- Расскажи, когда ты поняла, что хочешь заниматься фотоискусством, так как то, что ты делаешь сложно назвать просто фотографией…
- Я поняла это двадцать пятого августа тысяча девятьсот… да нет, шучу (улыбается), это случилось в 2008 году. Тогда я для одного своего проекта искала фотографа-репортажника. Фотографы с опытом на выделенный бюджет бы не согласились. В итоге нашла энтузиаста, стала искать материал и обучать его и сама учиться. Будучи человеком ответственным, мне необходимо было самой понять процесс изнутри и я приняла решение записаться на курсы фотографии. Потом начала снимать друзей – практиковаться и вроде бы даже получалось очень неплохо (скромно). В конце концов мне это настолько понравилось, что я не захотела больше заниматься ничем другим. И я ушла в свободное плавание.
Но это сейчас звучит легко и беззаботно. На самом деле путь к любимому занятию – он очень сложный и тернистый. Для того, чтобы этим заниматься нужно освободить все лишнее, все убрать , все отсечь. Потом конечно есть такой вопрос, что этим всем еще и нужно зарабатывать, на что-то жить, на что-то покупать все эти объективы, оборудование и прочее.Пришлось и приходится работать в коммерческой фотографии, это такая специфическая область, где нужны яркие, сочные фотографии, Люди всегда должны выглядеть очень хорошо, презентабельно. Это вычищенные, «выглаженные» лица. Но, тем не менее, ты задаешь какой-то стандарт , даже в коммерческой фотографии, мне кажется человек должен приходить на съемку, как на праздник, чтобы можно было бы получить лучшую версию себя. Да, это ремесло, но за ним рост. Ведь невозможно взять высокую ноту, не тренируя голосовые связки ежедневно.
Есть творческие проекты, которые делаются вообще и помимо. Сейчас готовится проект-вдохновение симфонической музыкой.
Вот где можно будет показать даже какие-то несовершенства лица, какую-то особенность, может даже какой-нибудь дефект. Это позволительно и необходимо в рамках художественной фотографии, которая отражает некоторые аспекты природной красоты. Красоты в скобках.
Но, конечно, коммерческая фотография, она меня затянула (вздыхает)…причем, каждый раз думаю: -«Все! Баста! (активно жестикулирует), я не хочу больше снимать ни семьи, ни какие-то вещи!». Но потом обращаются постоянные клиенты, которые меня возвращают и возвращают…
- Я думаю ты их, каким то образом, воспитываешь своими фотографиями. Даешь авторский взгляд и они привыкают, смотрят со стороны…
- Кстати, у меня завтра тоже частная съемка, где попросили сделать фотосессию именно в том же формате, в котором несколько лет я снимала детей, то есть люди начинают уже чувствовать стиль, они хотят наблюдать себя на фотографиях, смотреть на себя «моими глазами». Приятно, также, что теперь клиент, когда его просишь описать желаемые кадры, показать понравившиеся образы, комментируют, что хотят как у Ньютона, хотят как у Линдберга. В прошлом году я сама снялась ради фана с полотенцем на голове, как в уже в более чем известной Towel Series Тестино. Никто не понял. А в этом году, вот, пришел заказ на подобную частную фотосессию . Все начинается с имитации, подражания. И это не плохо. Люди начинают разбираться. Все это говорит о потребности в ином качественном взгляде фотографа, потребности в стиле, хронологии работ, саморазвитии и поиске.
- Я поэтому говорила о фотоискусстве, а не просто о фотографии. Это не так сложно, научиться азам фотографии, если уже говорить о технических деталях, но самое сложное, почему мы обращаемся к определенным фотографам, это за его стилем. То есть , просматривая твои фотографии мы всегда можем сказать что это была Наталия Пельц.
- Хочется надеяться, что это так (смеется). Кто-то из известных мировых фотографов говорил, что для того, чтобы выработать стиль, нужно намеренно стараться не следовать никакому стилю.
- Получается, что фотография – это еще и воспитание публики. Конечно, какое-то принятие части того, что хотят клиенты, но, в большей степени, какое-то свое, авторское видение, что и является самым ценным ресурсом.
- В настоящий момент да, ценность только во взгляде, стиле и видении, «руке», что проявляется и в обработке. Потому как почти у всех есть смартфоны, гаджеты, которые неплохо снимают. Доступна и фототехника разных классов. Есть куча вебинаров и уроков онлайн. Есть фильтры и многие научились работать в «photoshop». Но все-равно есть специалисты, узкие, которые занимаются только этим – фотографией, и они в любом случае качественно выше. Плюс ко всему, я всегда говорю, что у человека должна быть какая-то наполненность. Вот если, допустим, говорить о нашем пробном короткометражном фильме, который мы недавно сняли для 48HFR. Там невольно получилось отражение того-же кадра из Джармуша (прим. автора: фильм «Кофе и сигареты»), получается, если человек чем-то наполнен, он это все-равно выдаст и где-то это проявится . Даже моя любимая съемка семьи с яблоками - это Тургенев, это Толстой , это русские писатели они просто взяли и как-то проступили в этом проекте.
