если, например, девушки немножко раскрепостятся в своем материнстве, поймут, что необязательно быть упакованной в бренды, чтобы быть счастливой. Ты спрашиваешь, почему я не показываю в соцсетях ничего плохого. А я не вижу смысла. Хотя иногда я тоже пишу в расстроенных чувствах злые посты, но по большей части не вижу смысла в страданиях на публику. У каждого в жизни и так достаточно белиберды, которая его расстраивает, нужно все-таки фокусироваться на позитивных моментах, учиться быть счастливее, учиться легкому отношению к жизни и проблемам. Конечно, есть настоящие проблемы, к которым нельзя относиться легко – болезни детей, родителей. Но в большинстве случаев люди сами придумывают ограничения, которые мешают им стать счастливыми. И мне очень приятно, что у меня есть такая ответственность, я могу показать людям, что можно быть счастливой и гармоничной без границ.

фото: Екатерина Новоселова, Евгений Колокольников