Картинка
Дети

Как выбрать школу: руководство для родителей

Вопрос выбора школы для многих родителей в летнее время стоит особенно остро. Одни готовят детей к первому классу, другие по какой-то причине ищут новое учебное заведение. Рейтинги, отзывы знакомых, раскрученные страницы в соцсетях не всегда могут дать правильное представление о школе. И неважно, частная она или государственная, – это всегда лотерея, если не знаешь, на что обратить внимание. 

Мы попросили директора и учредителя школы PRIVATE SCHOOL KOKTOBE Камилу Тимуровну Масгутову рассказать, по каким критериям нужно выбирать школу, можно ли доверять рейтингам и что должны знать родители о своем ребенке и учебном заведении, чтобы не ошибиться.
По каким основным критериям нужно выбирать школу? 

Я не рекомендую выбирать так называемые модные школы или школы с определенной специализацией, которую хотят видеть родители. Прежде всего, это должна быть школа про их ребенка, которая откликается по ценностям. 

Выбирать школу, потому что там хороший учитель, – это тоже большая ошибка. Один в поле не воин. Каким бы классным ни был учитель, если у самой школы другие ценности, он не сможет осуществить то, что хочет. Конечно, педагог важен. Он проводит с ребенком много времени и играет в его жизни большую роль. Но также важно знать, что его ценности и ценности школы совпадают с ценностями родителей. Тогда это будет счастливый круг – школы, родителей и ученика. 

С кем родители должны познакомиться в школе? Как вы проводите знакомство со школой? 

Для меня очень важно знать всех родителей, увидеть и маму, и папу. Конечно, не всегда получается сделать это на первой встрече. Хорошо, если родители могут заранее познакомиться с учителем. Правда, не каждая школа может организовать такую встречу именно в летнее время, когда все в отпусках. Так что иногда знакомство с классным руководителем ребенка – это сюрприз 1 сентября. 

Я всегда говорю, что выбираю родителей-соратников. Если у школы одни задачи, а у родителей приоритеты и требования другие, мы будем разрывать ребенка. И каким бы талантливым он ни был, в какой-то момент произойдет разрыв. Поэтому, повторюсь, очень важно, чтобы родители были знакомы и совпадали по ценностям и с учителем, и с администрацией школы. 

На какие ценности вы опираетесь? 

Родители не должны осуществлять через ребенка свои амбиции. Это самое важное. Второе – каждому ребенку нужно дать время. У каждого свой темп: кто-то приходит в первый класс с большим багажом академических знаний, уже умеет читать и писать, а кто-то раскрывается в третьем или даже четвертом классе. Здесь торопить не нужно. Нужно учитывать физические и психологические качества, принимать ребенка таким, какой он есть. Дать ему возможность попробовать себя в разных направлениях, получить тройку, быть в плохом настроении, не делать домашнюю работу или завалить контрольную. Ребенок должен быть счастливым, с выстроенными личными границами и иметь цель. 

Еще один важный тезис: родитель должен доверять ребенку, доверять педагогу, доверять школе. Когда ты доверяешь, то отпускаешь, даешь учителю делать свою работу.

Воспитание и обучение ребенка – это совместная работа школы и родителей. Но не все родители с этим согласны. Какие функции должна брать на себя школа? 

Если есть пробел в воспитании, проблемы со здоровьем, если ребенок недостаточно сформирован физически или не владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками (не знает, как складывать вещи, застегивать одежду, когда нужно надевать шапку, как привести свое рабочее место в порядок, боится спускаться по лестнице), то это большая проблема. 

Я очень часто говорю родителям, что нельзя просто заплатить школе, сдать и получить на выходе готового ребенка: здорового, воспитанного, обученного. Если родители не включены в треугольник – школа, родители и ребенок, – ничего не получится. Сейчас многие работают в бешеном ритме. Конечно, им хочется, чтобы ребенок в школе получил все: хорошее питание, расписание, обучение, секции. И каждая школа старается предоставить эту услугу. Но успешные и счастливые дети только те, родители которых включены в процесс. Ни одна школа не сможет, как бы ни обещала, дать ребенку все. 

Стоит ли опираться на рейтинги и отзывы при выборе школы? 

Это, наверное, самый актуальный вопрос. Каждая школа борется за свой имидж и за свою жизнь. Другой вопрос, каким способом. Поэтому берегитесь модных школ. Можно очень много работать над тем, чтобы быть в топ-3, в топ-10, но одна ошибка перечеркнет все. Для меня показатель уровня работы образовательного центра – это честность. В нашей сфере не бывает без происшествий. Чтобы их избежать, нужно детей посадить, привязать, ставить им только пятерки и делать только так, как они хотят. Тогда все будет хорошо, будут довольны дети и родители, никто не будет плакать, драться, падать, болеть и так далее. Так не бывает. Гораздо важнее рейтингов другой показатель – как школа реагирует на происшествия. Как она отрабатывает неприятные ситуации, как взаимодействует с родителями и ребенком. 

Рейтинг и отзывы – большая боль любой организации, не только образовательной. О хорошем говорят редко, но если произошло что-то плохое, то человек готов даже при дефиците времени написать комментарий. Поэтому мы тоже иногда просим родителей написать отзыв, дать обратную связь. 

