Картинка
Дети

Тренер по детской безопасности Ольга Гвоздева: «Взрослым помогают только взрослые!»

Ежегодно в Казахстане пропадают 200 детей. Новостные ленты то и дело сообщают о насильственных преступлениях по отношению к несовершеннолетним. И все же 70% девчонок и мальчишек в возрасте от 6 до 9 лет считают, что преступник – это дядька в черной маске с пистолетом в руках. А 90% отзовутся на просьбу незнакомца о помощи найти потерявшегося котенка или собачку. 

Мы попросили тренера по детской безопасности и руководителя образовательного центра SkillCity Ольгу Гвоздеву рассказать, как научить ребенка распознавать преступников и правильно себя вести в чрезвычайных ситуациях.  

Как появилась идея создать курс по личной безопасности для детей и какова его главная миссия? 

Идея не новая, такие курсы существуют. В России их очень много, практически в каждом городе есть своя школа. У меня конкретно идея стать тренером по детской безопасности возникла из-за моих детей. Сначала мы с мужем открыли центр подготовки к школе, чтобы наш ребенок мог туда ходить и заниматься, а потом уже на базе этого центра появились курсы безопасности для детей. Потому что дети растут, становятся более самостоятельными, и ты все время переживаешь за их безопасность, например, как они сами будут гулять на улице или оставаться дома одни. 

Я прошла обучение в центре детской безопасности «Ангел 24» и стала членом команды тренеров по безопасности в Казахстане. Основатель этого центра, Зарина Джумагулова, первые годы все делала сама, но потом поняла, что нужны еще тренеры, чтобы обучить как можно больше детей. Сейчас такие курсы есть во всех крупных городах Казахстана. Это необходимость, потому что только по городу Алматы порядка 100 преступлений в месяц совершается против несовершеннолетних, и это официально зарегистрированные уголовные дела. А кто знает, сколько не было зарегистрировано? 

Большинство детей, попадая в какие-то опасные ситуации, просто не знает, что делать и как себя правильно вести. Тревога за наше самое ценное и дорогое привела меня к тому, чтобы организовать такие курсы. 

Чему вы учите на курсе? 

Вы же знаете, что в стрессовых ситуациях у нас включается рептильный мозг, которому свойственны реакции: бей, беги или замри. Мы тренируем детей, чтобы у них не включалась реакция замри, когда ребенок потерян и совершенно не понимает, что делать. В игровой форме мы с детьми отрабатываем алгоритм действий в разных ситуациях. Мы рассматриваем поведение на улице, поведение дома, если ребенок остался один, учим, как правильно заходить в подъезд, как заходить в лифт, где стоять, чтобы максимально обезопасить себя. Также мы формируем навыки, как оказать первую помощь себе или другу, например, если ты один дома и подавился или другу стало плохо, и он упал в обморок, что делать, если порезался, и так далее. Мы даем очень много именно прикладных полезных знаний. 

 

 

Родители детей, которые прошли курсы, рассказывали вам о том, как ребенку удалось справиться с какой-то ситуацией, если она возникала? 

Недавно рассказывала моя подруга (многие мои знакомые сразу детей привели), что дочка сильно порезалась на улице, вся рука в крови, а она спокойно пришла домой, без паники, правильно зажала рану. Еще к одной девочке какой-то дедушка на улице подходил, просил ее о помощи, хотел, чтобы она с ним куда-то пошла, девочка очень спокойно ему отказала. Может быть, это был хороший дедушка, но взрослым должны помогать взрослые. Когда родители видят такое поведение у своего ребенка, они становятся спокойнее. 

Существует ли какой-то собирательный образ детей, которые чаще других становятся жертвами похищений или насилия? 

Официально нет, но на самом деле действительно существует психологический портрет ребенка, который более уязвим для преступлений со стороны педофилов. Чаще всего это дети, у которых есть проблемы во взаимоотношениях с родителями. Они неосознанно ищут одобрения или поощрения со стороны взрослых. Такие преступления не совершаются просто так, обычно преступники пытаются примелькаться и наблюдают за детьми, смотрят, как они себя ведут, как играют во дворе. Недавно кто-то из родителей рассказывал, что во двор приходил мужчина, просто раздавал подарки детям и уходил. Раз подарил, никуда не позвал, два, а потом уже все дети его знают, они к нему привыкли. Дети из семей, в которых сложная финансовая ситуация или просто у родителей нет возможности дарить подарки, более охотно идут с такими преступниками на контакт. 

Жертвами похищений реже становятся дети в яркой одежде, внимательные, активные и громкие. А ребенка, который весь в черном, наушники в ушах, идет сам по себе и по сторонам не смотрит, очень легко схватить. 
То есть более активные и радостные дети менее подвержены каким-либо нападениям. 

Правда ли, что дети, увидев человека один раз, уже могут считать его знакомым и что многие преступления против детей совершаются с помощью женщин? 

