Жибек Аскар, Арлана Есенбаева, Аида Хамиева и Диана Баймурзаева – выпускницы курсов программирования Method и участницы команды GoWaCo, которые в 2017 году выиграли в международном конкурсе Technovation Challenge в Сан-Франциско среди школьниц от 10 до 18 лет со всего мира. В этом конкурсе только девушки из 78 стран разрабатывают собственные мобильные приложения, развивая свои IT и предпринимательские навыки и одновременно решая социально значимые проблемы в обществе.
Казахстанки победили в своей категории SDG Ecology и выиграли 10 тысяч долларов. При этом программированием они занялись не так давно, а их творческие хобби не "пострадали" – Жибек увлекается рисованием и графикой, Арлана играет на скрипке, обе занимаются спортом, интересуются литературой, модой, музыкой и живут обычной жизнью подростков.
Как им удалось добиться успехов в программировании? Об этом Жибек и Арлана рассказали Comode.
О конкурсе и школе программирования
Арлана: В нашей команде четыре девочки. Мы познакомились в восьмом классе, но потом разошлись по разным школам. Однажды нам в классе презентовали школу программирования и рассказали про этот конкурс.
До этого мы вообще не занимались программированием, родители отдавали нас в музыкальные школы и на спорт. А тут девочки и кодирование! Но как раз таки это было главным условием конкурса – участницами могут быть только девочки, а проект должен быть нацелен на решение социальных проблем и вовлечение в сферу IT девушек во всем мире. Это нас и зацепило.
Жибек: Как сейчас принято? Девочки занимаются творчеством, мальчики – программированием. Я больше Paint не знала ничего. В итоге мы записались в школу программирования. В какой-то момент мы поняли, что нам интереснее проводить время за общим проектом, а не просто сходить в кино, посидеть на фуд-корте и сфотографироваться для инстаграма. Мы три раза в неделю занимались после учебы в школе программирования, дополнительно встречались друг у друга дома или в кафе. У нас были сильные менторы, которые вдохновляли, объясняли, мотивировали, разбирали вместе с нами какие-то моменты. Это была рутинная работа.
Мы начали работать на платформах, которые рекомендовал нам конкурс. Потом учились создавать дизайн, переносить его из компьютера в смартфон, все адаптировать и программировать. А когда у нас стало получаться, мы сами удивлялись: "Неужели это мы сделали?"
О родителях
Арлана: Родители всегда говорят мне: "Берись за разные проекты, которые тебе даются, все равно что-то получится". Так и вышло, проект Technovation меня больше всего заинтересовал. Мама и папа были не против. Мы постоянно над чем-то корпели, примеряли, вникали и сначала выиграли на региональном отборочном конкурсе, а потом уже поехали в Сан-Франциско. По сути, это продолжалось несколько месяцев. Мама одной нашей подруги из команды однажды сильно заволновалась за дочку, почему это она не сидит дома, а что-то постоянно делает в компьютере и все время встречается с нами. Но потом разобралась и перестала переживать.
Жибек: Я ходила в художественную школу, Арлана – в музыкальную. Наши родители всегда стараются заполнить наше свободное время полезными занятиями. Им приходилось платить за все наши секции, инструменты, приспособления, экипировку и вещи. Мы видим, что они вкладывают в нас время и деньги. А теперь у нас есть чувство, что их затраты возвращаются.
Когда мы поехали на конкурс в Сан-Франциско, организаторы оплатили нам перелет и проживание. Родители тогда окончательно поняли, что мы добились чего-то. Они тоже между собой сдружились, встречались в аэропорту и визовых центрах.
Мы съездили в Америку, увидели других школьниц, сравнили свои возможности и расширили взгляды на жизнь.
Арлана: Нам нужно было снять видеоролик о проекте. В тот день родители разрешили нам пропустить школу и сами помогали с аппаратурой. Это было весело. В какой-то момент наша команда стала семьей. Особенно когда мы в Сан-Франциско жили вчетвером в одном номере.
Получается так, что мы сами себе все устроили и еще грант выиграли, который поделили между собой и менторами, а еще часть отдали на развитие проекта Technovation в Казахстане. Это тоже инвестиция, и мы все немного поможем нашим родителям с оплатой за учебу.
