В современном мире забота о себе стала популярным трендом. У многих людей self-care ассоциируется со здоровым образом жизни, практиками саморазвития и личной эффективности. В связи с этим возникают вопросы: как формируются навыки заботы о себе, существуют ли какие-то единые правила для их осуществления, не является ли забота о своих потребностях жизнью исключительно для себя, проявлением крайнего индивидуализма? За ответами мы обратились к практическому психологу Елене Лю.
Забота о себе базируется на осознанном реалистичном принятии своих потребностей по-доброму, без токсичной критики и перфекционизма. Начало заботы о себе – это ответы на вопросы «Что для меня сейчас необходимо, чем я могу помочь себе, чтобы обеспечить физическое и ментальное благополучие?»
В основе любой потребности лежит ощущение нехватки чего-то жизненно важного. И если с пониманием биологических потребностей взрослый человек в целом справляется самостоятельно, то, когда дело касается более сложных социальных потребностей, его внимание зачастую обращается к авторитетным источникам, формирующим общественное мнение. Так, в Средние века идеи заботы о себе в значительной степени зависели от религиозных предписаний и в основном сводились к укрощению чувств и влечений. В Советском Союзе забота о себе считалась чуть ли не эгоизмом и регламентировалась государством: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Современный капитализм превратил заботу о себе в товар. Маркетологам с успехом удается формировать нехватку у потребителя и продавать услуги или продукты, которые могут эту нехватку компенсировать. Нас окружает множество товаров и услуг, в рекламе которых упоминается забота: от сковородок Tefal и кремов Nivea до психологических курсов, обещающих научить правильно заботиться о себе.
Для женщины критерии заботы долгое время определялись (в некоторой степени определяются и до сих пор) потребностями мужского мира и связывались с ролью жены, матери, любовницы. Изначально мужская социализация была ориентирована на ценности автономии и индивидуального развития, женская – на установление отношений и действия на благо других. Таким образом, традиционные гендерные стереотипы оказывали и оказывают влияние на выбор женщиной заботы о себе, часто отводя ее на второй план или сводя к поддержанию внешней привлекательности в ущерб интеллектуальным и духовным потребностям.
С точки зрения психоанализа забота о себе вытекает из разрешения конфликта между инстинктивными влечениями, культурной моралью и рациональной частью психики. Это также выход из ловушек детских травм, блокирующих развитие зрелой способности к самоуважению и признанию своего права на счастье, любовь и проявление витальности. Первые образцы заботы о себе мы получаем от родителей и других опекающих взрослых. И это не только про то, как они ухаживают за детьми и партнерами, но и способность заботиться о себе самих, улучшать свое физическое и ментальное состояние, проявлять витальность, испытывать удовольствие от разных сторон жизни.
В некоторых семьях забота проявляется как жесткое принуждение, контроль, граничащий с физическим и эмоциональным насилием. Примеры: «Я знаю, как для тебя важна дружба, поэтому сама выберу тебе достойных друзей»; «Да, я бываю с тобой суров, но иначе ничего хорошего из тебя не получится»; «Не встанешь из-за стола, пока не доешь брокколи»; «Я говорю, что ты жирная, потому что забочусь о тебе»; «Ты очень талантлив, поэтому будешь все каникулы играть на скрипке». На самом деле за подобной «заботой» кроется хроническое недовольство своими детьми, неспособность принимать их уязвимость без злости, стыда или разочарования, страх оказаться плохим родителем, чувство вины за собственные упущенные возможности. Крайним примером насилия в заботе может служить история матерей с делегированным синдромом Мюнхгаузена, удерживающих детей в болезненном состоянии, чтобы чувствовать их потребность в своем присутствии.
Адора (актриса Патриша Кларксон), несущая своим дочерям «лекарство», содержащее яд. Кадр из сериала «Острые предметы»
Примерами деструктивности в заботе о себе являются установки на то, что ради успеха нужно работать как лошадь, что счастье дается только огромными усилиями, а над отношениями нужно упорно трудиться, даже если партнер этого не хочет. Сюда же можно отнести попытки прожить жизнь в «лучшей версии себя»: постоянная борьба со своими несовершенствами, стремление контролировать каждый свой шаг, избыточное подражание чужим примерам. Если человек выбирает себе такой путь, то усталость, тревога и хроническое недовольство становятся его постоянными спутниками как способ противодействия навязываемой судьбе. Эту триаду симптомов можно считать основными маркерами недостатка заботы о себе не только как о биологическом индивиде, но и как о сознающей личности.
Чтобы исключить насилие из заботы, необходимо исследовать те побуждения, которые подвигают эту заботу проявлять. Основным мотивом здоровой заботы о себе должно стать стремление к хорошему, а не борьба с «плохим и несовершенным» собой, а ее психологической базой – принятие собственных потребностей и слабостей через контакт с эмоциями и телом; представление о праве на счастье и благополучие без привязки к достижениям, просто по факту своего существования.
«Лошадь», художница Андреа Леманн, Германия, 2010
Забота о себе может начинаться с простых вещей – сканирования тела и прислушивания к своим чувствам и воспоминаниям, с понимания того, что для нас важно прямо сейчас и чего в нашей жизни не хватает. Здесь самое время вспомнить слова Сократа: «Познав самих себя, мы одновременно познаем заботу, в которой нуждаемся, а без такого познания мы никогда этого не поймем».
Никто, кроме нас самих, не может решить, какую форму заботы выбрать в конкретный момент жизни. Элизабет Гилберт, автор известного романа «Есть, молиться, любить», выбирает для своей героини простую трехчастную формулу: вкушение телесных радостей жизни, контакт с внутренним миром, отношения с другими людьми, основанные на эмпатии и привязанности. Кроме того, главная героиня путешествует и получает новые впечатления. Все эти аспекты по сути являются основой жизненного благополучия любого человека и заботы о себе как практики достижения этого благополучия.
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»
В моменты стресса, когда человек регрессирует к более детскому состоянию, необходимой заботой о себе может стать переход в безопасное физическое и эмоциональное состояние, успокоение посредством приятной еды, музыки, телесного контакта и разговоров с другими людьми. Уже в более ресурсном состоянии мы переходим к активной самопомощи, потому что забота – это функция зрелого эго, связанная с осознанным, опирающимся на реальные возможности выбором.
Всему свое время под солнцем, то же самое можно сказать и о заботе: время отдыхать на диване и время путешествовать; быть одному и проводить досуг в компании; есть сладкое и отказываться от сладкого в пользу тренировок; создавать новые связи и разрывать старые, ставшие токсичными; время фокусироваться на эгоистичных мотивах и время выбирать альтруистичное поведение, если не доводить ни одно из этих занятий до абсурдных крайностей. Кстати, забота о других тесно связана с заботой о себе, поскольку является нормальной потребностью каждого из нас. Эмпатия и желание помогать активируют нейронные структуры, отвечающие за формирование самосознания. Кроме того, помогая другим, мы переходим во взрослую позицию, что также способствует нашему эмоциональному взрослению и дает ценный опыт для формирования навыков заботы о себе.