Картинка
Их жизнь

Личный опыт: жизнь в ритме фламенко

Айгерим Алибек – яркая танцовщица фламенко, преподаватель, бизнесвумен, жена и мама. Шесть лет назад она открыла в Алматы танцевальную студию, в которой начала знакомить казахстанских женщин с искусством фламенко. Сейчас Айгерим находится в Америке и строит много профессиональных планов. Мы попросили нашу героиню рассказать об особенностях самого страстного в мире танца, успехах ее учениц и ведении бизнеса онлайн. 

Как вы начали танцевать фламенко и почему выбрали именно это направление?

Я танцую с детства. Где-то в середине 90-х, когда я танцевала в государственном ансамбле, мы участвовали в передаче «Утренняя звезда» в Москве. И мы выступали там с испанским танцем, но не с фламенко, а со стилизацией. Это была моя первая гастрольная поездка, и танец запал мне в душу – испанская музыка, костюмы… И, вернувшись, я попросила родителей помочь мне найти преподавателя. Мне тогда было лет 12-13. 

Папа нашел Дину Дюйсембековну Фадееву, выпускницу хореографического училища имени Селезнева, она стала моим первым преподавателем по фламенко. Она в тот момент была единственной, кто преподавал здесь фламенко, потому что она обучалась в Испании и в России. Мне посчастливилось с ней встретиться, и с тех пор на протяжении всех этих лет я танцую, продолжаю учиться и учу других. Фламенко – это стиль жизни.

Фламенко отражает ваш характер? 

В жизни я очень спокойный человек, не скажу, что я сильно темпераментная, но фламенко дает мне возможность раскрыть другую сторону моего характера. Во время танца получаешь невероятную энергию от исполнения и от зрителей. Происходит колоссальный обмен энергией. Фламенко считается танцем земли, когда-то его танцевали босиком. Этот стиль зародился на юге Испании в Андалусии, и в нем присутствует влияние различных культур – цыганской, арабской и даже индийской. И во время танца весь накопленный негатив уходит в землю. 

Вообще фламенко – это целая философия, есть даже такая академическая дисциплина «фламенкология», которая изучает искусство фламенко. Существует более 50 стилей, и каждый из них позволяет выразить разные эмоции и состояния – тоску, грусть, печаль, вдохновение, счастье… Какие-то стили исполняются исключительно сольно. Мне больше нравится исполнять жизнерадостные стили, но иногда хочется рассказать со сцены и что-то другое о себе. 

Вы помните, как исполняли фламенко впервые? 

Да, конечно. Я тогда уже больше года занималась у Дины в студии, у нас был небольшой коллектив три-четыре человека, и мы выступали. Конечно, я тогда была подростком и, может быть, ощущала танец не так, как сейчас, но я до сих пор помню это состояние – я почувствовала, что нашла свое. 
Кстати, во фламенко есть такое понятие «дуэнде» – это состояние наивысшего духовного и эмоционального подъема танцовщицы, почти нирвана. Но его могут ощутить не все. Оно приходит с опытом, с годами, с техникой. И когда исполнительница находится в этом состоянии во время танца, именно это так завораживает зрителей. Чистые эмоции, кровь и пот – все летит со сцены. 

Почему вы решили открыть свою школу фламенко в Алматы? 

Мне всегда нравилось танцевать, и мама у меня артистка балета. Я с детства впитывала эту атмосферу. Когда я занималась у Дины, то постепенно стала выполнять и обязанности ее ассистента, она давала мне небольшие группы. Мне очень нравилось преподавать, я получала наслаждение от того, что я делюсь знаниями, опытом и вижу результат своих трудов. Преподавать мне понравилось даже больше, чем выступать. Потом был период, когда я вышла замуж, родила детей, в приоритете у меня была семья, но я продолжала танцевать и мечтала создать небольшой коллектив. А шесть лет назад у меня, наконец-то, появилась возможность открыть студию, чтобы обучать девочек, девушек и женщин искусству фламенко. 

Вначале, конечно, было очень сложно. Мне приходилось самой расклеивать и раздавать рекламные листовки, чтобы рассказать о фламенко. Тогда так много рекламы в инстаграме еще не было. И приходили люди, которые меня знали, приводили детей, но этого было мало. Я начала организовывать тематические вечера с лекциями об искусстве фламенко, об Испании, выступала, рассказывала, как танец влияет на тело. Постепенно люди стали приходить, учиться и даже выступать на конкурсах. 

Кто начал приходить к вам на занятия?  

Считается, что фламенко для взрослых женщин от 40 до 70 лет, но мои восьмилетние ученицы доказывают, что это не всегда так. Просто ребенку сложнее объяснить, как нужно прочувствовать этот танец. А без эмоций нет фламенко, может быть шикарная техника, но если нет внутреннего огня, то это не фламенко. И я девочкам подсказываю, что можно выразить танцем любовь к маме или какой-то гнев или обиду. 