- Потому что не очень сложно просто красиво сфотографировать, без подтекста, это никому уже не интересно. И человеку больше интересно когда его раскрывают , показывают его с новой, с другой стороны. Или наоборот полностью отражают в фотографии его внутренний мир. А если вернуться к более прагматичным вопросам… с какого года у тебя появилась студия?
- Фотографией я занимаюсь 7 лет, а студии в ноябре будет два года. Она достаточно молодая, мы уже прошли все кризисы которые возможно. Потому что открылась она перед витком девальвации, и не одним, но я могу сказать, что есть один небольшой секрет. Если занимаешься любимым делом всю жизнь, всегда будут трудности. К этому просто нужно быть готовыми и принимать их . Это - данность. Я занималась силовыми тренировками и могу сказать, что правила спорта пересекаются с правилами бизнеса.
То есть, нагрузка, которую ты берешь, ты обязательно ее когда-нибудь преодолеешь. С первого, второго, третьего подхода, но ты возьмешь этот вес. Тоже самое и с бизнесом. Если тебе этот проект не удается или если какой-то проект «кусается», либо ты не можешь закрыть какие-то финансовые пробелы, то еще раз ищи выходы, обязательно, и ты возьмешь эту нагрузку и преодолеешь ее.
- А если как-раз говорить о весах. Есть такие веса которые ты уже преодолела и они слишком легкие для тебя? Я слышала что ты берешь в штат фотографа который и будет брать эти самые «веса».
- Да, вот кстати говоря это такой идеальный сейчас для меня вариант, чтобы студия работала автономно от меня, ну конечно под моим надзором. Не нужно забывать, что в Казахстане семья имеет важное значение. На мой взгляд, это хорошая мода – приходить в фотостудию с семьей. И на студии уже работает штатный семейный фотограф, я лично его обучаю. В этом году я немного отхожу в сторону.
Есть «горящие» люди, есть люди которые творчески мыслят, и они приходят с предложениями, с видением фотосета. А есть те, которые пока еще не понимают что им нужен «взгляд», им пока нужна просто фотография. Мы не можем не давать людям базовую потребность – просто прийти за фотографией без изысков. В этом есть затравка, человек придет один раз он почувствует вкус, атмосферу студии, потом он в следующий раз уже готовиться - это и есть процесс воспитания. Мы не можем ждать, что у нас публика сразу будет приходить именно на искусство. Во – первых, это очень дорого, организовать этот процесс, продумать детали, вписать в какую-то историческую линию, подобрать наряды и найти локации. У нас, например, была съемка в историческом английском стиле. Это отдельный бюджет. Любой авторский подход – он, априори, дорогой, но в любом случае я вижу интерес и рост, вариацию потребностей клиента.
- Какой работой ты гордишься?
- Ты знаешь, никакой. Я очень самокритична… хотя, мне очень понравился проект, который мы сделали без использования «photoshop». Это был спонтанный проект-импровизация. Со смешанным светом с освещением когда модель была не накрашена профессионально, то есть не было вот этого подхода, когда вот просто вылизываешь внешность человека до идеала. Когда индивидуальность становится выпуклой, когда девушка наносит макияж сама себе, как она сама себя чувствует. И волосы не идеально уложены, а такие, как в жизни. И свет, который тоже ее не превозносит, а просто показывает девушку-буквально. Я склоняюсь сейчас к тому, что какие-то портреты нужно снимать без «photoshop» , в сыром формате. Когда ты практически никак не вмешиваешься в картинку. Еще вспоминается проект Venice, который я долго вынашивала. Искала костюмы, моделей, место съемок. Проект снят по мотивам фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции». Это очень личный проект. С ним я вернулась в фотографию, в очередной раз себе что-то там доказывая (смеется).
- Без фотошопа… Это же самое сложное! Не могу припомнить не одного фотографа, по крайней мере в Казахстане, кто это делает успешно. Я знаю очень многих, которые очень хорошо владеют фоторедакторами. Ты смотришь на картинку и да, это красиво, но там нет какой-то изюминки … они как застывшие и нет жизни, нет какой-то правды…
- Я хочу в этом году заняться именно такими проектами. Показывать какую-то красоту, которую сложно извлечь, на первый взгляд. Люди, которые чувствуют себя некрасивыми, но эта красота она есть в любом человеке. И, кстати говоря, очень часто бывает такое, что и макияж и всевозможные редакторы усугубляют какие-то некрасивости лица. Поэтому важно чувствовать. Я это попробовала - мне это понравилось.
