Времена, когда за штурвалом пассажирского самолета можно было увидеть только мужчин, прошли. Все больше женщин, несмотря на многочисленные стереотипы, делают успешную карьеру в сфере авиации. В 2018 году воздушное судно Air Astana совершило первый в Казахстане полет с полностью женским экипажем. На пути преодоления гендерного разрыва – это не единственное крупное достижение компании: более половины руководящих должностей в ней занимают женщины.
Евгения Ни, исполнительный директор по управлению персоналом, работает в Air Astana практически с момента основания. Мы попросили Евгению рассказать об успехах женщин в компании и возможностях их профессиональной реализации в отрасли.
Сколько женщин сейчас работает в авиакомпании?
Почти 4000 сотрудников группы компаний Air Astana – это женщины, которые являются профессионалами высокого уровня. Это количество составляет порядка 59% всего коллектива. При этом женщины занимают более половины руководящих должностей, то есть на лидирующих позициях их более 200 человек.
В состав высшего руководства входят 45 женщин, включая такие позиции, как старший директор по операционной деятельности FlyArystan, директор по продажам и грузовым перевозкам, вице-президенты по информационным технологиям и по развитию электронного бизнеса, по закупу и снабжению, по бортовому обслуживанию, по бизнес-планированию и самолетному портфелю.
Сколько женщин среди пилотов авиакомпании?
Стереотип, что управление воздушным судном – это исключительно мужская профессия, все еще жив, причем не только в нашей стране, но и во всем мире, где доля женщин-пилотов составляет менее 6%. Тем не менее в Air Astana сейчас работают 17 женщин-пилотов, и их число продолжает расти. В рамках продвижения авиационных профессий в Казахстане, в частности через программу подготовки пилотов Ab-initio, мы подчеркиваем, что девушки имеют равные возможности для получения этой профессии. И их интерес действительно возрастает: с каждым годом все больше женщин подают заявки на обучение по программе. На сегодня уже 10 девушек окончили программу Ab-initio и работают вторыми пилотами.
Примечательно, что в марте 2018 года Air Astana совершила первый в Казахстане рейс с полностью женским экипажем, продемонстрировав, что небо открыто для всех.
Какие еще должности, традиционно считающиеся мужскими, занимают женщины?
Мы видим, что авиация далеко не исключительно мужская отрасль, и это касается не только летной профессии, но и смежных специальностей. Сегодня девушки наравне с мужчинами занимаются техническим обслуживанием самолетов и обеспечивают безопасность выполняемых рейсов. В компании работает 15 авиамехаников и инженеров женского пола. Более того, вы удивитесь, но покраской внешнего фюзеляжа самолетов тоже занимается женщина – маляр-технолог Службы обслуживания пассажирского салона и внешнего вида воздушных судов.
Есть ли в компании программы, направленные на привлечение женщин на работу и в том числе на руководящие должности?
Мы активно рассказываем про все возможности получения профессии в авиации для женщин. И на вопросы соискателей «Может ли девушка стать пилотом или авиамехаником?» всегда отвечаем положительно. Женщинам доступны все вакансии, кроме тех, что законодательно ограничены для женского труда, например, грузчик и приемосдатчик багажа.
Что касается руководства, то специальных программ нет, потому что в компании никогда не было трудностей с привлечением женщин в менеджмент. Политика компании ориентирована на личный вклад и эффективность сотрудника. И если человек является профессионалом в своей отрасли, а его навыки соответствуют требованиям той или иной должности, то гендерный вопрос не станет барьером в карьерном росте.
В Air Astana много историй успеха, когда женщины прошли путь со стартовых позиций до управленческих должностей. Один из них – карьера Елены Обуховой, которая пришла в компанию в 2001 году офис-менеджером и выросла до вице-президента по бортовому обслуживанию. Сейчас она руководит одним из самых крупных департаментов, в который входит коллектив бортпроводников. В 2010 году Анель Ибрагимова была принята в штат на должность аналитика по бизнес-системам, а в данный момент она является вице-президентом по информационным технологиям и по развитию электронного бизнеса. Директор по развитию талантов Александра Штопель начала свой карьерный путь в Air Astana с должности ассистента. Мақпал Бейбітжанқызы начала работу в должности агента по загрузке воздушных судов, а сейчас она директор по наземному обслуживанию в FlyArystan. Такие примеры становятся мотивацией и для других женщин, мы с удовольствием рассказываем о них.
Какие условия создаются для женщин, работающих в компании, чтобы они могли соблюдать work-life balance?
У нас есть определенные привилегии для сотрудников независимо от их пола – это скидки на путешествия, фитнес и заведения в крупных городах. Наш главный внутренний клиент – это каждый из наших сотрудников, они имеют равные права, возможности и преимущества, как сотрудники авиакомпании.
Существуют ли в компании какие-то социальные программы для женщин?
Мы соблюдаем требования законодательства, касающиеся прав женщин, в том числе во время беременности. На сегодня 800 наших сотрудниц находятся в отпуске по беременности и родам. Кроме того, у нас есть программа, согласно которой компания компенсирует разницу между пособием по беременности и родам и заработной платой. Компенсация может составлять от 50 до 100%.
Те, кто занимается летной деятельностью, могут рассчитывать на перевод на более легкий труд по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам, например, если у сотрудника есть маленькие дети, требующие ухода и внимания.
Как, по-вашему, гендерный баланс влияет на развитие бизнеса и атмосферу в компании?
Множество проведенных исследований показало – гендерное разнообразие положительно влияет на бизнес. Наша компания не стала исключением. Корпоративная культура Air Astana направлена на развитие талантов каждого специалиста для достижения общих целей.
Те женщины, которые разделяют наши ценности и имеют необходимые знания и навыки, найдут свое место в авиации независимо от того, будет то работа в офисе, в ангаре или в кабине пилота.