Акмарал, какие тренды наблюдаются на HR-рынке Казахстана?
Есть несколько трендов, на мой взгляд. Первый, это демографический момент. В период с 1985 по 2013 год в Казахстане был спад рождаемости. Сейчас все, кто родился в это время, считаются молодежью. А так как их мало, на рынке «ведется война» за таланты среди этих людей.
Второй момент: очень высокая междисциплинарность. Сейчас нет «чистых» профессий, в основном все они требуют смешанных навыков. Нет чистых экономистов или юристов – есть смешанные специальности.
И третий тренд – цифровизация. Мир меняется очень быстро. Многие вспомогательные навыки постепенно автоматизируются и роботизируются. В будущем, скорее всего, они вообще исчезнут. Специальности, которые были 10 лет назад, просто умирают. Скорость переобучения и перенастройки людей будет увеличиваться.
К слову о цифровизации, какие digital-инициативы удалось реализовать за это время в Казпочте?
Есть большой прогресс во всех направлениях жизнедеятельности компании. В том числе и в HR. В рамках программы цифровой трансформации АО "Казпочта" мы автоматизировали 4 модуля SAP и 30 процессов в документообороте.
Казпочта – одна из тех компаний, которая практически отказалась от бумаги, внедрив электронный документооборот. За счет этого мы экономим около 1 миллиона листов бумаги ежегодно.
Мы настроены продолжать цифровизацию через чат-боты, порталы самообслуживания и HR-аналитику.
Несмотря на цифровизацию, складывается ощущение, что мы до сих пор не можем избавиться от "средневековых" проблем. Гендерная дискриминация, должность по знакомству – когда Казахстан оставит все это позади?
Все-таки есть понятие – культурный фактор. Я не видела расхождений в заработной плате, но то, что мужчин в составах управления крупных компаний больше – это факт. Я не считаю это трагедией века или ущемлением прав. Полагаю, что это просто выбор каждой женщины. Она сама решает, готова ли отдавать 100% своего времени работе.
Все-таки мы – восточная страна, у нас есть определенные традиции, и женщина, помимо рабочих функций, занимается семьей.
А насчет должностей по блату, не знаю, как в других местах, но у нас абсолютно все проходят процедуры приема на работу. Даже если по рекомендации, мы всегда проводим человека через все процедуры. Сейчас происходит все меньше таких случаев, потому что работа в Казпочте сложная и тяжелая, пусть и интересная. Некоторых мы даже уговариваем прийти к нам, не то что устраиваться по звонку.
Большинство молодых специалистов, только окончив университет, не могут трудоустроиться по профессии, так как работодатель изначально хочет видеть на позициях людей с опытом. Почему так происходит? Как вы привлекаете молодежь к работе?
Мы привлекаем молодежь на работу еще будучи студентами, они работают part-time. Есть возможность пройти студенческую практику или стажировку. Например, из колледжей, где готовят операторов связи, мы забираем людей на работу сразу.
Мы очень открыты к молодежи, и я рекомендую всем работодателям задуматься над этим. Как я говорила ранее, на рынке есть тренд – молодежи просто физически очень мало. Поэтому надо брать, воспитывать и взращивать.