- А если описать твои стиль в 3-х словах, то какие это будут слова?
- Живость, энергия и акварельность – это общая, живая, застывшая динамика, если можно так сказать, какая-то эмоция, приукрашенность, которая не портит, ну опять таки это относительно к коммерческой фотографии. Есть и немножко, вроде как, мазков художника. Легкость. Я сама очень энергичный человек и моделей заставляю попотеть на съемке (смеется).
- А чего не хватает, как тебе кажется?
- Очень долго мне не хватало каких-то технических вещей , чтобы сделать то, что я хочу и только вот сейчас, в этом году я чувствую, что могу заниматься теми вещами, которыми я хотела. Все всегда упиралось в финансы, время, пространство.
Знаешь, есть проекты которые ты снимаешь, тебе они вроде бы нравятся, а потом возвращаешься к ним через время и думаешь, что это ужасно. А вот через два-три года просматривая, ты опять считаешь, что это хорошо. То есть все дело в моменте восприятия, в настроении, гормональном фоне (смеется). Мне лично не хватало какого-то взрыва эмоционального, нового пространства, мест, новых эмоций. Кстати, фотограф должен путешествовать.
- Я знаю что ты вдохновляешься людьми и кинематографом. А если соединить то, что ты считаешь в своей картинке важным - застывшую динамику и твое увлечение кино, а особенно европейским?.. Я знаю, что ты попробовала себя в роди кинооператора , сценариста. Тебе это было интересно? Хочешь попробовать двигаться в этом направлении? Вообще, чем будешь заниматься в ближайшее время?
- Я уже выбрала и работаю в нескольких направлениях в этом году. Во-первых, портрет. Обожаю снимать портреты. И кое какие хочу делать «сырыми», про что упоминала выше. Так же, глобальные проекты по мотивам кино, искусства и так далее. Еще мне нравится фуд-фотография. Меня это успокаивает, есть отдушина, красота еды и краски. И это сопрягается с моей страстью к коллекционированию старинной посуды. Ну вот, еще пробую снимать видео. Хотя я пока совершенно новичок в этом. Первый опыт только усилил желание двигаться вперед. Ощущения от операторского дела такие: ранее, в фотографии были рамки, а здесь их нет.
- Я знаю что ты планируешь выставку на определенную тему и она будет социально-художественной . Мне кажется, что слово «художественный» вообще объединяет все твои работы..
- Пока на весну запланирован ряд фотосъемок. При чем в них будут участвовать люди, говорящие на одном языке. Что это значит, я не могу пока раскрывать. Пока.
Когда-то я ходила на тренинг по социальной фотографии от ЮНЕСКО, нам говорили, что любую проблему можно показать либо с позитивной стороны, либо с негативной. Простой и банальный путь – показать негатив – это сейчас очень распространено. Я, конечно, выбираю тернистый путь позитива (ха-ха).
Вообще, у нас столько социальных тем, нравственных, моральных, эстетических. Такая благодатная почва для того, чтобы развиваться.
Когда ты чем-то начинаешь заниматься, кажется все вокруг уже существует все придумано, а пожив в этом, ты видишь столько возможностей, что кажется жизни не хватит все эти идеи реализовать.
- Да, но искусство как раз отличает то, что это иносказание. Но про это очень многие забыли, к сожалению…
- Да, получается ты заходишь в новостную ленту, читаешь один негатив и тебе ничего не хочется менять и уже хочется просто улететь на Марс . Есть вторая тема которую ты можешь затрагивать всегда – это прекрасное, оно есть, оно существует, нужно просто приглядеться. Недавно видела пожилую пару, они так нежно держались за руки… Если ты настроишь свой внутренний приемник на прием позитива очень много тем придет. Даже взять в пример наш город: десять лет назад было мало выставок, театральных постановок, кинофестивалей. А сейчас у нас рождаются новые театры, творческие проекты, молодежь сейчас очень интересная, эрудированная… Конечно, это отдельный пласт общества, но он появился, вызрел. Я вижу эту тенденцию к позитиву и нужно показывать прекрасное, что оно есть. Может это двадцать процентов на восемьдесят (привет закону Парето), но эти двадцать имеют полное право быть освещенными.
Беседу провела М. Д.
Фотограф: Евгений Возница.
Благодарим Butler Tearoom и TarverdyanTcoat