Картинка
Лучшее

Кампания против казахского обозначения месячных как грязи получила награды на международном фестивале

В казахском языке для обозначения месячных используется слово «еттекір», что переводится как «грязный подол». Это оскорбительно для девушек и придает шейминговый окрас нормальным физиологическим процессам женского организма. Почему природа девушки должна ассоциироваться с чем-то грязным? Важно понимать, что язык – ДНК нации, и несет в себе культурный код. Мы мыслим так, как устроен язык нашей страны. Он должен быть «живым организмом» и развиваться вместе с обществом. Формулировке «грязный подол» нет места в современных реалиях. Согласны?

Год назад редакция Cosmo.kz и креативное рекламное агентство BBDO CA реализовали целую коммуникационную кампанию в Казахстане #кiремес (#notdirty), чтобы поменять это. На сайте Cosmo.kz было запущено голосование за новый термин для месячных в казахском языке. Всего проголосовало 127 873 человека со всех уголков страны. Также во время митинга за права женщин активисты вышли с плакатами против слова «еттекір». Вышло 72 публикации на некоммерческой основе в поддержку проекта, 7,2 миллиона человек узнали об инициативе из СМИ и социальных сетей.

В ХХI веке активисты задаются вопросом, почему в современном светском государстве этот естественный для женского организма процесс до сих пор связан с грязью и огромным количеством социальных табу? 

Язык – неотъемлемая часть культуры и отражение нашего менталитета. Поэтому во времена, когда общество трансформируется, а женщины все еще вынуждены активно бороться за свои права, использовать обозначения, которые выставляют менструацию как некое постыдное явление, – недопустимо. Чтобы вопросы, связанные с циклом и репродуктивным здоровьем, не вызывали чувство стыда, нужно на законодательном уровне в словарях, энциклопедических статьях и онлайн-переводчиках заменить слово «етеккiр» («грязный подол») на нестыдное и красивое, которое поможет снять табу с этой темы.  

Кампания уже вызвала широкий общественный резонанс и принесла организаторам три награды главного рекламно-коммуникационного фестиваля Red Jolbors, который состоялся 18 октября 2020 года. #кіремес высоко оценило экспертное жюри, в которое вошли Фарход Норбаев, Максим Пономарев, Марьям Ахунова, Джон Марк Фицпатрик, Алексей Федоров, Дмитрий Тютьков, Дмитрий Семенов, Анна Добаткина, Фархад Кучкаров, Стася Оборотова, Владислав Деревянных, Роман Надеин и Андрей Пауков

Редакция Comode.kz поздравляет организаторов акции с получением наград Red Jolbors и надеется, что инициатива #кіремес все-таки найдет отклик на государственном уровне и поможет нашему обществу сделать шаг вперед в вопросах женского репродуктивного здоровья и осознать, что месячные – это не грязь!