Завтра, 1 ноября, в казахстанском прокате стартует картина "Бизнесмены", история о дружбе, чести, предательстве и любви. События разворачиваются в середине 90-х годов в Казахстане. Герои фильма – три друга: Ануар, Аскар и Дамир. Они – начинающие бизнесмены, одни из первых, кто стоит у истоков рыночных отношений в нашей стране после развала Советского Союза.
Перед казахстанцами в этом фильме впервые предстает актер Аскар Ильясов. Московский лоск и свежесть, азиатские черты лица и астанинские корни – все это сочетается в нем очень органично. Чтобы узнать поближе нового народного любимчика (которым он, скорее всего, станет), Сomode задал Аскару Ильясову 20 вопросов о жизни и работе. Он уже успел сыграть в нескольких российских сериалах, получить роль в картине "Тренер" Данилы Козловского и сериале "Золотая Орда", снятого по заказу Первого канала.
Вы давно болеете за футбольный клуб "Ливерпуль", но не оставили никнейм askar_ynwa в инстаграме? (You’ll Never Walk Alone – гимн "Ливерпуля". – Прим. ред.)
Хм, да. Я давно болею за "Ливерпуль". И эту приставку использовал в своем никнейме. Мне давно советуют поменять свой ник. Говорят, что если я собираюсь быть публичной личностью, то этот набор букв будет запутывать людей. Честно, я долго держался, а потом стал проще к этому относиться. Я убрал эти заветные четыре буквы из своего аккаунта, но это не изменило моего отношения к команде.
Если бы была возможность повернуть время назад, стали бы футболистом?
Если бы я родился не в Казахстане и не в постсоветской стране, то, скорее всего, я бы боролся за свою футбольную мечту. А сейчас у меня все складывается так, как я хочу.
Признаете, что вы разделили для себя: Россия – для театра, Казахстан – для кино?
Со стороны это выглядит именно так. Но чтобы быть в топе в кино в России, нужно очень много работать. Намеренно я не разделял страны для творчества. Конечно, я хочу сыграть в спектакле в Казахстане, хочу полный метр в России, но понимаю, что всему свое время.
В какие моменты вам было тяжело в Москве?
В первый год после окончания института, буквально в прошлом году. Потому что когда ты учишься, то ты постоянно занят, у тебя нет выходных и ты не встречаешься с тем, что Москва разная. У тебя один и тот же маршрут, одни и те же люди, и все достаточно спокойно. А когда я окончил учебу, то стало намного тяжелее.
Не гложет чувство, что творчество – это воздух, что-то слишком эфемерное? Хочется ли заняться чем-то еще?
Я не стал бы резко разделять бизнес и творчество. Творчески можно относиться и к бизнесу.
Как вы попали в главный каст "Бизнесменов"?
Узнал, что Акан Сатаев начинает снимать фильм. Но в Казахстане меня никто не знал, тогда я позвонил Аружан Джазильбековой, с которой мы познакомились в Москве во время съемок "Золотой орды", и спросил у нее, как выйти на Сатаева. Она позвонила и рассказала ему про меня, мне перезвонили, я записал видеопробы, и меня утвердили. Кстати, на "Золотой орде" я познакомился с Санжаром Мади, Диной Тасбулатовой. Айсулу Азимбаеву я знал немного раньше. Всех их я считаю своими старшими друзьями.
Каково работать с Аканом? Были моменты, когда хотелось все бросить?
Работать вполне комфортно. Никогда не хотелось уйти.
В чем был прав ваш герой? В чем ошибался?
В приоритетах он был прав. И мне кажется, что он не ошибался, все, что он делал, в итоге привело к хеппи-энду. Нельзя игнорировать семью – это факт.
А как вы заработали первые деньги?
На семейных тоях. Выучил миниатюры из Comedy club и КВН и играл их. Родственникам это очень понравилось, все начали бросать деньги. Я зарабатывал круглые суммы, было забавно. Еще я работал помощником маркетолога, экскурсоводом в Астане. Это было круто, я много чего узнал тогда. Все остальное было связано с профессией.
Сколько сейчас денег в кошельке и транжира ли вы?
У меня в портмоне сейчас около 7000 рублей. И да, пока я сильный транжира, но работаю над этим.
