Я бы не называла фотографию делом всей жизни или важным проектом. Это – мое увлечение. Мне нравится заниматься творчеством, а фотография – это непаханное поле для фантазий и идей. Я прошла разные курсы по фотографии и видеографии, много смотрела и читала. Пока мои дети маленькие, я не могу выйти на работу или заниматься каким-то проектом полноценно. Много времени провожу с детьми, они – мои главные модели. Я фотографирую их тогда, когда хочу и могу.
Технически ты можешь всему научиться, но самое главное, на мой взгляд, – это иметь какое-то видение. Мои друзья говорят мне, что оно у меня есть – им нравятся мои работы.
Помню, что еще в детстве я любила рассматривать старые фотографии моей бабушки. Дедушка увлекался фотографией и фотографировал бабушку в разном настроении, неожиданных образах – даже в купальниках того времени! Я не знала бабушку молодой, а благодаря этим снимкам увидела ее юной и красивой. Это был другой век, другая эпоха: времена прошли, а фотографии остались.
На мой взгляд, люди недооценивают силу и смысл сохраненных фото и видео. Когда мои архивные видео смотрят мои дети, которых тогда еще на свете не было, они получают возможность увидеть меня ту, другую. И я всегда советую фотографировать и снимать на видео своих близких. Через 20 лет вы посмотрите на видео или фото и, возможно, вспомните все до мелочей – запахи, атмосферу, настроение, погоду. У меня много отснятого и еще несмонтированного видео. Пока у меня это не горит, но когда мои дети станут чуть старше, я обязательно смонтирую эти видеоархивы.
Конечно, мы помним своих детей маленькими, особенно когда они делают свои первые шаги. Но именно видео переносит тебя в прошлое. Видеографией я занимаюсь меньше и реже, чем фотографией. Причина банальна – нужно потратить время, чтобы красиво смонтировать. И если ты это не делаешь каждый день, то у тебя это не будет получаться быстро. Поэтому я стараюсь не забрасывать это дело, держать себя в тонусе.
Раньше раз в полгода я приглашала фотографов, чтобы провести семейные фотосеты. Я очень люблю работы Жанарбека Аманкулова и Алексея Романова. Но я же не могу постоянно звать фотографов, чтобы запечатлеть какие-то моменты, которые вижу только я. И потом – ребенок при виде фотографа все-таки начинает вести себя иначе. А когда я хожу с фотоаппаратом, то я для него не чужой человек, он ведет себя так же, как и всегда. И фотки получаются живыми, естественными.
Если с фотографом ребенка надо часто уговаривать, успокаивать, просить занять какую-то позу, то я, как мама, которая всегда рядом, могу просто ловить какие-то моменты каждый день. А еще устраивать постановочные съемки, особенно со старшими дочерьми. У нас две дочки. Старшая любит позировать: все, что я придумаю, она помогает воплотить в реальность, долго сидит и смотрит в кадр, не уставая. Младшая дочка через полчаса съемок уже не выдерживает. А сыновья – тем более. Они не хотят вообще ни минуты сидеть да еще и улыбаться по приказу. Их я «ловлю». Часто получаются смешные кадры, на многих снимках – дети в движении или в эмоциях. Поэтому я и занялась фотографией, купила фотоаппарат, разобралась в нем, прошла курсы и продолжаю вдохновляться работами других авторов.
Я фотографирую для себя, для удовольствия, для памяти и для будущего своих детей. Это не студийная и не постановочная работа, а больше спонтанные съемки. Возможно, со временем это перерастет во что-то большее. Пока же продолжаю фотографировать своих детей, иногда подруг или близких людей. Мне важно получить опыт, уловить настроение человека. Я – не суперпрофессионал и даже не претендую на это.
Дети, наверное, самые лучшие модели. Они не стесняются своих эмоций и в принципе могут сделать, что угодно. Я не люблю эти наигранные и натянутые улыбки. Иногда старшая дочка пытается это сделать, ей кажется, что это красиво, в такие моменты я отвлекаю ее, чтобы она вновь стала естественной. А маленькие дети могут смеяться, открыв рот, когда у них на лице вообще «вся гуща эмоций» – это для меня особенно дорого.
Мое хобби – без намека на коммерческую нотку, да и профайл в инстаграме у меня закрытый. В наше время все напоказ: каждый прием пищи, каждый поход в спортзал. Мне хочется, чтобы у меня оставалась моя личная территория – для меня, моих друзей и близких.
Отдельные фотографии я распечатываю, но альбомы не клею и не подписываю в них снимки. Фото детей ставлю в рамки. Свои работы я не могу оценить объективно – они все мне одинаково дороги. Когда я смотрю на свою фотографию, где запечатлен мой же улыбающийся ребенок или дети с необычной реакцией на что-то, то, конечно, я таю от безграничной к ним любви. Наверное, пока никакая оценка мне и не требуется. Если бы я занималась этим профессионально и публиковала свои работы, то это был бы отдельный разговор. А сейчас для меня это дорого и бесценно просто как для мамы.