Маленькие дети – да, но если видели не один, а два-три раза. Особенно если был какой-то контакт с человеком, они уже воспринимают его как знакомого. Поэтому у нас есть обязательное домашнее задание, которое ученики делают с родителями: «Круги доверия». Они рисуют круги доверия вместе с родителями. Первый круг – это родители, семья. Второй – близкие друзья. Следующий круг – это знакомые люди, например, соседи или приятели. Четвертый – люди, оказывающие профессиональную помощь, то есть учителя, тренеры, врачи, пожарные. Все, кто вне этого круга, – это незнакомые люди, которым нельзя доверять. То есть мы рекомендуем родителям объяснять ребенку, что даже если ты видел человека 10 раз во дворе, но он вне твоего круга, то ему нельзя доверять. 

Обычно у детей стереотипные представления о преступниках. Может ли ребенок распознать опасного человека? 

Со стереотипами мы боремся, потому что многие дети считают, что преступник обязательно должен быть с пистолетом, в черной одежде и в маске. Мы объясняем, что преступники, особенно те, которые охотятся на детей, выглядят как самые обычные люди. 

Что должно насторожить ребенка в человеке? 

Мы определяем преступника не по внешности, а по поведению. Слежка, различные предложения, подарки, приближение к ребенку – это подозрительное поведение. Также мы объясняем, что хороший взрослый не будет ребенка о чем-то просить, угрожать или запугивать. Родители часто учат, что взрослым нужно помогать. Мы, напротив, объясняем, что взрослым помогают только взрослые. Исключение – люди из кругов доверия. Это очень важно понимать. Если взрослый человек просит о помощи, то нужно его перенаправить к другому взрослому или отказать. Мы это отрабатываем с помощью специальных сценок. 

В наше время, когда у большинства детей смартфоны, остаются ли опасные детские игры на улице? 

Сейчас смартфоны становятся источником опасности. Но что касается опасных игр, совсем недавно все новости рассказывали про мальчика, который пострадал из-за игры «Собачий кайф», когда дети определенным образом дышат, потом весь воздух выдыхают и давят друг другу на грудную клетку, теряют сознание, а потом приходят в себя. Уже много лет периодически эта игра всплывает и вызывает опасный интерес у подростков. 

Еще пару лет назад было много шокирующих видео, когда дети записывают на телефон, как они прямо перед машиной перебегают через дорогу. Поэтому мы рекомендуем родителям доверительно говорить об этом с детьми, рассказывать, как реагировать на подобные видео и информацию из социальных сетей, а также обязательно ставить на телефон ребенка родительский контроль и фильтровать контент хотя бы по возрасту. 

 

 

Что такое безопасное поведение? 

Безопасное поведение – это не когда ребенок знает, что нельзя делать, потому что мы часто говорим, что нельзя то, нельзя это. Нельзя, нельзя, нельзя. Но такая тактика приводит к тому, что он не знает, что делать, если что-то случилось. Он знает сплошные нельзя. А безопасное поведение – это когда ребенок знает, что можно сделать в той или иной ситуации. 

Ребенок должен быть внимателен, обращать внимание на то, что вокруг него, когда он где-то ходит или гуляет, должен быть уверен в своих силах и четко знать, что он может сделать. 

Назовите основные правила безопасности, которые должен передать каждый родитель своему ребенку. 

►Основное – не запугивать детей. В интернете гуляет ролик из детского сада, когда к детям заходит женщина в маске, очках, с черным пакетом, дает ребенку игрушку, малыш ее берет, она его хватает и убегает. Конечно, дети после подобных уроков не возьмут игрушку у человека, который выглядит подобным образом. Но им страшно, они все рыдают, у них стресс. А в результате что? Если подойдет красивая женщина в розовом платье, у нее он возьмет игрушку? Запугивание – очень плохой вариант. Не нужно придумывать бабаек всяких, потому что преступники выглядят как обычные люди. 

►Также мы советуем избегать большого количества нельзя и запрещать только что-то действительно противозаконное. Например, нельзя бить других людей, обижать животных. «Нельзя чавкать за столом» лучше заменить на «некрасиво чавкать за столом». Большое количество нельзя приводит к тому, что ребенок в сложной ситуации не может быстро сориентироваться. 

►Очень важно запомнить: взрослым помогают только взрослые. Самая распространенная уловка преступников – просить детей о помощи. Нужно обязательно объяснять ребенку, кому можно помогать, то есть тем, кто в кругах доверия, и рассказывать о неприкосновенности собственного тела. Есть такое «правило трусиков» (ребенка не должны касаться другие люди в тех местах тела, которые обычно закрыты нижним бельем). 

►Еще один практический совет: помочь ребенку выучить номера телефонов родителей. Многие считают, что если номер записан в телефоне или на бумажке, то этого достаточно. Нет, бумажка может потеряться, а телефон разрядиться. Но если ребенок знает номера телефонов, то он может к кому-то обратиться и попросить позвонить маме. 

И, конечно, главный совет: приводите детей к нам на курсы 😊