Салтанат Казыбаева – исполнительный директор корпоративного фонда «Смелость быть первым» и race director Almaty Marathon, который за 13 лет стал неотъемлемой частью городской жизни Алматы и самым масштабным беговым событием Центральной Азии. 2024 год для команды и сообщества выдался трансформационным.
Мы попросили Салтанат подробнее рассказать о ключевых изменениях и главных победах (в том числе личных), а также поговорили о том, как марафон меняет город и вдохновляет людей.
Almaty Marathon впервые состоялся в 2012 году. Как возникла идея его провести? С чего все началось?
Я тогда работала в фитнес-клубе, и мы хотели провести какое-нибудь особенное спортивное событие, чтобы вместе отметить его день рождения. Нам хотелось сделать что-то не только для членов клуба, но и для города. Мы обратили внимание, что в крупных городах мира, таких как Нью-Йорк или Берлин, марафоны – это важное культурное событие. Тогда мы задумались: почему бы не провести такой же марафон в Алматы? Так в мае 2012 года состоялся первый Almaty Marathon – у него было тогда другое название: «Смелость быть первым». Тогда у нас не было ни регистрационной платформы, ни четкого плана трассы – мы буквально организовали мероприятие на коленке, привлекая волонтеров и работников клуба. Однако результат превзошел все ожидания – мы думали, что будет 500 участников, а на старт вышли 2500 человек. Бегуны регистрировались в день мероприятия и по желанию могли пожертвовать любую сумму, внеся ее в специальный бокс. Уже тогда, как помню, удалось собрать 292,5 тысяч тенге, чтобы помочь отправить ребенка с ДЦП на реабилитацию. Понятно, что было допущено множество ошибок, трасса была очень тяжелая, но мы вызвали общественный резонанс, о нас написали многие СМИ. Стало понятно, что людям интересно бегать и наш город нуждается в таком движении.
Со временем мы осознали, что наша задача – не просто организовывать марафоны, но и развивать беговую культуру. Так появились небольшие сезонные забеги, а чуть позже мы вышли и в другие регионы Казахстана. Это помогло нам создать и укрепить беговое сообщество, сделав его более сплоченным и вдохновленным.
Салтанат с папой во время первого Almaty Marathon, 2012
Во сколько раз увеличилось количество участников за эти годы?
Если сравнивать первый марафон и текущие, то количество участников увеличилось почти в 50 раз. Сегодня на старте собираются более 15 000 человек, и это невероятный прогресс, который показывает, насколько спорт стал популярным в нашем обществе.
А как менялся сам марафон? Что вы считаете главным достижением за это время?
За 13 лет марафон превратился в нечто большее, чем просто спортивное событие. Это уже целое сообщество. Люди стали активнее, изменилось их отношение к здоровому образу жизни. Раньше бег в городе был редкостью, сейчас же можно встретить бегунов в любой части Алматы. Спорт воспринимается не только как физическая активность, но и как способ социальной интеграции, нетворкинга и личного роста. Наш марафон объединил людей разных возрастов, профессий и уровней подготовки, сформировалось новое комьюнити, основанное на поддержке и общих ценностях.
Помимо этого, мы провели исследование, как наш марафон влияет на экономику города, и результаты были потрясающими. По данным опроса за прошлый год, менее чем 1000 участников совершили покупки на 16,8 тысяч долларов США (7,9 миллиона тенге) во время двухдневного мероприятия. 39% этой суммы были потрачены гостями из других городов и стран.
Интересно, что 79,3% иногородних и международных участников планируют повторно приехать в Алматы на марафон. Мировой опыт показывает, что люди, которые приезжают на мероприятия, часто возвращаются в эти города снова. Более того, такие визиты иногда вдохновляют их задуматься о покупке недвижимости или даже об открытии бизнеса в этом месте.
