Картинка
Их жизнь

Гульмира Даулетова: «Казахстанские девушки в мировых шахматах показывают лучшие результаты, чем мужчины»

Жизнь директора Казахстанской федерации шахмат Гульмиры Даулетовой – большой шахматный турнир. Из девочки, которая играла в шахматы с папой, она выросла в международного гроссмейстера. За свою спортивную карьеру Гульмира успела стать многократной чемпионкой Казахстана, получить золотую медаль на чемпионате Азии, бронзовую на Всемирной шахматной олимпиаде и еще множество государственных и международных наград FIDE (Международная шахматная федерация). 

Сейчас Гульмира сосредоточена на поддержке казахстанских шахматистов и проведении турниров и уже была отмечена наградой от Азиатской шахматной федерации как лучший организатор. Мы встретились с Гульмирой, чтобы поговорить об успехах казахстанских шахматисток на мировой арене и понять, почему этот вид спорта так популярен в нашей стране. 

Как начался ваш путь в шахматах? 

Меня научил мой папа, когда мне было четыре года. Он сам очень хорошо играл в шахматы. Но не пошел в этот вид спорта, так как рано женился и ему надо было заниматься другими делами. А когда я родилась, он решил передать свои знания мне. Я сразу поняла, приняла и полюбила эту игру, начала увлекаться. Я вообще была послушным, внимательным и усидчивым ребенком. Мы с папой начали ежедневно играть. Каждый вечер он приходил с работы, и мы занимались шахматами. В селе Казыгурт на юге Казахстана, где мы жили, не было ни кружков, ни клуба, поэтому мы тренировались дома, и папа возил меня на шахматные турниры. 

То есть вы сразу были настроены на то, что свяжете свою жизнь и профессию с шахматами? 

В школьные годы я поняла, что шахматы мне нравятся намного больше, чем учеба, но учебу я никогда не бросала. Я окончила школу с отличием и получила «Алтын белгі», в университет поступила на грант, окончила бакалавриат и магистратуру по специальности «международные отношения» с красным дипломом. Параллельно я профессионально занималась шахматами, потому что, когда мне было 13 лет, я перешла в спортивную организацию, у меня был тренер Григорий Борисович Ким, благодаря которому я стала чемпионкой Азии, потом получила бронзовую олимпийскую медаль на Всемирных играх и вошла в сборную Казахстана.

Как вы считаете, как повлияло занятие шахматами на становление вашего характера? 

Очень положительно. Я всегда любила конкуренцию, и, мне кажется, что шахматы научили меня всегда стараться быть лучше самой себя и других в тех сферах, где это необходимо. Плюс шахматы помогли мне развить логическое и критическое мышление, научиться правильно себя позиционировать и выходить победителем из разных ситуаций. И, конечно, я очень благодарна шахматам за то, что они помогли мне увидеть мир – я, девочка из небольшого поселка, смогла посетить более 30 стран. Это очень повлияло на мое мировоззрение. 

В каком турнире была ваша первая большая победа? Когда вы поняли, что пришли к результату, к которому стремились? 

Это был 2006 год, когда я стала чемпионкой Азии среди девушек и защитила звание международного мастера. Это солидное звание, к которому я стремилась. Я до сих пор помню, как мне вручили золотую медаль, и я стою такая счастливая. Это был незабываемый момент.  

Меня сразу взяли в женскую сборную Казахстана, и я поехала на свою первую Олимпиаду в Турин. Всемирные Олимпиады проводятся очень масштабно, там играет 2000 человек, и, наконец-то, я в 17 лет увидела все это своими глазами, увидела мировых звезд, гениального шахматиста Василия Иванчука. Незабываемые впечатления. С этого момента я начала ощущать себя профессионалом и стала зарабатывать шахматами. 

Насколько реально зарабатывать на шахматных турнирах? 

Пока вы ребенок, конечно, это сложно. Но когда вы входите в сборную Казахстана, то начинаете получать фиксированную зарплату. Министерство спорта выделяет зарплату, Федерация спорта выделяет гранты на поддержку спортсмена, и вы можете эти гранты использовать на занятия с тренером и зарубежные поездки. Плюс на турнирах всегда есть призовой фонд. Помню, один из моих первых призов был в Москве, в 2007 году я выиграла 3000 долларов. Это был мужской турнир, и победа для меня была шоком.  

Сейчас на международных турнирах призовой фонд примерно от 20 000 до 50 000 долларов. Если турнир очень крупный, то призовой фонд еще больше. Мы в Казахстане проводим международные турниры, и благодаря президенту нашей Федерации Тимуру Турлову у нас призовой фонд 50 000 долларов. То есть за первое место шахматист может получить 4 миллиона тенге. Вообще стоит отметить, что сейчас финансирование нашего вида спорта в Казахстане лучше, чем в Европе. У них все зависит от крупных спонсоров и действует клубная система с членскими взносами шахматистов, а у нас есть поддержка на государственном уровне и от спонсоров. Наш главный партнер – Freedom Holding Corp. – очень хорошо нас поддерживает. 