Жибек: Родители не говорят нам: "Уезжайте за границу", но и не закрывают ее для нас. Пока у нас нет мыслей, что мы уедем и не вернемся в Казахстан. Наоборот, наше поколение – это своего рода Global city, когда мы можем учиться за границей, работать на родине, заниматься при этом международными проектами. А в Казахстане мы сейчас видим больше интересной и талантливой молодежи. Даже наши младшие братья и сестры уже утирают нам нос.
О дружбе и учебе в разных странах
Жибек: После поездки в Сан-Франциско мы еще больше захотели учиться за границей. Я поступила в университет в Торонто на факультет бизнес-технологий. Я сдала IELTS, собрала все свои грамоты, написала одно эссе, отправила документы и меня приняли. Поступила на платное отделение, но благодаря сертификату о победе на Technovation мне дали скидку.
Арлана: В зарубежных университетах очень важны твои успехи вне учебы. Они смотрят на все твои достижения, грамоты, победы. Я подавала документы на поступление в США, поближе к Кремниевой долине. И именно победа в конкурсе программирования была очень весомой – мне могли дать большую скидку на обучение, примерно 20 тысяч долларов. Но пока я не решила окончательно, в какой стране и какой университет буду поступать.
Наши подруги по команде тоже поступили в университеты в США и Италии. За границей при поступлении для абитуриентов важны и спортивные достижения, особенно в командных видах спорта, где вы сможете выступать за университетские команды. Наши родители уверены, что мы будем летать друг к другу в гости.
Жибек: Когда мы вернулись из поездки в США, друзья и одноклассники начали нам говорить: "О, феминистки из Сан-Франциско!" Да, это громкий успех, но мы остались такими же. Мы не стали супергениями, не получили Нобелевскую премию. Мы просто создали девчачью IT-команду.
Об экопривычках
Арлана: Для участия в конкурсе мы выбрали идею по созданию мобильного приложения по экологической переработке макулатуры, пластика, стеклотары… Причем это приложение фиксирует ваши материалы в килограммах, заносит в общую базу и вы можете конкурировать с другими людьми, которые сдают что-то в переработку.
То есть помимо информации о точках сбора, мы сделали некую чемпионскую гонку с возможными призами – велосипедом, к примеру, или возможностью на заработанные баллы купить товар в сети супермаркетов.
Мы считаем, что такое соперничество будет стимулировать людей заботиться об экологии и сдавать перерабатываемые материалы, а не просто выбрасывать в мусор.
Жибек: Так можно бороться, например, между школами или отдельными пользователями за каждый сданный килограмм. Это будет лучше работать, чем за несколько килограммов макулатуры или пластика вы получите 200 тенге наличными.
После работы над таким приложением мы и дома стали осознаннее относиться к потреблению, сортировать мусор и сдавать пластик, бумагу в переработку. Мама купила нам с сестрой жестяные бутылки для воды, с папой мы часто ездим в пункты приема вторсырья. В магазин стараемся ходить с холщовыми сумками.
Арлана: Для подготовки нашего приложения мы прошерстили много информации по ресайклингу в Казахстане и съездили на перерабатывающий завод в Алматы. И были очень удивлены, что часто завод для того, чтобы выполнять свои объемы по переработке, закупает (!) макулатуру из других стран. Если компании привозят централизованно использованную бумагу на завод, то обычные жители вообще плохо проявляют инициативу по самостоятельному сбору. Мы хотим повлиять на то, чтобы это стало важным для каждого человека и для всего нашего общества.
Арлана: В Казахстане ежегодно образуется более 5,5 млн тонн твердых бытовых отходов. При этом перерабатывается лишь 9% мусора. Это очень мало. В общем, если верить цифрам, то в Казахстане накопилось около 43 млрд тонн отходов производства. Впечатляет? Нас тоже эти цифры пугают. Поэтому разделение и переработка мусора помогут сохранить природные ресурсы. Мы рады, что в Казахстане начал внедряться раздельный сбор.
Сейчас уже развиваются мобильные экоприложения в Казахстане. Мы обязательно продолжим работу над нашим проектом чуть позже, как определимся с университетами и станем совершеннолетними.
Но сам опыт работы над таким проектом и то, что мы быстро и качественно научились программированию, стали более самостоятельными, сдружились и постарались изучить вопрос переработки, – это для нас крутой результат.
И то, что для девочек открывается больше возможностей в мире – мы проверили на себе. Разве пару лет назад мы могли представить, что разработаем приложение и встретимся с генеральным директором Google Сундаром Пичаи? Так что все может получиться: и у вас, и у ваших детей.