Еще одно из важных достижений – Almaty Marathon стал международным брендом, к нам приезжают участники со всего мира. В этом году около 10% бегунов приехали из других стран – это 62 страны и 418 городов. Мы активно развиваем культуру болельщиков, занимаемся благотворительностью и уделяем больше внимания инклюзии. Мы гордимся, что наше мероприятие стало символом единства и здорового образа жизни.
Almaty Marathon, 2012
Almaty Marathon, 2024
Давайте коротко подведем итоги 2024 года. Каким он был для вас и что вы хотели бы отметить в первую очередь?
Этот год был действительно особенным. Мы провели полный рестайлинг бренда. Новый стиль четко отражает наши ценности, такие как единство, уважение и экологичность. Мы поняли, что нужно расширять нашу благотворительную деятельность и действовать масштабнее. Теперь наша стратегия включает сотрудничество с другими фондами, чтобы поддерживать больше проектов и оказывать поддержку на системном уровне, то есть работать на опережение и решать проблемы еще до того, как они станут серьезными.
Первым партнером стал фонд AYALA, который помогает детям с особыми потребностями. Вместе с ним мы запускаем два больших проекта в Шымкенте и Туркестанской области – это регионы с высокой рождаемостью, где такие инициативы особенно важны.
Наша цель – снизить уровень младенческой инвалидности. Это серьезная проблема: каждый год в Казахстане рождается около 3500 детей с врожденными заболеваниями, а за последние 10 лет количество детей с инвалидностью удвоилось. Мы хотим внести свой вклад в изменение этой статистики.
Также мы больше внимания уделяем эковопросам, поддержке волонтеров и общественной деятельности. Я бы сказала, что мы совершили квантовый скачок – завершили прежнюю главу Almaty Marathon и начали новую с новыми целями.
Мы вернемся к целям чуть позже. В 2024 году вышло два документальных фильма, связанных с Almaty Marathon. Каким этот опыт был для вас? Какие отзывы вы получили?
Это была идея нашей команды, которую Канат Бейсекеев реализовал. Оба фильма заслуживают внимания, и скоро выйдет третий. «Хрустальный человек» ярко показывает, насколько важно включать людей с особыми потребностями во все сферы жизни. Они точно такие же, как мы: мечтают, переживают, стремятся к успеху. Мы получили множество положительных отзывов, люди делились своими эмоциями и благодарностью за возможность увидеть марафон с другой стороны.
Также в рамках развития бегового сообщества мы провели два показа вместе с Андреем Кулагиным: один про легендарный бостонский марафон – «Бостон» (Boston, 2017), а второй – «Марафон по Скид Роу (Skid Row Marathon, 2018), он про беговой клуб, в котором начинают заниматься преступники и люди с зависимостями, чтобы начать новую жизнь. Мы провели показы каждого фильма в Алматы и в Астане, на них собралось большое сообщество людей, которые хотели посмотреть что-то мотивирующее, над чем можно задуматься, и нам это удалось.
Перед интервью мы говорили о том, что больше женщин стало заниматься бегом. Как вы думаете, почему? Может быть, ваш личный пример их мотивирует?
Женщин в беге действительно стало больше. Если говорить цифрами, то в этом году мероприятия фонда собрали 39 874 участника, из которых 25 021 – мужчины, и 14 854 – женщины. По сравнению с прошлым годом число женщин-участниц увеличилось на 1 104 человека, что составляет рост примерно на 8%.
Это связано с тем, что бег помогает обрести уверенность в себе, справиться со стрессом и вдохновляет на личностное развитие. Мы видим, как женщины преодолевают страхи, находят новых друзей и становятся частью спортивного сообщества. Бег для многих стал способом заботы о себе, а участие в марафоне – важной личной победой.
