Картинка
Искусство

Гульнур Мукажанова:
«Я люблю слушать звук волокон»

24 июля в Aspan Gallery открылась выставка Гульнур Мукажановой «Үміт шуағы». Полотно из войлока длиной более 41 метра – крупнейшее произведение художницы, которое представляет собой критический взгляд на современный Казахстан. 

Гульнур уже долгое время живет и работает в Германии, поэтому происходящее в родной стране воспринимает максимально остро и делится чувствами в своих произведениях. Они поражают воображение. Мы встретились с художницей, чтобы поговорить о выставке, важных смыслах предыдущих серий и вдохновении. 

Гульнур Мукажанова, фото: Юрий Ким
 
Как произошло ваше знакомство с войлоком? Чем вас так впечатлил этот материал, что вы стали использовать в своих работах именно его? 

Я училась в Академии искусств в Алматы, мы изучали разные техники, в том числе ковроткачество и войлок. Войлок оказался более близким для меня. Я даже для своей дипломной работы выбрала именно его. 

Сейчас войлок – основа моего творчества. Я стараюсь развивать технику, чтобы уже в другой форме дать вторую жизнь или, можно сказать, продолжение нашей казахской материальной культуре. Я чувствую этот материал очень сильно и осознанно хочу сохранить его для истории. 

Для Запада войлок – необычный материал. Какое впечатление производят ваши работы на зарубежных зрителей? 

Войлок как часть казахской материальной культуры незнаком европейской публике. Этот материал знают из-за Монголии и Кыргызстана, поэтому, когда я говорю, что это именно казахский войлок, то у публики возникает очень много вопросов. В Европе и Америке войлок – прикладной вид искусства, хобби, люди делают какие-то небольшие вещи из него. Его связывают с Кыргызстаном и Монголией потому, что знают, что войлок – это наследие кочевой цивилизации. Я же хочу, чтобы во всем мире узнавали казахский войлок. Это часть моей миссии. Я верю в духов предков, я связана со своими корнями, со своими родными, с родителями. Это очень тесная и непрерывная связь.  

Это чувствуется в ваших работах. С одной стороны, они выглядят очень современно, с другой – в них глубокий сакральный смысл. Для вас процесс их создания – своего рода медитация?  

Да. Сам процесс работы и раскладывания шерсти очень тихий. Я люблю слушать звук волокон. Когда раскладываешь материал, проводишь по нему руками, будто слышишь звук степи. Именно этот процесс дает мне контакт, пробуждает связь с предками. 

Гульнур Мукажанова, фото: Юрий Ким

Расскажите про серии ваших работ. Какой смысл вы вкладывали в каждую из них, что вас вдохновляло и что вы хотели с их помощью передать зрителю? 

Postnomadic Reality («Постномадическая реальность») была одной из первых. Для меня это настоящее время, постномадическое. В период работы над серией я начала больше изучать орнаменты, узоры и их значение (до сих пор изучаю, так как очень мало материалов), и меня вдохновили наши ковры түскиіз. Настенный ковер түскиіз имеет форму портала, я начала что-то интуитивно чувствовать, но еще не совсем понимала смысл. А позже осознала, что на самом деле этот ковер описывает все время наших предков. Мы же сегодня от этого абстрагировались, мы не понимаем эти коды, мы больше не разговариваем, у нас другие материальные ценности. Время меняется, какие-то вещи естественным образом трансформируются. Я увидела возможность представить наше прикладное искусство, ковроткачество, в виде пустых пространств и порталов. Поэтому Postnomadic Reality – монохромная серия, в которой я пыталась отразить наше время и традиционные ценности и обычаи, которые мы потеряли. Мы не сумели сохранить философию наших предков, не сумели сохранить самое главное – человеческие ценности, то, как мы друг с другом обращаемся, то есть базу, на которой строится все общество. 

