Проблема буллинга в учебных заведениях не теряет актуальности и продолжает тревожить родителей. Последствия этого вида насилия могут быть очень серьезными и оказать негативное влияние на всю жизнь. Чтобы помочь родителям разобраться в этой непростой теме, мы попросили Светлану Богатыреву, семейного и подросткового психолога и эксперта антибуллинг-сообщества, рассказать, как взрослые должны помогать детям в случае возникновения проблемы и что делать, если ситуация зашла слишком далеко…
Какие виды буллинга существуют?
Так как буллинг является одним из видов насилия, а насилие в мировой практике подразделяют на четыре вида, соответственно, у буллинга есть такие же классификации:
► Психологический – унижения, оскорбления, запугивание
► Экономический – порча имущества, финансовые поборы, вымогательство (жертву «ставят на счетчик»)
► Физический – толчки, затрещины, серьезные избиения
► Сексуальный – домогательства, создание оскорбительных мемов, распространение личной информации.
Также к психологическому буллингу можно отнести бойкотирование, игнорирование, когда всем классом ребенка исключают из чатов, не разговаривают и не приглашают на общие мероприятия.
Есть ли статистика по Казахстану? Насколько остро сейчас стоит проблема буллинга в учебных заведениях?
По Казахстану масштабных исследований буллинга нет, но международные организации дают информацию, что буллингу подвергается около 60% детей. Наше Министерство здравоохранения предоставляет более скромные цифры – 20%, 11% из которых подверглись кибербуллингу. Но в любом случае это высокие показатели, проблема считается масштабной и ей занимаются на государственном уровне.
Что делать, если родители видят, что ребенка обижают в школе, но сам ребенок не признается в этом? Как распознать, что ребенок подвергается буллингу?
Дети не всегда рассказывают, потому что стесняются или боятся сделать хуже. Боятся, что родители побегут разбираться и это усугубит ситуацию, их будут называть стукачами. Некоторые дети считают, что у взрослых и без того много проблем, и стараются оберегать их. А кто-то уверен, что уже взрослый и должен справиться сам. Особенно часто так считают мальчишки. Во всех перечисленных случаях дети рассказывают, когда уже наступает какая-то крайняя стадия.
Первые звоночки для родителей – это нарушения сна и аппетита у ребенка. Вообще любые проблемы сразу влияют на физиологию, на то, как ребенок ест и спит. Это может быть либо бессонница, либо, наоборот, слишком длительный сон, потеря аппетита или нервное переедание. Также следует обратить внимание на испорченные вещи ребенка, пропадающие из дома деньги, чрезмерно возбужденное и тревожное состояние, когда ребенок прячет телефон, отказывается под разными предлогами идти в школу и придумывает несуществующие болезни, или у него реальная психосоматика – болит живот, голова и все что угодно, лишь бы появилась причина не идти в ту среду, где ему плохо.
Если родители наблюдают что-то подобное, то стоит начать потихонечку расспрашивать ребенка, попытаться вывести его на разговор или поговорить с классным руководителем и задать вопросы в родительском чате. То есть попытаться исследовать проблему.
Куда обратиться родителям, если ребенок подвергся буллингу, и как помочь ему в этой ситуации?
Мы разработали алгоритм, согласно которому родителям стоит действовать:
1. Установить доверительные отношения с ребенком, поговорить открыто и установить факты.
2. Сделать скриншоты сообщений или комментариев, если таковые были, собрать испорченные вещи, съездить с ребенком в медучреждение, чтобы зафиксировать побои (если речь о физическом буллинге). То есть собрать доказательную базу.
3. Поговорить с классным руководителем, объяснить ситуацию, узнать позицию и попросить что-то предпринять. Какое-то время понаблюдать: если на уровне классного руководителя это не решается или педагог отрицает проблему, то донести информацию до администрации школы. Обязательно в таких случаях должно быть написано заявление на имя директора с изложением фактов. Можно приложить подтверждающие документы, попросить секретаря зафиксировать обращение и себе оставить копию и регистрационный номер. В течение двух недель, согласно закону, должен быть аргументированный письменный ответ.
4. Если меры, которые предприняла школа для решения проблемы, не работают, то нужно обращаться в Управление образования города или в Комитет по контролю качества в сфере образования с заявлением. Представители этих структур должны инициировать проверку, установить причастных и назначить эффективные и действенные меры.
5. Если буллинг физический, то родители вправе сразу вызвать инспектора и написать заявление в полицию (для этого нужно будет пройти судебную медицинскую экспертизу и указать факты).
Иногда считается, что если ребенок не достиг 14 лет, то бесполезно подавать на него заявление в полицию, но это не так. Ответственность несут родители, которых могут обязать выплачивать штраф за ненадлежащее воспитание ребенка, а сам ребенок будет поставлен на учет в полиции. Родителям пострадавшей стороны очень важно знать все эти шаги, понимать, как в правовом поле решается проблема и на какие рычаги давить, потому что очень часто устная беседа, например, с классным руководителем или директором школы не дает нужных результатов.
Важно отстаивать права своего ребенка на безопасную образовательную среду. У нас в законе об образовании прописано, что ребенок имеет право обучаться в безопасной среде, и эту безопасную среду обязаны создать руководители образовательного учреждения.
Что делать родителям, которые узнали, что их ребенок является инициатором или соучастником буллинга по отношению к другим детям?
