Картинка
Их жизнь

Гуля Тулегенова: "Я наконец-то обрела семейное счастье"

- Гуля, в этом году исполняется 20 лет вашему хиту "Мой татарский мальчик". Для вас эта дата что-то значит?

- Честно говоря, я даже не заметила, что уже 20 лет прошло. Мне до сих пор кажется, что 95-й год, радио NS, Медео, "Азия Дауысы"... Мне тогда Ринат (Ринат Абдулхаликов - продюсер, автор песни "Мой татарский мальчик" - прим. ред.) привез из Италии туфли на 25-сантиметровых каблуках, и хотя я в жизни каблуки не ношу, тогда надела. Я сама немаленькая, еще и на каблуках этих, выше Нагимы была (смеется).

И вот стою я на сцене, пою, а весь стадион ревет, подпевает: "Мой татарский мальчик". У меня коленки затряслись. Пономарев (Александр Пономарев - один из создателей "Азия Дауысы" - прим. ред.) орет мне из-за кулис: "Дура, не упади!". А в 1997 году, когда я выступала в Казани, мальчишки после концерта подняли мою машину и несли ее на руках. Нам дали Daewoo Nexia, крутая по тем временам машина, иномарка, Ринат сидит на переднем сиденье, я - на заднем, и эти настоящие татарские мальчики из Казани поднимают ее и несут. Я тогда очень испугалась, у меня внутри все оборвалось.

А ведь сначала я даже артачилась, не хотела ее петь, говорила: "Что это такое, мы в Казахстане живем, какой татарский мальчик?". А песня оказалась долговечная. По сей день я не меняю аранжировку, хотя мы пытались делать ремиксовые варианты, но звучание уже не то, нет того татарского колорита, пентатоника нарушается, и в итоге решили оставить все как есть. Как будто и не было этих 20 лет. По сей день я пою под эту аранжировку, и народ балдеет.

- Когда я готовилась к интервью, решила в редакции послушать "Татарского мальчика". Включила, слышу - кто-то из коллег запел. Я даже удивилась, коллектив у нас довольно молодой.

- Совсем недавно меня пригласили выступать на татарской свадьбе. Я пришла, смотрю – в основном молодежь, лет 28-30. Но когда я запела "Мой татарский мальчик", все соскочили, стали плясать. Мне было это приятно как артистке.

- Расскажите про съемки клипа на эту песню. Сейчас это все смотрится очень наивно, а по тем временам клип ведь был не из дешевых.

- По сравнению с теми клипами, когда на фоне цирка или на фоне роз просто ходят и поют, наш клип был вообще очень крутой. Снимал Пискунов (Игорь Пискунов - телевизионный и театральный режиссер - прим. ред.), мы арендовали драмтеатр имени Лермонтова, все декорации оттуда взяли, этот аул татарский, нагнали "сармановцев" (татарский народный ансамбль "Сарман" - прим. ред.), петуха притащили, Ринат бегал искал эти учпучмаки, парамаши. В то время у нас это не делалось, а он где-то нашел, заказал всю бутафорию на сабантуй, как будто мы сидим, татарской выпечкой угощаемся. По тем временам это было круто.

- Гуля, вы непрофессиональная певица, соответствующего образования у вас нет. Как получилось, что вы попали на сцену?

- Я с детства пою. И в садике, и в школе в хоре пела, потом был вокально-инструментальный ансамбль, где мы и познакомились с Ринатом. Конечно, это было на уровне самодеятельности, но я все время пела, и пела, и пела. И вот как-то приходит Ринат ко мне домой (а я тогда еще была замужем первый раз, старший сын был маленький, годика 2-3) и говорит: "Давай, Гулька, тут все кому не лень поют, безголосые шептуны, а у тебя "мясо" такое".

Сначала у нас была песня "К звездам", потом "За окном рябина", "Черный пепел", а потом стрельнул "Мой татарский мальчик". Это была четвертая песня в моем репертуаре, которую Ринат для меня написал. После этого я уже пошла к профессиональному педагогу в музучилище, к ныне покойной Евгении Петровне Осокиной. Когда меня к ней привели, она сказала: "Голос есть, мозгов нет. Я тебя научу думать". Она научила меня, как правильно интонировать, как пользоваться голосом, действительно научила меня думать и управлять голосом. Я ходила к ней 2,5 года, пока она не погибла - ее сбил автобус. Она как будто предчувствовала это - буквально за две недели до смерти, когда мы занимались, она сказала: даже если вдруг меня не будет рядом, никуда больше не ходи, все, что надо, я тебе дала.

- Был такой момент, когда вы пытались поменять свой имидж, репертуар, пели фанк, но не пошло.

- Это все было с подачи Рината. Мы записали альбом "Струна", полностью живой звук, ни одного синтетического инструмента. Нам играли Витя Хоменков, Валерий Насибуллин, Ерема (барабанщик Ермек Дияров - прим. ред.) - музыканты из JCS. Но, знаете, эта музыка некоммерческая. Есть люди, которые выросли на "Битлах", "Лед Зеппелин". Когда я пою эту музыку в их кругах, они ее принимают очень хорошо. Но основная масса людей эту музыку не понимает и не принимает. Им надо "Ой райда райда", "Кызыл орiк" и всякая такая белиберда. Человек, который разбирается, понимает, слышит, он меня поймет.

- После того, когда вы ушли со сцены, чем занимались?

- Я вышла замуж (смеется). После расставания с Ринатом я еще первое время выступала.