Вы заявлены в главных ролях в двух фильмах – "Бизнесмены" Акана Сатаева и "Станция любви" Баян Алагузовой. Вам не кажется, что они слишком быстро штампуют фильмы?
Прежде я не был так сильно погружен в казахстанский кинематограф, поэтому у меня не было какого-то четкого впечатления об этих людях. Я знал, что есть Сатаев, что есть Баян Максатовна, только их и знал, кстати. Потом стал больше интересоваться проектами. Рад, что удалось с ними поработать. "Бизнесмены" – мой дебютный фильм с главной ролью. Я, конечно, чувствую повышенный интерес ко мне со стороны режиссеров, но пока меня еще толком в действии не видели.
Не страшно вливаться в ряды казахстанского шоу-бизнеса?
Я в предвкушении того, как мой организм будет реагировать на все это и что будет дальше. Что такое шоу-бизнес? Что-то с окрасом попсовости и безвкусия. Нет, я в него не провалюсь, это мне неинтересно. Но сторониться тоже не буду. Хочу научиться доверять своему вкусу, делать то, что хочется делать, и не плыть по течению. Запомните этот вопрос – я бы хотел ответить на него через год.
Есть ли чувство фарта в последние два года?
Фартить могло и больше. Все, что происходит, закономерно.
Умеете ли вы готовить и что лучше всего получается?
Умею. У меня хорошо получаются ризотто и паста "Болоньезе". Я больше спец по итальянской кухне. Еще могу пожарить мясо.
Как часто разговариваете с родителями? У вас с отцом близкие отношения?
Два раза в неделю точно разговариваю. Да, с отцом у меня близкие отношения, мне повезло. Мы редко видимся, но все равно. Я могу идти, о чем-то думать и тут выстреливают какие-то фразы папы, которые он произносил в мои, например, 12 лет. Я часто пользуюсь его руководством: "Если не знаешь, как делать, делай по совести".
В какие моменты бывает очень тепло от ощущения, что выбрал верный путь?
Вчера я играл в спектакле по Довлатову. После спектакля ко мне подходили люди и говорили, что было все в точку. Я сам это чувствую и понимаю, что мне хорошо от этого. От ощущения добросовестно выполненной работы в третьем акте. Понимаю, что первую сцену я провалил. И это ужасное ощущение.
Получается развеять миф, что казахи (азиаты) в российском кинематографе не нужны?
У музыкантов – выходцев из Казахстана – это лучше получается. Дело не в том, что не нужны актеры-азиаты, а в том, что пора перестать рассматривать азиатов в спектаклях и кино как усиление колорита. Захотел Данила Козловский сделать космополитичную историю про футбол, он взял и пригласил меня для повышения колорита. Хотя хотелось бы, чтобы сначала оценивались мои навыки, а потом фактура.
Расскажите о вашем сотрудничестве с казахстанским брендом мужской одежды – костюмов Shoqan. Это ваши друзья? Насколько вам импонирует их продвижение в Москве?
Мне интересно все, что делают ребята – создатели бренда. Да, у меня с ними дружеские отношения, есть партнерское сотрудничество. То, что они открылись и в Москве, – это просто "бомба". Наши пути схожи.
Что вы смотрите в YouTube?
Подкасты, обзоры матчей, интервью, документальные фильмы, развлекаловку – я так много смотрю YouTube, что иногда устаю от этого.
Какие места в Казахстане вам близки?
Почти все такие места – в Астане. Чем реже я там бываю, тем они становятся мне более дорогими и близкими. В них нет ничего примечательного. Это моя память, эмоции, связанные с определенными моментами: магазины, переулки, деревья. Я жил не в городе, а в пригородном поселке возле аэропорта. Там, к сожалению, много чего поменялось. Но если я вижу дерево из детства, то это греет душу. Когда летел вчера из Москвы в Алматы, то подумал, что настоящая взрослая жизнь начинается тогда, когда ты вспоминаешь детство и понимаешь, что этого никогда в жизни больше не повторится. Что моя бабушка не станет моложе, что тех ребят со двора, с которыми я общался, уже не соберешь. И это слово "никогда" пугает. Жить с осознанием того, что тебе когда-то было очень хорошо и что так никогда уже не будет, – это и означает, что ты уже взрослый.
Автор фотографий Аскара Ильясова - Ольга Франкевич
Фоторепортаж с пресс-показа фильма "Бизнесмены" (30.10.2018, Алматы)