Картинка
История успеха

Как создать успешный обувной бренд в Казахстане:
интервью с Олегом Ворогушиным

В нашей стране почти 97% обувного рынка обеспечивают иностранные поставщики. Казахстанцы носят обувь итальянского, китайского, испанского, турецкого и российского производства, а к отечественным брендам относятся по старой памяти с недоверием. Но есть люди, которые верят в свое дело, готовы разрушать стереотипы, развивать локальный обувной бизнес и уверены, что перспективы для этого есть. 

Мы попросили владельца обувного ателье BOROS Олега Ворогушина рассказать, как ему удалось развить маленькое семейное ателье в успешный бренд, что происходит с обувной промышленностью в Казахстане и как продвигается работа над линией массового производства. 

В Казахстане много дизайнеров, которые занимаются одеждой и аксессуарами, но обувной рынок все еще находится в состоянии зародыша. Как у вас появилась идея развить производство локальной обуви?

Идея производить обувь возникла не случайно. Оба родителя у меня были обувщиками, работали на фабриках еще в советские времена: мама – модельером, отец – закройщиком (это тот, кто вручную вырезает детали из кожи), а в перестроечные времена открыли свой кооператив. В 1998 году родители открыли ателье в пятом микрорайоне Алматы, там, где сейчас находится BOROS, так что производство работает на этом месте уже 25 лет. 

Я с детства рос во всем этом обувном движе: складывал подошвы по размерам, носил пачки кожи из отцовской машины, тайком забивал обувные гвозди в столешницу маминой швейной машинки. :) Но обувное производство меня совсем не привлекало, потому что родители, помимо ремонта обуви, занимались в основном спецобувью, а это максимально скучно для подростка. Десятки и сотни пар одинаковых берцев или унтов – это тоска. 

Все изменилось, когда я познакомился с крутым обувным мастером из Грузии. Он показал, что даже один талантливый мастер может делать красивую, стильную обувь и что полет фантазии в этом деле практически ничем не ограничен. С осознанием этого факта пришло вдохновение, и я взял управление ателье в свои руки. Это был 2014 год, отца к тому времени уже не стало, а мама была рада постепенно передать дела и уйти на пенсию. Так началась история бренда BOROS.

Что касается зачаточного состояния обувной индустрии в Казахстане – это во многом правда, но нужно отметить, что за последние 10 лет ситуация стала заметно меняться. Отрасль возрождается медленно, но тренд отчетливый. Помимо нас, есть и другие мануфактуры, которые делают крутую обувь, а на юге Казахстана есть несколько крупных фабрик по производству недорогой обуви для массового рынка. 

Надо отметить, что обувное производство – это сложное дело, в нем очень много тонкостей и подводных камней. Поэтому, к сожалению, многие цеха закрываются в течение первых 3-5 лет, лично был свидетелем таких случаев. Даже большие инвестиции и современное оборудование не гарантируют успех. А вот хорошая команда – да, это база. И в этом состоит основная концепция нашего предприятия – мы пропускаем через себя большое количество мастеров, выбираем самых талантливых и бережем их как бриллианты – драгоценный камень приобрести проще, чем найти по-настоящему хорошего мастера, с которым можно будет работать долгое время. 

Кто занимается разработкой дизайна и пошивом?

При выборе дизайна моделей мы ориентируемся на опыт производителей обуви ручной работы из США и Европы. Это не масс-маркет, а такие же небольшие мануфактуры с многолетней историей. По сути, наша задача – не изобрести велосипед, а подобрать хорошие референсы, переосмыслить их в плане формы и сочетания материалов и, наконец, качественно воплотить идею в жизнь. Даже этот, казалось бы, простой алгоритм по факту является творческой и многоуровневой работой. Потому что любые мелкие детали, например, такие как толщина и плотность кожи, разница в считаные миллиметры в параметрах колодки, изгибы линий в лекалах, фасон подошвы и многое другое – все это влияет на конечный вид продукции. Основную роль в этом процессе играет модельер, именно этот человек переносит идею в материальный мир. И мы гордимся тем, что в нашем штате есть специалист такого высокого уровня (с тонким вкусом, профильным образованием, полученным в одной из столиц мировой моды, и поистине огромным опытом). Я почти уверен, что в Казахстане нет второго такого же талантливого модельера, как наша Ирина Николаевна. Звучит пафосно, простите, но она действительно наше сокровище. 

Пошивом занимаются местные мастера, большинство из них работает в BOROS уже много лет, некоторые с самого основания. Состав команды очень пестрый как по возрасту, так и по национальности, и даже по политическим взглядам. Но всех нас объединяет общая идея, так что атмосфера царит живая и дружелюбная, поэтому и обувь получается с душой. 

Сейчас вы развиваете направление более массового пошива обуви. У вас появились женские базовые кеды с размерной линейкой. Как вы разрабатывали линейку и насколько она сейчас успешно продается?

Да, мы буквально пару месяцев назад запустили новое направление по массовому пошиву обуви и уже пожинаем первые плоды. Мы пока не можем похвастаться большими продажами, но это обусловлено в первую очередь не спросом, а ограниченными возможностями производства. На данный момент мы выпустили несколько линеек и с трудом успеваем пополнять их, так как мастера загружены и индивидуальными заказами, выполнение которых занимает много времени. 