Если ребенок является инициатором буллинга, очень важно уметь признать проблему. Часто родители говорят: «Не может быть, наш ребенок хороший, позитивный…» Но тут важно понимать, что дети дома и дети в школе – это два разных ребенка. Когда они попадают в детский коллектив, у них включаются другие механизмы: социально-психологические, групповая динамика, и они становятся участниками детского коллектива, поэтому поведение часто отличается от того, которое наблюдают дома родители. Если на ребенка жалуются, то нужно перепроверить все, поговорить и обсудить. Нужно помочь ребенку, потому что такое поведение – это сигнал о внутреннем неблагополучии, ребенку может быть больно и плохо, возможно, над ним самим издевались, либо он хочет таким образом добиться какого-то статуса в коллективе и ему нужна поведенческая терапия. Решать такие проблемы нужно сразу, чтобы ребенок не тащил такое поведение во взрослую жизнь и это не привело к серьезным проблемам в будущем.
Серьезное наказание, безусловно, должно быть, если имели место жесткие правонарушения. В таких случаях должна вмешаться правоохранительная система.
Начинаются каникулы. Как меняется ситуация с буллингом в этот период и что вы посоветуете родителям?
Во время каникул случаев буллинга значительно меньше. Показатели также падали во время пандемии, когда дети обучались дистанционно. Стало понятно, что детям проще, когда они друг с другом не пересекаются, потому что все-таки школа – это место, которое ребенок сам не выбирал. То есть его определили в какую-то группу, с которой нужно взаимодействовать. Это бывает сложно даже для взрослых. Летом, конечно, обстановка меняется, но важно помнить, что с буллингом ребенок может столкнуться не только в школе, но и в кружке, в который он ходит, и во дворе, где он гуляет. Поэтому очень важно родителям отслеживать контакты ребенка и понимать, что такие ситуации не разрешаются без вмешательства со стороны взрослых. Нужно вовремя встать на защиту своего ребенка и показать, что он не одинок. И, конечно, нужно учить ребенка осмотрительному поведению, отстаиванию своих границ, повысить его самооценку, самоуважение, чтобы он умел правильно ответить и адекватно реагировать на возникающие ситуации.
В каких случаях ребенка необходимо перевести в другую школу?
Это решение должны принимать родители обязательно вместе с ребенком с учетом его видения проблемы. Потому что это двойственная ситуация. С одной стороны, если все время убегать от проблемы, то невозможно научиться справляться с трудностями. Должна быть какая-то попытка решить проблему на месте. С другой стороны, ребенку может быть настолько морально и физически тяжело, что это становится прямой угрозой его психической и физической безопасности. Тут надо взвешивать аргументы и всегда ставить выше всего интересы ребенка.
Чем занимается антибуллинг-сообщество? Каким образом вы помогаете ребятам, которые столкнулись с буллингом?
Антибуллинг-сообщество – это сообщество специалистов: психологов, медиаторов, юристов, тренеров по детской безопасности и всех взрослых, кто неравнодушен к проблеме буллинга. Мы работаем таким образом: можно подать заявку онлайн, координатор ее рассматривает, связывается, назначает время zoom-встречи, на которой собираются эксперты, выслушивают, задают вопросы, проясняют ситуацию и подбирают схему действий и рекомендации для каждого конкретного случая.
Если мы видим, что кто-то из экспертов сообщества может включиться и оказать практическую помощь, например, составить документы, или медиатору необходимо выехать в школу, организовать переговоры, или психологу провести какой-то тренинг, то назначаем специалистов, которые работают с кейсом до тех пор, пока ситуация не разрешится.
Работаете ли вы с образовательными учреждениями, чтобы предотвратить буллинг в школах и колледжах?
Да, мы работаем с образовательными учреждениями по предотвращению буллинга. Мы разработали бесплатный онлайн-курс для педагогов и психологов школ, который можно смотреть и родителям. В курсе собраны базовые рекомендации, используя которые школа может организовать профилактику или работать с уже возникшим случаем. Этот курс находится в свободном доступе и любой желающий может его пройти.
Плюс совместно с детским уполномоченным по правам ребенка города Алматы мы разработали протокол для образовательных учреждений по работе с проблемой буллинга. Он также в открытом доступе, его можно скачать и без проблем внедрить в любой школе, а мы можем проконсультировать, если возникнут какие-то трудности.
Как вы считаете, возможно ли искоренить это явление и что для этого нужно сделать?
Одно из моих любимых утверждений, что хорошая школа – не та, в которой нет буллинга, а та, в которой умеют его выявлять и с ним работать.
Потому что в природе, если вспомнить поведение животных, есть иерархия – есть альфа-самец, бета-самец, и они все время грызутся за статус. Такая же социальная динамика наблюдается и у людей – мы доказываем друг другу, кто лидер, кто круче. Но на то мы и люди, чтобы этим управлять, чтобы борьба за статусы не превращалась в кровавую бойню. Нужно изучать вопросы групповой динамики, лидерства, показывать детям, что лидерство – штука гибкая, что все мы разные, и это не плохо, а, наоборот, хорошо. Показать, как в разных ситуациях проявлять свои сильные стороны.
Класс – это не просто отдельные дети, это команда, в которой все взаимосвязаны и могут друг другу помогать. И задача, например, классного руководителя способствовать этому командообразованию. Хороший выход – освобожденный классный руководитель, то есть педагог, который в классе не преподает никакие предметы, а занимается психологическим климатом, отношениями и раскрытием способностей каждого ребенка. Взрослые должны помогать детям конструктивно сосуществовать.
Искоренить буллинг невозможно в силу человеческой природы, но можно научить правильно регулировать ситуацию, если она возникла. Этим должны заниматься взрослые. Мировой опыт показывает, что если у детей есть защитники, которые высказываются в их поддержку, то буллинг прекращается. Так что этой проблемой просто нужно правильно заниматься.