Гульнур Мукажанова, Global Society #3, 2017

Global Society («Глобальное общество») – это уже влияние глобального мира. Отражение того, насколько мы влились в глобальный мир, не осознавая или без какого-либо анализа своего прошлого, как мы быстро абсорбировали все, что приходит извне, и какие у этого результаты. Это то, что мы сегодня переживаем: мы хотим вернуть наши корни, сохранить наши традиции и обычаи, но это уже невозможно, поэтому нужно хотя бы не потерять лицо. Наши предки с приходом ислама тоже трансформировали свои ценности, адаптировали традиции и обычаи к исламскому миру. Насколько я знаю, верования в духов в исламе нет, но мы это сохранили и продолжаем печь лепешки каждую пятницу, делаем ас в память о наших предках… И в нашем времени, я думаю, мы бы могли сохранить важные моменты и продолжать развиваться дальше – это тоже естественно и логично. Поэтому в Global Society я показала, что мы потеряли, что у нас всех одно лицо, и насколько это ужасно. Это серия из масок в виде слепка моего лица во множестве экземпляров. В ней есть и фотографии, и скульптуры.  

Все серии идут поэтапно, шаг за шагом. Я изучаю эту большую тему, свою историю, чтобы понять, как двигаться дальше, куда я иду и кто я есть. Этот процесс я начала после моего прибытия в Германию. Я получила культурный шок и начала сравнивать. Я приехала сюда учиться, думала, что вернусь в Казахстан, но после первого года поняла, что мне нужно развиваться, и выбрала путь независимого художника. Когда со стороны видишь ситуацию или проблемы в родной стране, воспринимаешь все намного острее. 

Гульнур Мукажанова, «Момент настоящего», 2018, инсталляция, парча, люрекс, английские иголки, «Фокус Казахстан: Постномадические горизонты», Wapping Project, Лондон, 2018

В серии Moment of the present («Момент настоящего») я использую современные ткани, которые сделаны в Китае. Они очень красивые и блестящие, но в то же время дешевые, потому что полностью из синтетики. В них я увидела отражение современного мира. Увидела, что мы живем в иллюзии и, может быть, даже где-то неосознанно, просто существуем. Эта серия про поверхностность нашего современного мира и в первую очередь про Казахстан. Люди берут кредиты, кажется, что они живут хорошо, но это за счет кредитов. Они выплачивают огромные деньги банкам, в каждой семье по два-три кредита, если не на каждую голову. Люди не вылезают из этих долгов и не понимают, как иначе можно жить. Покупают квартиры, машины, вещи и даже зубы делают в кредит. Иллюзия, что страна процветает. 

Гульнур Мукажанова, Öliara: The Dark Moon, 2022, инсталляция

Öliara «Өліара» – это обращение к своей истории и периоду колонизации Советским Союзом и Российской Империей. Размышления о культурной травме, нанесенной современному обществу. Это слои нашей истории, пространство скорби. А также это отражение настоящего времени «Қанды қаңтар»: потери, ценность человеческой жизни, траур. И огромные потери близких и родных, понесенные во время эпидемии ковида. События, которые вошли в историю современного Казахстана. 

Гульнур Мукажанова, «Тени надежды #12», 2024, войлок

Последняя работа «Үміт шуағы» – это отражение происходящих из года в год вещей и ситуаций у нас в стране. Я очень тяжело все переживаю. В «Үміт шуағы» показана линия горизонта, которая должна быть цельной, но в моем случае она раздроблена на несколько частей. В ней есть даже небольшое расстояние между картинами, где просто пустота. Это о раздробленности нашего общества сегодня. Сама линия горизонта – отражение современного Казахстана. В этой работе очень много эмоций, много переживаний, которые я пыталась передать за счет цветов. 

Для меня искусство – своего рода терапия, ритуал очищения, когда я пытаюсь идти навстречу своим страхам. Страхам, передаваемым из поколения в поколение. Это и наш культурный страх, привитый еще в советское время, страх, который есть до сих пор. 

Тем не менее у вашей выставки очень вдохновляющее название, а цвета полотна внушают веру во что-то светлое и лучшее. Вы это сейчас чувствуете? 

