Картинка
Психология

Рассерженная любовь: почему женщине так сложно выражать гнев

В семейной жизни конфликты неизбежны. Они могут регулярно повторяться по одному и тому же сценарию, причиняя обоим партнерам боль, а могут стать точкой роста, если разобраться в причинах. Рассматриваем тему подробно с практическим психологом психоаналитического направления Еленой Лю.

Когда речь заходит о семейных конфликтах, женщины довольно часто определяют свое состояние как обиду. «Я не злюсь на него, просто так обидно…» – плачет клиентка на сессии, но я замечаю, что ее вегетативные реакции, жестикуляция, выражение глаз и характерное напряжение в голосе говорят о другом. Все ее тело словно кричит: «Я его ненавижу!» 
Ненависть – рассерженная любовь. Рассерженная из-за предательства, оскорбления или прямого насилия. К сожалению, чувство гнева на партнера и возможность выражать это чувство открыто вслух у женщин подвергаются вытеснению, растворяясь в страхе, токсичном стыде, беспомощности.  Происходит это по разным причинам. Прежде всего, из-за боязни, что проявленная вовне злость разрушит человека, в любви и заботе которого нуждаешься. Поэтому женщины смещают свой гнев на любовницу, родителей, «непутевых друзей» партнера, неосознанно стремясь сохранить его «хорошую часть», которую можно любить и от которой можно ожидать взаимности. Чувство обиды создает ощущение морального превосходства и дает зеленый свет более безопасным пассивно-агрессивным реакциям – молчаливому игнору, жалобным упрекам, отказу в интимной близости. Эта стратегия может приносить некоторую компенсацию (внимание или подарки) и на время снижать напряжение в паре, но никогда не решает саму проблему, из-за которой возник конфликт, и надолго удерживает в инфантильной позиции.

Привычка превращать гнев в хроническую обиду встречается у женщин с тревожным типом привязанности, у которых безопасное переживание близости трансформировано в эмоциональную зависимость от партнера. Эмоционально зависимые люди тяжело переносят расставание и разрыв отношений. Их связь с возлюбленными больше напоминает борьбу за любовь, нежели саму любовь. К подавлению гнева также прибегают женщины, удовлетворение базовых потребностей которых практически полностью зависит от мужчин. Это происходит из-за отсутствия необходимых для самореализации социальных навыков, жестких религиозных или семейных установок, длительного нахождения в состоянии уязвимости (беременность, уход за детьми, депрессия из-за утери близких, потеря работы, тяжелые соматические заболевания).

Отношение к выражению эмоций агрессивного спектра во многом определяется культурой обращения с чувствами в родительской семье. Родители, которым сложно справляться с детской агрессией, могут использовать запрет на выражение гнева как самый простой и быстрый способ остановить поток невыносимых для себя эмоций. 
Установка на послушное услужливое поведение нередко внушается девочкам, взрослеющим в семьях с авторитарным патриархальным укладом. Такой подход к воспитанию основан на архаичных взглядах о зависимости выживания женщины и ее потомства от мужчины, а иногда и на явной дискриминации. Испокон веков, лишенные возможности открыто выражать гнев, женщины вынуждены были прибегать к самым разнообразным способам пассивной агрессии и коварным закулисным интригам, примеры которых мы до сих пор находим не только в сказках, мифологических сюжетах, киноисториях, но и в реальной жизни. 

Артемизия Джентилески «Иаиль и Сисара», 1620. Считается, что картина, написанная на известный библейский сюжет, отражает переживания итальянской художницы, изнасилованной в юности учителем живописи.

В массовой культуре распространены всевозможные заблуждения по поводу агрессии: агрессия деструктивна, злость – очень плохое качество, хорошие люди не злятся, хорошие супруги не ссорятся и другие. Между тем, агрессия – одна из базовых, биологически закрепленных мотивационных систем, без которой невозможно выживание. Избыточная агрессия действительно деструктивна. Но злиться и быть жестоким – это разные вещи. В норме агрессивные реакции необходимы для поискового, полового, родительского поведения, они участвуют в формировании таких важных черт характера, как решительность, активность, целеустремленность, уверенность, креативность.

Реальные отношения невозможны без конфликтов. И я сейчас говорю не о партнерах с патологическим садизмом, а об обычных парах. Способность выражать и утилизировать гнев с наименьшими для обеих сторон потерями важна уже с самого начала общения. При этом одного выражения гнева может быть недостаточно. Злость, раздражение никуда не исчезнут, пока вы не поймете, из-за нарушения каких потребностей возникает агрессия, и не научитесь говорить о них с партнером без страха и токсичного стыда. Это может быть потребность в уважении, комфорте, разделении обязанностей, материальной и эмоциональной поддержке, сексуальной близости или личном пространстве, словом, все то, в чем нуждается любой человек, независимо от пола и социального статуса.

Если женщина не вернет себе право на гнев, то никогда не поймет, какие ее потребности фрустрируются, не научится отделять собственную ответственность за удовлетворение этих потребностей от внешних препятствий, которые вовсе не обязательно принимать как тяжкий пожизненный крест.