Картинка
Воспитание и развитие

Кто такая "кіндік шеше" и чем она отличается от крестной мамы?

Рождение ребенка очень сложный процесс. А при отсутствии соответствующих условий и знающих людей, еще и опасный. Поэтому к родам женщины всегда готовятся и готовились заранее.

Раньше самым важным считалось определить - кто будет принимать роды и перерезать пуповину. На роль такого человека казахи обычно выбирали самую опытную, мудрую, уважаемую и знающую женщину. Это не обязательно должна была быть родственница роженицы, но обязательно отвестственная и благонравная жещина.

Все делов том, что ее обязанность не заканчивается перерезанием пуповины. Ставшая "кіндік шеше" женщина несет отвественность за этого ребенка в течении всей его жизни, как за своего собственного, практически становится ему второй мамой. Если ребенок терял своих родителей, то кіндік шеше обычно заменяла ему маму. Также считается, что характер и нрав ребенка будут похожи на человека, разрезавшего пуповину. Это еще одна причина, по которой кіндік шеше выбирали очень тщательно.

Сам процесс родов чаще всего проходил в отдельной юрте, куда пускали только женщин. Сразу после наступления первых схваток на одежде женщины развязывали все узелки, расплетали волосы, снимали все украшения. В юрте, где проходили роды, также снимали со стен все висящие предметы: музыкальные инструменты, посуду, шкуры животных, которыми казахи украшали юрты. Расплетали арканы и все узелки в доме. Считалось, что любой завязанный узел задерживает процесс рождения ребенка. 

Если роды проходили тяжело и мучительно, в юрту роженицы приглашали местных шаманов, баксы или знахарей, чтобы они отогнали злых духов, которые пришли за ребенком. Также для защиты самой роженицы, ее обкладывали предметами, которые по поверьям казахов имели силу отпугивать злых духов. Обычно это были острые предметы, такие как сабля или нож. Перья совы также считались хорошей защитой от злых сил. Поэтому их чаще всего вешали на колыбель ребенка. 

После того, как женщина родила ребенка, кіндік шеше перерезала пуповину, сообщала пол ребенка и помогала родить послед. Еще одной важной обязанностью кіндік шеше было захоронение последа роженицы в чистом месте недалеко от дома. Считалось, что этот ритуал защищал ребенка от действия вредоносных сил и помогал роженице сохранить детородную способность. Существовало поверье, что если беслодная женщина наступит на послед ребенка, то роженица не сможет больше иметь детей. Кіндік шеше должна была закопать послед достаточно глубоко, чтобы до него не могли добраться собаки или другие животные. Для того, чтобы у роженицы было много детей, послед старались закопать под плодовым деревом. 

После родов родители ребенка одаривали кіндік шеше дорогими подарками. Сама кіндік шеше могла взять любую вещь из дома роженицы. 

*************************************************************************************

Сегодня понятие "кіндік шеше" путают с понятием "крестная мама", и чаще всего назначают ее уже после родов. Наравне с "кіндік шеше" ввели поняти "кіндік әке" - крестный папа. Хотя изначально такого понятия у казахов не было. Ведь помогать роженице пускали только женщин, и мужчина не мог принимать роды, а соответственно и разрезать пуповину ребенка.

А вы знаете, кто ваша кіндік шеше?

Что не стоит дарить деткам
Экспертное мнение: как быть с телевизором?
Как уложить малыша спать?