Картинка
СПЕЦПРОЕКТ

Преодолевая гендерный разрыв:
ТОО «Қамқор Локомотив»

Железнодорожная отрасль всегда требовала высокой квалификации, ответственности и умения работать в команде. Женщины вносят вклад в ее развитие уже не одно десятилетие. Еще в годы Великой Отечественной войны тысячи из них заменили мужчин на железных дорогах – работая машинистами, ремонтниками, диспетчерами, они обеспечивали бесперебойное движение поездов. С тех пор их роль в отрасли только укрепилась. 

ТОО «Қамқор Локомотив» – самое крупное предприятие в Казахстане, специализирующееся на сервисном и техническом обслуживании тягового подвижного состава, представленное по всей территории Республики 15 производственными площадками. Женщины в этой компании успешно осваивают технические профессии, внедряют инновационные решения и занимают ключевые позиции, доказывая, что профессионализм не имеет гендерных границ.

Мы поговорили с Динарой Касеновой, руководителем службы управления человеческими ресурсами ТОО «Қамқор Локомотив», чтобы узнать, как в компании поддерживается гендерное равенство.

Сколько женщин сейчас работает в компании? Изменилась ли динамика за последние пять лет? 

В нашей компании трудятся 4300 человек, около 40% из них – женщины. За последние пять лет наблюдается положительная динамика количества женщин на производстве, в среднем на 3-5% ежегодно. 

Насколько активно женщины работают на технических специальностях на предприятиях «Қамқор Локомотив»?

Сегодня все больше женщин выбирают технические профессии, которые ранее считались исключительно «мужскими». В наших филиалах работают женщины-слесари, дефектоскописты, машинисты, начальники цехов. Их вклад в развитие компании трудно переоценить. Например, в одном из филиалов работает Наталья Максимкина, мастер колесного цеха, которая руководит коллективом, состоящим в основном из мужчин. Работа очень ответственная, требующая высокой концентрации и внимательности и напрямую влияющая на безопасность поездов. 

В нашем самом крупном филиале – Атбасарском электровозоремонтном заводе – главным конструктором конструкторско-технического бюро работает Оксана Дьяченко. В ее обязанности входят разработка конструкторских чертежей нестандартного оборудования, создание эскизных и технических рабочих проектов.

А на локомотиворемонтном заводе в городе Шу и в локомотиворемонтном депо города Тараза слесарями по ремонту подвижного состава работают Вера Рубцова и Фарида Набиева. В их обязанности входят контроль и ремонт приборов безопасности, таких как скоростемеры, манометры и другие. 

В локомотиворемонтном депо города Караганды станочником широкого профиля работает Светлана Сахно – универсальный специалист, которая умеет работать с различными материалами и обладает навыками работы на разнообразном оборудовании (токарные, фрезерные и другие станки).

В качестве подтверждения успешной реализации женщин в железнодорожной отрасти можно привести еще один яркий пример. В начале 2025 года Асыл Нетжанова, дефектоскопист локомотиворемонтного депо города Актобе, во время технического обслуживания локомотива выявила критическое повреждение колесной пары, тем самым предотвратив возможную угрозу безопасности движения поездов. Приказом генерального директора ТОО «Қамқор Локомотив» Асыл Нетжанова была награждена нагрудным знаком «Теміржол қауіпсіздігі үшін» – «За безопасность на железнодорожном транспорте». 

Как вы видите, женщины в железнодорожной отрасли, несмотря на стереотипы, что эта работа требует исключительно мужской силы, ежедневно доказывают, что главное – профессионализм и стремление к развитию. Каждая из них следует миссии компании – обеспечивает надежность и безопасность локомотивов, внедряет передовые технологии и берет на себя ответственность перед будущими поколениями.

С какими стереотипами вам приходилось сталкиваться в вашей отрасли? 

Основной стереотип – это, конечно, то, что инженерные профессии не для женщин. Многие до сих пор считают, что работа на железнодорожном транспорте требует исключительно физической силы, технического склада ума и стрессоустойчивости, что традиционно приписывается мужчинам. Однако женщины ежедневно опровергают этот миф, доказывая, что профессионализм, усердие и ответственность не зависят от пола.

Некоторые также считают, что женщинам сложнее совмещать карьеру с семьей. Однако это вопрос не пола, а грамотного планирования и поддержки со стороны коллектива и общества. Многие наши сотрудницы не только добиваются успехов в профессии, но и являются заботливыми матерями и активными участниками общественной жизни.

Как компания способствует профессиональному развитию женщин?

Мы активно поддерживаем гендерное равенство и создаем условия для обучения, карьерного роста и равной оплаты труда. Например, у нас действует система наставничества, которая помогает новичкам осваивать профессию. Женщины могут рассчитывать на поддержку со стороны более опытных коллег и руководства, которое оценивает сотрудников исключительно по их профессиональным качествам. 

Также в нашей компании активно развивается молодежное движение «Жас Қамқор», в числе лидеров которого есть и молодые специалисты-девушки с планами на карьерный рост и дальнейшее развитие в железнодорожной отрасли. 

В вашей компании женщина может подняться по карьерной лестнице? Какие есть возможности для тех, кто хочет расти и развиваться? 

Конечно, в нашей компании не существует препятствий для карьерного роста в зависимости от гендерной принадлежности. Более того, одной из целей нашей компании является обеспечение определенного количества женщин на руководящих должностях. Также хочу отметить, что наши корпоративные ценности создавались с учетом принципов равных возможностей и профессионального развития каждого сотрудника. Мы стремимся к инновациям и совершенствованию, поэтому обучение, наставничество и карьерный рост доступны каждому, кто готов к новым вызовам.

Как вы считаете, в чем ключевая роль женщин в железнодорожной отрасли?

Женщины в нашей сфере – не только профессионалы, но и лидеры изменений. Они привносят в работу нестандартные подходы, внимание к деталям, организованность. Их пример вдохновляет других и помогает разрушать стереотипы. Сегодня мы видим, что границы между «мужскими» и «женскими» профессиями размываются и главным критерием становится профессионализм. 

Гендерное равенство в железнодорожной отрасли Казахстана – это не просто тенденция, а реальность, которая уже сейчас меняет восприятие профессий и открывает новые возможности для женщин в индустрии.

Как, по-вашему, разнообразие в коллективе влияет на развитие бизнеса в целом и почему? 

Разнообразие в коллективе – один из ключевых факторов успеха любой компании, особенно в такой технологически сложной и динамичной сфере, как железнодорожный транспорт. Разные точки зрения, подходы к решению задач и профессиональные качества сотрудников помогают находить нестандартные решения и повышать эффективность работы.

Например, наши сотрудницы, работающие на технических специальностях, не только справляются со своими задачами наравне с мужчинами, но и предлагают новые методы работы, улучшают процессы и внедряют инновационные решения.

Кроме того, гендерное равенство в компании формирует открытую и справедливую корпоративную культуру. Когда каждый сотрудник чувствует, что его вклад ценят независимо от пола, это мотивирует к профессиональному развитию, повышает вовлеченность и способствует росту производительности.

В «Қамқор Локомотив» мы видим, что успех компании напрямую связан с тем, что в команде есть место для талантливых специалистов вне зависимости от их пола.