Я думаю, что это проявление любви к своей культуре, любви к своей земле, к своей стране, к своим людям. Цвета очень яркие, потому что они действительно дают эту надежду. Это желание, чтобы все было хорошо. 

Гульнур Мукажанова, «Тени надежды: Вчерашнее прошлое, сегодняшнее настоящее», 2022, шерсть мериноса, шелковые волокна, 150х1600 см., Clouds, Power and Ornament – Roving Central Asia, Mill6CHAT, Гонконг, 2023, фото: собственность CHAT, Lusher Photography

Специально для этой выставки «Үміт шуағы» вы сделали продолжение полотна, которое уже было ранее представлено в Гонконге. Что вас вдохновило дополнить работу? Появились какие-то новые смыслы? 

Для меня процесс работы – как начало и конец жизни, как жизнь и смерть: круговорот. До этой выставки уже существовало 16-метровое полотно, в котором было заложено все, о чем я до этого рассказывала. И я решила продолжить. Для меня было важно показать эту работу именно в Казахстане. Я начала создавать продолжение и пришла идея линии горизонта, которая тоже уже существовала в предыдущем проекте в Лондоне, но была более узкой. Здесь я последовала за своей интуицией и передала все свои мысли, переживания, страхи и травмы… 

Сколько времени у вас заняло ее создание? 

Где-то полгода. Процесс всегда идет по-разному. Все зависит от внутреннего состояния. Иногда бывает, что идет быстро, когда находишься на волне, а руки сами все делают и не устают. Бывает очень тяжело, если внутри мысли и переживания тяжелые. А иногда приходится и паузу взять. 

«Үміт шуағы», вид экспозиции, Aspan Gallery, Алматы, 2024, фото: Анвар Ракишев

Что вы чувствуете, когда заканчиваете работу над серией?

В 2021 году было опустошение. Вообще опустошение бывает часто, когда ты уже не в процессе. Тогда нужно месяц или два взять перерыв, чтобы морально и физически восстановиться. Только когда все закончено, начинаешь понимать, насколько ты устала. Но в этот раз с линией горизонта хочется работать дальше. Она точно будет иметь продолжение. 

У меня семья и дети, поэтому нет времени лежать и кайфовать. Роль матери и жены приходится комбинировать с ролью художника. Бывает, когда занимаешься чем-то другим, например, детьми, переключаешься на другую волну. Это помогает, потому что мозг отдыхает. Хотя бывает, что не получается отключаться полностью. Как и в жизни – не все так, как хотелось бы. 

Как у вас получается совмещать быт, роль жены, роль мамы и творчество? Сложно или это ваша подпитка? 

Сложно, но в то же время это подпитка. Я очень много от них получаю. Дети требуют много внимания, каждое движение: «Мама, мама, мама…» Ответственность за них закаляет, не дает расслабляться и уходить в депрессию. Моя доча с четырех месяцев со мной в мастерской во время работы и до сих пор путешествует со мной по выставкам. 

Гульнур Мукажанова, фото: Юрий Ким

Что бы вы сказали людям, которые прочитают интервью с вами, захотят прийти на выставку и познакомиться с вашими работами? 

Каждый будет видеть какие-то свои, наверное, отражения, какие-то свои мысли, идеи. Поэтому я думаю, что неправильно направлять. Самое главное, чтобы люди прочувствовали, чтобы у них возникли какие-то мысли, которые помогут увидеть со стороны себя и общество. 

Выставка «Үміт шуағы» продлится до 22 сентября 2024 года. 
Aspan Gallery (Алматы, пр. Аль-Фараби, 140а, Villa Boutiques and Restaurants, Expo Villa) 
Вход свободный 

*Фото предоставлены Гульнур Мукажановой и Aspan Gallery 

Где научиться танцевать лезгинку?
Зачем сегодня нужен театр?
Внимание! Вас снимают! Удачные и неудачные позы для фото