В целом мы довольны тем, как казахстанские потребители отреагировали на нашу обувь. В следующем месяце планируем расширить штат, чтобы к осеннему сезону увеличить выход продукции в несколько раз. Тем не менее речь идет не про тысячи пар, наш план на ближайший сезон – это 150-200 пар в месяц. Как показывает опыт, спешка – это самый опасный враг обувного производства. Мы тщательно прорабатываем каждую модель, тестируем удобство на себе и своих знакомых, собираем отклики от покупателей, проводим работу над ошибками – в общем, делаем все возможное, чтобы быть уверенными, что в серию идет только стоящий продукт. 

Кто ваши покупатели и заказчики?

Индивидуальный пошив стоит дороже готовой обуви по объективным причинам, поэтому клиенты, пользующиеся этой услугой, – это обычно люди старше 35 лет и с доходом выше среднего: бизнесмены, топ-менеджеры, специалисты крупных компаний. Переплачивая за индпошив, они получают возможность получить именно то, что нужно им и в плане дизайна, и в плане эксплуатационных качеств, не тратя время на поиск чего-то подходящего в магазинах. 

Серийное производство, в свою очередь, сокращает издержки: стоимость разработки модели, например, делится на десятки-сотни пар, а не на одну; мастера тоже делают работу в разы быстрее, когда шьют отработанную модель. Поэтому в данном случае мы можем продавать обувь в 4-5 раз дешевле индпошива, сохраняя при этом то же качество и выполняя ее из тех же материалов. Поэтому целевая аудитория у готовой обуви намного шире. 

В чем основное отличие и преимущество вашей обуви? Простыми словами – почему казахстанцам стоит обратить внимание на ваши товары?

На мой взгляд, людям в принципе стоит обращать внимание на страну производства приобретаемых товаров и отдавать предпочтение отечественной продукции. Это мое базовое убеждение, касающееся любых продуктов. Например, когда я иду в магазин, я принципиально покупаю только казахстанскую молочную продукцию. Потому что я не хочу кормить фермеров из ближнего зарубежья, я хочу, чтобы потраченные мной деньги оставались в стране. Но это лирика и мои личные убеждения, поступать так или нет – выбор каждого. Что касается непосредственно обуви от BOROS, то я могу сказать, что обувь ручной работы всегда можно отличить от масс-маркета, даже если вы не профессионал в этом деле. Вот несколько причин:

1.    Качество материалов. Например, при покупке кожи я лично проверяю каждую шкуру и выбираю только первый сорт. Мы можем себе это позволить, потому что производим обувь небольшим тиражом. Крупные фабрики закупают кожу огромными партиями, для них нецелесообразен такой щепетильный подход. А ведь качество кожи – это уже 50% внешнего вида и долговечности обуви.

2.    Качество выполнения работы. Нанять несколько сотен талантливых мастеров, которые будут филигранно выполнять свою работу, просто невозможно, а вот 10-20 мастеров тоже сложно, но реально. И это как раз наш случай.

3.    Репутация. Она для нас очень важна. Когда ты работаешь на одном месте 25 лет и продаешь условные 100 пар обуви в месяц, ты просто не можешь позволить себе, чтобы хотя бы несколько из этих 100 покупателей остались недовольны, мануфактура не сможет выжить при таком подходе. Поэтому мы уделяем большое внимание контролю качества каждой пары на всех стадиях производства.  

4.    Сервис и гибкий подход – нам дорог каждый клиент, поэтому готовы слушать и слышать его, проявлять гибкость. У нас, например, вы можете заказать пошив понравившейся модели из линейки, но в другом цвете, или обувь нужного размера, которого сейчас нет в наличии. Ни один магазин не сможет предложить такое.  
Этот список можно продолжать, но думаю, что и этого достаточно, чтобы хотя бы присмотреться к нашему бренду. 

 

Насколько сейчас наш рынок перспективен для обувного производства с точки зрения бизнеса?

Я не помню точных цифр, но знаю, что объем обувного рынка в Казахстане измеряется десятками, если не сотнями миллиардов тенге в год. Это огромный рынок, и не похоже, что нейросети или искусственный интеллект могут в ближайшем будущем как-то избавить людей от потребности покупать обувь. Так что я считаю это направление бизнеса перспективным как для маленьких мануфактур, вроде нашей, так и для больших фабрик. Для каждого найдется своя ниша, главное – делать свою работу качественно и творчески подходить к маркетингу, чтобы потихоньку отвоевывать свое место у импортной обуви (продажи которой, кстати, сейчас составляют около 97% от всей продаваемой обуви в Казахстане). 

Как вы планируете развивать ваше дело в ближайшее время? Какие новинки ждать?

Как я уже сказал ранее, мы планируем расширять штат и постепенно наращивать объем производства, чтобы к новому году выйти на выпуск 150-200 пар в месяц. Могу с уверенностью сказать, что вас ждет крутая коллекция осенне-зимней обуви. Это будут высокие кеды, мужские и женские ботинки в брутальном стиле, высокие броги, челси и кое-что еще. Всего около 15 новых мужских и женских моделей: с подкладкой из натуральной кожи для осени и зимы в южных регионах, а также с качественным натуральным мехом для покупателей из северного Казахстана. Материалы уже закуплены, модели согласованы и находятся в разработке. Все новинки мы регулярно публикуем в нашем Instagram-аккаунте


 

Я уехала в другую страну и начала дело с нуля
Андрей Нагин.
Сырных дел мастер
Нелли Идрисова: «Я помогаю женщинам найти и раскрыть себя»