Для меня спорт – это образ жизни. И я хочу и готова делиться своим опытом, я люблю это делать. И если я кому-то могу помочь или быть для кого-то ролевой моделью, я только рада. Думаю, что поэтому мы с единомышленницами создали спортивное сообщество Trigada. Здесь каждая женщина, девушка, девочка может найти поддержку и зарядиться энергией. Кстати, наше сообщество уже объединяет около 200 человек.
И еще мое личное достижение этого года – я прошла The Global Sports Mentoring Program (Глобальная программа спортивного наставничества), которая поддерживается госдепом США и направлена на поддержку женщин в спорте. Я прошла отбор. Выбрали всего 15 девочек со всего мира, я одна была из Казахстана.
Пять недель я провела в Америке, обмениваясь опытом. Теперь я готова применить свои знания, в том числе полученные в рамках программы, для поддержки наших женщин.
Какие планы у Almaty Marathon на 2025 год?
Мы планируем еще больше внимания уделять благотворительности, инклюзии и поддержке женщин. Также мы хотим продолжать развивать экологичность мероприятий, минимизировать отходы и внедрять инновации. Наша цель – расширить международное участие, привлекать больше иностранных бегунов и укреплять статус Almaty Marathon как одного из ключевых событий в Центральной Азии. Нам также важно развивать культуру болельщиков, работать с корпоративными участниками и повышать осознанность – именно этим мы занимаемся через лектории и открытые бесплатные тренировки.
Кстати, в прошлом году мы запустили новый проект – бесплатные тренировки для подготовки участников Almaty Marathon к дистанции 42,2 км. Мы категорически против того, чтобы люди выходили на старт «с дивана», причем на любые дистанции.
На тренировки записались около 70 человек, которые решили серьезно подойти к подготовке. Почти год они упорно тренировались, и в итоге до финиша дошли 20 участников. Но самое интересное, что за это время они не только улучшили свои результаты, но и сформировали настоящее сообщество. Настолько крепкое, что ребята устроили себе выпускной: заказали ленточки, лимузин и организовали настоящую вечеринку!
Для нас этот проект стал по-настоящему важным и значимым, поэтому в новом году мы с радостью его продолжаем.
Чтобы руководить такими проектами, нужно по-настоящему гореть своим делом, вкладывать в него много своей энергии, сил и эмоций. Что вас вдохновляет? Что поддерживает ваше стремление двигаться дальше?
Я скажу честно: бывают такие моменты, когда ты сталкиваешься с проблемами на работе, когда хочется просто все бросить. Но мы делаем это для страны. Я каждый раз вспоминаю, как я стою на старте под аркой и вижу эту волну людей, которые бегут, улыбаются, финишируют. Как я остановлюсь? Вот для кого я все это делаю. Мы дарим людям невероятные эмоции, и я знаю, как это ощущается – ведь я сама через это прохожу. Я в спорте и прекрасно понимаю, что стоит за каждым стартом, каждым шагом и финишем. Это всегда нелегко.
Когда я вижу, как люди преодолевают себя, делают первый шаг, выходят на старт и бегут, я осознаю, ради чего и для кого мы все это делаем. Каждый из них – уже победитель. Это не просто выпить чашку чая утром, это физическое усилие, это преодоление себя. Нужно найти силы, встать рано утром и сделать этот шаг. И именно поэтому для меня это так ценно.
У каждого человека своя история. У каждой женщины в нашем сообществе своя история, которую она смогла пережить благодаря спорту, чувствуя нашу поддержку. Когда ты видишь, что ты кого-то вдохновляешь, даешь надежду и силу, можешь обнять и помочь человеку почувствовать себя в безопасности, ты понимаешь, что оставляешь след после себя.
Бывают моменты, когда действительно сложно, но я всегда знаю, что все это не напрасно. Именно поэтому я уже 12 лет на своем месте, веду нашу команду вперед и стараюсь вдохновлять ребят.
Мы занимаемся важным делом: не просто организуем события, а меняем сознание людей и формируем новое отношение общества. Это дает силы двигаться дальше и делать еще больше.