Евгения Ни работает в АО «Эйр Астана» практически с момента основания. За 18 лет компания стала главным авиаперевозчиком страны и сегодня обеспечивает рабочими местами более пяти тысяч человек. Comode.kz попросил Евгению рассказать об особенностях работы руководителя HR-департамента и о том, с какими трудностями пришлось столкнуться авиационной отрасли в 2020 году.
Какими качествами нужно обладать, чтобы занимать должность HR-директора?
Оставаться человеком в первую очередь, обладать человеческими качествами. Любой руководитель, в том числе и HR, – это всегда тот, кто поддерживает стратегию компании, а в процессе роста компании бывают необходимы разные профессиональные качества и умения в зависимости от этапа ее развития.
Какие основные функции вам приходится выполнять?
В основном это наем персонала, обучение, управление талантами и вознаграждением.
На что вы обращаете внимание, когда встречаетесь с новым кандидатом?
При найме кандидатов важно обращать внимание на ценности и культуру. Подход, которого мы придерживаемся, звучит так: «Главное – правильное отношение к работе, а всему остальному мы научим». Мы обучаем с нуля пилотов, механиков, инженеров, бортпроводников, агентов наземной службы и специалистов по продаже авиабилетов, всех, кто работает в авиации. Мы очень редко берем готовых специалистов со стороны, поэтому у нас очень много сотрудников, которые выросли в компании. Мы выбираем людей по их отношению к работе, жизни и смотрим на то, какие у них ценности.
То есть обучать сотрудников, а не брать готовых специалистов – более правильный подход?
Так показывает наша практика. Но бывает по-разному, конечно. В 2002 году сфера авиации в Казахстане только начала развиваться, а авиакомпания была нацелена на совершенно новые стандарты безопасности и сервиса. Тогда готовых специалистов не было, поэтому мы привыкли, что мы обучаем людей с нуля.
Сейчас в компании работает более пяти тысяч человек. Как вы поддерживаете со всеми коммуникации, контролируете их рост и составляете представление о том, как они живут и работают?
Несколько лет назад мы поняли, что вовлеченность людей очень сильно влияет на производительность компании и результаты. У нас круглосуточное производство, многие работают посменно, летают экипажами. Мы задумались: как обеспечить вовлеченность людей, которых трудно собрать в одном месте? И создали приложение для сотрудников, которое так и называется KCApp (KC – код авиакомпании).
В этом году во время пандемии, когда люди были разобщены, оно стало эффективным инструментом, который помог нам контролировать социальное самочувствие наших сотрудников. Это приложение сыграло очень важную роль в коммуникациях внутри компании, когда нужно было делиться всеми актуальными новостями, инструкциями, сообщениями от руководителей о том, что происходит.
Вашей компании в период карантина пришлось очень тяжело. Были закрыты границы, отменены рейсы… Как реагировали сотрудники? Как вы их поддерживали?
Действительно, эта ситуация сильно сказалась на нашей сфере. Этот год в мировой авиаиндустрии стал годом самых больших потрясений. Многие компании вышли из строя и будут пересматривать свою модель бизнеса. Мы, конечно, не исключение. Мы тоже корректируем долгосрочные планы по развитию компании.
После того как в Казахстане объявили ЧС, мы приняли решение выплатить авансом заработную плату всем сотрудникам. Когда сообщили о приостановке деятельности всех предприятий, нам пришлось отправить людей в отпуск, кого-то отправляли авансом, кто-то отгуливал то, что накопилось. После этого чередовали время простоя и работы, при этом сохраняя зарплату в размере 50% во время простоя. Мы проводили пульс-опросы, чтобы узнать самочувствие каждой команды. Самым главным для нас было сохранить нашу команду.
Какой опыт лично вам дал этот год?
Этот год показал людей с их лучшей стороны. Люди многогранны, и многие в этом году проявили те качества, которые бы не проявили в обычной жизни. Они показали себя с прекрасной стороны и внесли большой вклад в деятельность компании. За это я очень благодарна нашим коллегам.
С какими трудностями приходится сталкиваться HR-директору в крупной компании?
Мне кажется, что трудности с людьми всегда одинаковые, вне зависимости от того, большая компания или маленькая. Все люди разные, но в то же время очень друг на друга похожи. И проблемы у людей одни и те же. Я работала в «Эйр Астане», когда она была маленькой, и работаю теперь, когда это крупная компания. Не назову это трудностями, а скорее, особенностями работы в крупной компании. Например, управление командами происходит через руководителей, и вся коммуникация, соответственно, тоже. В этом случае роль руководителя в крупной компании значительно отличается от компании небольшой.
Что самое важное в вашей работе?
Понимать людей. Мы работаем с людьми, а не с цифрами или машинами. Инженеру нужно понимать, что может сломаться у машины и как это починить. У нас похожая ситуация. Мы работаем с людьми, и нам нужно понимать, что у людей может сломаться, в какой момент и как это починить. Вот такая метафора. Нужно знать, как работать с мотивацией людей, как поддерживать их высокую производительность и вовлеченность. Обязательно ценить людей за их человеческие качества и их проявление. Я восхищаюсь тем, как люди действовали в этом году вопреки всем трудностям. Мы их выбирали за их человеческие качества – за отношение к работе, ценности, культуру – они их проявили наилучшим образом. Коллеги очень стойко переносят трудности, поддерживают руководство.
Что посоветуете молодым HR-специалистам?
В любой сфере можно достичь больших успехов, если работа вас вдохновляет и вы ее любите. Если человек, отработав неделю, понимает, что он устал, но работа все это время его вдохновляла и давала ресурсы для дальнейшего роста, то это правильная работа. Работа HR не для каждого. В этой профессии остаются люди, которые любят других людей и хотят помогать им, для них это естественная потребность, и им никаких советов давать не нужно, все и так будет получаться.