Через два года после открытия у нас уже были группы разных возрастов, но потом началась пандемия, не было возможности собираться и выступать. Для артистов это вообще катастрофа. Мы собирались каждое утро по три человека, выходили в парк и занимались там. Только через восемь месяцев мы смогли вернуться к обычному режиму. 

Расскажите, каким образом фламенко меняет жизнь женщины, которая начинает танцевать?

Я очень люблю наблюдать за процессом изменений в моих ученицах. Сначала они приходят из интереса, для поддержания физической формы, а потом не могут остановиться. Я всегда говорю, что у фламенко нет возрастных ограничений, для него не требуется специальная физическая подготовка – только время, терпение и труд. 

Многие из моих учениц вышли замуж уже в зрелом возрасте, у кого-то изменились отношения в семье, потому что внуки стали приходить на выступления, кто-то смог, наконец-то, раскрыться и найти себя, для кого-то мир по-новому открылся, потому что начались выступления на международных конкурсах. У нас дружественная атмосфера в группах, мы встречаемся и за пределами студии, обсуждаем разные темы, делимся личным. Это такая отдушина. Плюс колоссальные тренировки, в которых задействовано все тело – спина, плечи, запястья (профилактика артрита), корпус, ноги. Работает все, улучшается здоровье, психологическое состояние и внешний вид. 

Сейчас вы живете в Америке. Вы руководите студией онлайн? Остаетесь с учениками на связи? 

На протяжении двух лет я готовила своих учениц к выступлениям на большой сцене и хотела видеть их в качестве своих преемниц. Сейчас они преподают в моей студии. Но я все контролирую – занятия, выступления, конкурсы. Также я преподаю индивидуально и в группе онлайн для тех, кто хочет именно со мной заниматься. Были ученицы, которые хотели продолжить уроки со мной, когда я уехала, и мы просто перешли в другой формат – занимаемся по зуму или скайпу. Всегда есть теория и практика. 

Америка помогла мне сделать то, что я всегда откладывала в Алматы из-за организационных моментов. Мне удалось написать методическое пособие по фламенко – книжка вышла в ноябре прошлого года. Кроме того, фламенко требует постоянного обучения, потому что у него очень много стилей и методик преподавания. Здесь мне удалось поступить в мадридскую школу онлайн, пройти обучение и получить диплом. Каждый день мы занимались по пять часов подряд, и изучая теорию, и подключая практику. 

Вы планируете открыть студию в Америке? 

Здесь я познакомилась с местными хореографами, и меня пригласили в местную академию балета выступить с мастер-классом по фламенко. Я провела его и в процессе рассказала про народные казахские танцы. И меня попросили провести еще один мастер-класс, но уже на тему наших танцев. Я пришла в национальном костюме, исполняла казахские танцы, объясняла смысл каждого движения, рассказывала про нашу культуру и фольклор – это произвело в академии настоящий фурор. Многие захотели заниматься. Мне сделали предложение о работе в данной академии, чему я очень рада.  Конечно, у меня есть план открыть вторую студию в США, в которой будет акцент на народные танцы, особенно на наши казахские, и знакомить таким образом людей с нашей культурой. 

Какие цели вы перед собой ставите? 

В Алматы я организовала музыкально-танцевальную группу Bulerias, чтобы выступать на сцене с музыкантами. Коллектив сейчас продолжает успешно работать, а я хочу создать такую же группу для себя здесь. Но в Америке сложно найти людей, у нас в Казахстане очень много талантов, каких здесь просто нет. И, как я уже сказала, я планирую открыть небольшую студию, в которой буду преподавать народные танцы и знакомить людей с нашей культурой. 

Как в целом танец влияет на жизнь? 

Танец – это сама жизнь. Танец объединяет разные культуры и разных людей. У меня занимаются женщины разных профессий и возрастов – химик танцует рядом с предпринимателем и домохозяйкой. Танец учит выкладываться на все 100 процентов, потому что сначала очень тяжело, нужно приложить максимум усилий. А когда ты танцуешь фламенко, то теория очень важна, потому что нужно очень много тонкостей запомнить и потом применить их правильно на практике. Это очень мощная тренировка для мозга, и врачи говорят, что тем, кто занимается искусством фламенко, не страшны болезни Альцгеймера и Паркинсона. Фламенко развивает все тело, память и включает в работу оба полушария мозга. Ум, тело, сознание и эмоции. Все в одном танце. 

*Фото из личного архива Айгерим Алибек

Автор: Анастасия Брейвинская