Стоит ли при выборе школы учитывать специфику будущей профессии? Например, когда родители готовят ребенка к работе в сфере IT… 

Если это честно по отношению к ребенку, а не твое видение, в каком направлении нужно его развивать. В детском саду и в начальной школе закладывается фундамент, поэтому в этот период не должно быть узкого профиля. Ты даешь ребенку хорошую базу, общие знания и навыки, а также  возможность проявить себя в разных направлениях. Ребенок должен попробовать все, иначе это против его природы. Родители должны научить ребенка делать выбор, правильный выбор. Научить его самому одеваться, чувствовать себя, пробовать себя в чем-то и спотыкаться. Выбирать за ребенка профессию – это, конечно, большая ошибка. Но соприкосновение со знаниями и навыками, которые ребенок сможет применять в жизни, можно внедрять раньше.

Имеет ли школа право отказать в приеме по результатам вступительных испытаний? 

Школа не имеет права отказать ребенку на основании тестирования. По закону он в шесть лет должен пойти в школу, и школа должна его принять. Самое страшное, что сейчас две важные сферы – медицина и образование – ушли в бизнес. И применяют в этих сферах все маркетинговые ходы. Например, делают тщательный отбор учеников в первый класс. Это большое преступление. Ребенок идет в школу, чтобы учиться, а до этого времени он должен просто играть и получать базовые знания и навыки, которые не касаются тех тестов, которые проводят в школе. 

Но я считаю, что школа может отказать именно родителям. Если в школе видят, что родитель пришел, чтобы реализовать за счет ребенка свои амбиции, и школа не готова быть соучастником этого преступления, то нужно отказывать. 

Как определить на начальном этапе, что школа не подошла и стоит поменять учебное заведение? 

Будет очень много сложностей, с которыми ребенок столкнется в самом начале. Но как он будет переживать эти сложности – это и есть показатель правильного выбора. Если ребенок ходит в школу с удовольствием, если он счастлив и чувствует, что к нему там относятся с любовью, то школа выбрана правильно. 

Важно, чтобы родители умели слышать детей. Нужно помогать ребенку справляться с трудностями, а не просто переводить его в другое место, где будет безопасно. Потому что абсолютно безопасного места нет. 

Конечно, безопасность важна. Там, где тебя бьют, не нужно этого терпеть и не нужно скрывать. Нужно говорить. И этому нужно учить. 
Родители должны знать, что ребенок ест в школе, как он взаимодействует с одноклассниками, как он себя чувствует. Этому доверительному диалогу тоже нужно учиться. И родителям, и детям. Школа – «поставщик услуг»? И всегда ли клиент прав? 

По моему мнению, это не про образование. И родитель, который приходит в школу, должен четко понимать, что здесь это правило не работает. Если школа или образовательный центр пытаются удержать клиента любой ценой, то это неправильно. Родители должны знать, какие правила в школе. Но я ни разу не слышала вопрос: «Какие у вас правила?», ни разу. А он важный. Правила нужно читать вместе с договором. Некоторые из них могут быть непонятны и неудобны для родителей, но они необходимы. С их помощью мы развиваем у детей способность отвечать за свои поступки и быть ответственными. Ребенок должен понимать, что если он разбил вазу, то мы покупаем вазу, а не игрушку, и вместе собираем осколки. Я за правильный подход – когда ты не срываешься на крик, а объясняешь. Да, бывает, что родители проявляют эмоции, но всегда можно проснуться утром и сказать ребенку, почему ты его отругала. Это позволяет развить понимание, а не копить обиды, которые придется отрабатывать во взрослой жизни. 

Я желаю родителям, чтобы у них были такие инструменты. Чтобы они не боялись, не стеснялись исправлять свои ошибки, и тогда дети тоже будут этому учиться. Они будут понимать, что совершать и исправлять ошибки – не страшно. 

Каким должен быть современный учитель? 

Если задать этот вопрос и родителю, и ребенку, то ответы будут разные. Как и понятие красоты у всех очень разное. Это и блондинки, и брюнетки, и стройные, и не очень. Доброта – первое, что отличает хорошего учителя во все времена. Когда учитель часто улыбается, когда он добрый – он красивый. Любовь к ребенку всегда чувствуется. И это очень важно. 
Еще одно качество, которое отмечают и ценят дети, – справедливость. Если учитель справедлив по отношению к ним, то они даже наказание воспринимают правильно и без обид. 

Какие основные рекомендации вы могли бы дать родителям, которые в этом году отдают детей в школу? 

Первое: быть честными. С самим собой, со своим ребенком. Принимать его таким, какой он есть. В этом случае ты понимаешь, какое место подходит для твоего ребенка, где ему будет интересно, безопасно, где он будет счастлив и получит необходимые знания. 

Второе: выбирать школу, которая совпадает с вами по ценностям. Смотреть, какие в ней учителя. Это люди, которые создают атмосферу. 

Третье: школа должна быть удобно расположена, потому что от долгой дороги дети устают. Но в то же время, если школа не соответствует вашим требованиям, а в ней просто учились несколько поколений вашей семьи, то это тоже не тот показатель, на который стоит опираться. 

Четвертое: в школе должно быть вкусно. Когда дети приходят к нам на собеседование, мы спрашиваем: «Что ты хочешь, что для тебя важно?» И если ребенок спрашивает: «Здесь вкусно кормят?» – я знаю, что это наш человек! Для меня это показатель, потому что это очень естественно. 

Счастливых и открытых детей видно сразу. Очень важно, когда родители едут смотреть школу и берут с собой ребенка, чтобы он мог посмотреть, где будет учиться. Я получаю огромное удовольствие, когда вижу таких родителей.