- Давайте сразу расставим точки над i: расставания как с продюсером?

- Да, как с продюсером. Что касается личных интимных отношений, их у нас никогда не было. Расстались мы "благодаря" его второй жене, она нам всячески мешала, закатывала сцены ревности, у них с Ринатом постоянно из-за меня были склоки какие-то. Хотя у меня были совершенно другие мужчины, и Ринат меня как мужчина никогда не интересовал. Но мы все-таки расстались, и расстались нехорошо, с обидой друг на друга. Я обиделась на то, что он своих жен не мог вовремя поставить на место, он обиделся на то, что я языком много трепала.

- Тяжело было уходить со сцены?

- Нет, не тяжело, но я просто оказалась у разбитого корыта. Единственное, я скажу Ринату большое спасибо за то, что он не забрал у меня материал, все эти четыре альбома. И до сих пор мне не мешает и разрешает выступать с этим материалом. Как автор песен он мог бы сказать: либо платишь мне авторские, либо я забираю все полностью. Но он этого не сделал, за что я ему благодарна. Так вот, после расставания с ним меня еще приглашали, я ездила на гастроли и в дальние турне по Казахстану. И у меня был такой маленький тур по западу – Актобе, Актау, Атырау, а потом мы поехали в Астрахань. И там я встретилась со своим будущим мужем. Он оказался наш, казахстанец, атырауский. Между нами пробежала искра, мы полюбили друг друга.

- И вы с головой ушли в семейную жизнь?

- Да, потому что за это творческое время любовь у меня была приходящая-уходящая, одноразовые мужчины. А любой женщине хочется тепла - вечного, постоянного, горячего. И я решила, что все, хватит. Надо устроить личную жизнь. Мне было уже под 40 лет. Сейчас уже мозоли натерли, притерлись, ляльку родили, но моя душа снова требует творчества, рвется на сцену. Когда подружки в караоке приглашают, меня от микрофона не оторвать. Но малыш растет, появилась возможность выходить, где-то выступать, где-то халтурить, и я потихонечку снова начинаю петь.

- Да, несколько лет назад в разных интервью вы говорили о том, что планируете вернуться на сцену. Но громкого возращения так и не состоялось.

- А я и не хочу громкого возращения. Может, потом, в будущем, когда мне будет 60 лет, я, как Пугачева, спою прощальный концерт. А пока я не хочу помпезности. Я хочу просто работать, зарабатывать деньги, новые песни записывать и клипы снимать. Еще хотя бы клипа 2-3, больше не надо, потому что "нерентабельно", как говорила вторая жена Рината (смеется). Нерентабельно, потому что они не окупаются. Я, к сожалению, не Роза Рымбаева, которая каждую неделю где-то  зарабатывает неплохие деньги. И гонорары у меня не такие высокие.

- Ваш нынешний супруг знал вас как известную певицу, исполнительницу "Татарского мальчика" или вы для него были просто Гуля?

- Я для него просто Гуля, потому что он впервые меня увидел и услышал там, в Астрахани. Он только потом, когда впервые приехал в Алматы после нашего знакомства, осознал, что я - это я. Мне с ним повезло. У меня было столько мужиков, мне есть с чем сравнивать, особенно с моим первым мужем, который ревновал меня к каждому фонарному столбу. Мой нынешний муж говорит: пой, работай, твори, летай, пари, я тебе мешать не буду. Просто встретились уже два состоявшихся, всего "наевшихся" человека.

- У вас большая разница в возрасте между детьми – больше 20 лет. Не было опасений по поводу рождения второго ребенка?

- Я так подумала, раз бог дал, значит надо рожать. Это было незапланированно, потому что мне давно сказали, что ребенка у меня уже не может быть, и болячки всякие находили, и бесплодие ставили. А тут лялька получилась, и такая хорошая.

- Как старший сын относится к братику?

- Он к нему относится, как к кукле. Ему в августе 25 лет будет, но он сам еще ребенок. Не ревнует, любит его, как-то воспитывает по-своему, по-пацански: ты не плачь, ты не баба, мужики не плачут. Теперь у меня дома три мужика, и все на моей шее. Постирать, накормить, обуть, обогреть, приласкать.

- Сейчас вы - такая домашняя Гуля.

- Да, я стала домашняя. В то время, пока я гастролировала, выступала, я даже не знала, что может быть такое счастье. И я очень счастлива, что у меня сейчас все хорошо именно в семье. Но, несмотря на это, я очень скучаю по работе. Иногда встречаюсь с коллегами, особенно моего поколения - 90-х годов, и многие жалуются, что сейчас с работой очень тяжело. Сегодня, к моему великому сожалению, у нас процветает "мамбет-шоу", когда среди основной массы людей популярны песни, не имеющие никакого музыкального значения, ширпотреб, который завтра-послезавтра забудется, и на его место придет такая же бяка. А хорошие песни, мелодичные, со смыслом, с богатой аранжировкой никому не нужны. Сейчас хороших песен никто не пишет. Тексты поверхностные, музыка такая - там кусок украли, тут кусок украли, смиксовали, аранжировку наложили. Иногда слушаешь и удивляешься, как не стыдно им это петь? Но и публика у нас такая, им по барабану, что слушать, лишь бы "Мария Магдалена, хо-хо-хо, чип-чип-чип". Ну разве это песня? Человек, который это поет, наверное, даже понятия не имеет, кто такая была Мария Магдалена. 

Фото: Владимир Третьяков