Интерес к шахматам за последние несколько лет существенно вырос. Как вы думаете, это связано с выходом популярных фильмов и сериалов на эту тему? 

Я думаю, что все совпало. Каждый компонент важен, чтобы сложилась полная картина. Очень, кстати, помог карантин – в этот период резко выросла посещаемость онлайн-ресурсов chess.com и lichess.org. Профессиональные шахматисты в то время стали комментировать игры любителей. Например, Накамура так зарабатывает на своих комментариях на ресурсе twitch.tv, игроки отправляют ему донаты за то, что он разбирает их партии. 

Также в мировом сообществе резко вырос интерес к шахматам благодаря сериалу «Ход королевы», потому что люди посмотрели на этот вид спорта с другого ракурса. Всегда существовал стереотип, что шахматист – это человек в старом костюме, очках, с книгой и газетой в руках, а фильм показал, что шахматисты – нормальные люди. Немножко другие, но нормальные.

Плюс само мышление у людей изменилось, и это тоже повлияло на то, что интерес к шахматам и другим интеллектуальным играм вырос.  

Много женщин сейчас занимается шахматами? Сколько женщин в женской сборной Казахстана? 

В сборной всегда одинаковое количество – это четыре основных игрока и один запасной. И есть резерв, который в течение года может меняться. Допустим, какие-то девочки не очень хорошо сыграли, их меняют на тех, кто лучше проявил себя. 

Маленькие девочки сейчас с большим удовольствием идут в шахматы и много занимаются. И стоит отметить, что казахстанские девушки в мировых шахматах показывают лучшие результаты, чем мужчины. 

Возможно, сказалось то, что у нас была сильная женская школа. Например, Аида Муслимова была одной из первых женщин, кто выступал в советское время на чемпионатах, потом были сестры Сахатовы, которые очень круто играли. Позже была тройка сильнейших в сборной: я (Гульмира Даулетова), Гулисхан Нахбаева, Мадина Давлетбаева. А сейчас у нас много чемпионок мира и Азии среди девушек. На чемпионатах Азии мы всегда в тройке лучших, а на мировых чемпионатах всегда входим в топ-10. Наш президент Касым-Жомарт Токаев поддерживает наших шахматисток, уже несколько раз с ними встречался. 

Благодаря такой поддержке мы получили возможность запустить очень крутой документ – Комплексный план развития шахмат на 2023-2027 годы, который позволит детям во всех регионах Казахстана заниматься шахматами. Ни у одного вида спорта нет такой привилегии в нашей стране. По плану мы должны с помощью государства внедрить занятия шахматами в 20 процентах школ с первого по четвертый класс. Это поможет нашим школьникам развивать стратегическое мышление, умение разбираться в самых разных ситуациях и получить знания, которые помогут им стать более успешными в любой профессии. 

В прошлом году мы уже внедрили занятия шахматами в первых классах в 42 школах как вариативный компонент (то есть обязательный предмет), и сейчас проводим исследования с помощью наших психологов, смотрим, как это влияет на мышление и развитие детей. 

Расскажите, чем вы занимаетесь как директор Казахстанской федерации шахмат? 

Глобальная задача федерации – развивать интеллектуальный потенциал наших детей, нашей нации. Мы в этом направлении двигаемся – внедряем шахматы в школах, проводим республиканские и международные турниры, тренируем детей для сборной. В этом году мы заработали 116 медалей. Это очень хороший показатель. И мы постоянно формируем бюджеты на развитие наших спортсменов. 

Также у нас есть социальные проекты – шахматы для заключенных, для госслужащих и СМИ, проводим чемпионаты среди военных. В прошлом году, кстати, КНБ занял первое место, второе место – Финпол и третье место – МВД. Ежедневно мы проводим очень большую работу. 

Я сама с детства играла в шахматы и знаю, чем мы можем помочь родителям. Благодаря президенту федерации Тимуру Турлову у нас есть программы для поддержки юных талантов – каждый год мы выбираем 45 самых талантливых детей, выплачиваем им стипендию, оплачиваем тренеров и поездки на соревнования. Стараемся им как можно больше помогать и способствовать их развитию. Я считаю, что нахожусь на своем месте, занимаюсь развитием любимого вида спорта и мне очень нравится поддерживать наших шахматистов – наш интеллектуальный потенциал.

*Фото из личного архива Гульмиры Даулетовой