Картинка
Искусство

Елена Набокова: «Актерские курсы – это не про то, как играть перед другими людьми»

Елена Набокова: «Актерские курсы – это не про то, как играть перед другими людьми»

Не про то, как манипулировать. И не про обман. Это все-таки про личный статус. Про раскрытие в себе талантов, собственной силы, харизмы, теплоты и радости творчества.

Думаете, что курсы актерского мастерства только для тех, кто планирует играть в театре или сниматься в кино? Елена Набокова – актриса, педагог и  сооснователь театра «ARTиШОК» говорит, что к ней на занятия приходят и люди с вполне приземленными профессиями. Например, финансисты.

Приходят и те, кто оставил прежнюю работу, потеряв интерес к профессии:

– Перегорели, а дальше тупик. Они уже не понимают, чего хотят от жизни в принципе. И здесь моя задача – помочь найти в себе новые источники вдохновения. Это такая большая изыскательская работа.

Сейчас Елена Набокова преподает в театре-студии «Дом Культуры» (@domq.almaty).  Comode поговорил с ней о том, как устроены курсы актерского мастерства и почему они помогают людям даже в повседневной жизни.

Елена, правда, что на курсах раскрепощают и снимают зажимы?

Я не могу сказать, что «раскрепощают и снимают зажимы», скорее, помогают раскрыться и дают инструменты для работы с психологическими зажимами. Человек всегда сам принимает решение: раскрываться или нет. Хочет ли он работать со своими физическими и психологическими зажимами? Гипотетически не каждый может хотеть, потому что это определенный труд и преодоление.

Представим, что человек хочет. Что его ждет на занятиях?

В первую очередь мы работаем с физическими зажимами. Потому что тело – это актерский инструмент. Самые простые физические зажимы мы можем ощущать во время публичного выступления, когда нужно пройти собеседование или – если человек не привык к камере – записать видео.

Появляются неестественность в поведении, скованность в движениях. Голос становится неожиданно высоким или вовсе пропадает. Может проявиться мимический зажим, когда лицо вдруг застывает в малоподвижной маске.

Выходит, о некоторых зажимах мы можем даже не подозревать?

Конечно. Зажимы становятся привычными, если мы долгое время находимся в какой-то определенной модели реагирования. Например, человек, потерявший работу, долгое время находится в унылом состоянии: у него опускаются плечи, голова. Если попробовать физически повторить эту позу, вы почувствуете напряжение определенных групп мышц. Человек, который долго пребывает в таком положении, перестает это напряжение чувствовать. Поэтому да, можно даже не осознавать свои зажимы.

Если вы посмотрите на окружающих людей, то заметите определенные особенности осанки. У кого-то приподнято одно плечо, у кого-то руки прижаты к телу, у кого-то напряжена поясница. У очень многих сильно напряжены шея и плечи. Эти признаки говорят о том, что человек находится в состоянии физического зажима.

Если зажимы – это следствие негативных эмоций, не логичнее ли начинать работу с мыслями, а не с телом?

Мысли соответствуют телу, а тело соответствует мыслям. Педагоги работают по-разному: кто-то начинает с мыслей, чтобы расправить плечи. Кто-то через тело воздействует на мысли. Работает и то и другое.

Но когда мы закрыты, сутулимся и еле-еле передвигаем ноги, соответственно, в таком теле и рождаются негативные мысли. Если же мы думаем о позитивных вещах, наши плечи расправляются, голова поднимается и во взгляде появляется энергия.

Как правило, именно позитивных, сильных и теплых людей выбирают для коммуникации. Если вы приходите в какую-то компанию и видите человека с блестящими глазами, свободно жестикулирующего, легко общающегося с другими, вас заинтересует этот человек? Я думаю, да.

Или посмотрите на статуи древних ораторов. Что вы видите? Широкие жесты, красивые позы, раскрытое тело и прямой взгляд. Люди, которые влияют на других, словом ли или харизмой, это люди открытые. Открытость означает силу.

Статуя Цицерона в Риме

А как именно работают с телом в актерских классах?

Есть определенный комплекс упражнений по работе с зажимами. В разных театральных школах он отличается. Какие-то упражнения взяты из боевых искусств, какие-то из йоги и телесно ориентированной психологии.

Дальше – работа с психологическими зажимами?

Она идет на протяжении всего курса. Задача педагога – помочь человеку раскрыться, почувствовать себя в доверительной обстановке и поверить в собственные силы. Знаете, в обществе почему-то распространено обесценивание личности. На занятиях же студенты учатся ценить себя и свои действия.

Следующая стадия – это любовь к себе. Это понимание обычно приходит к людям во время парных и групповых упражнений, творческих заданий. Когда в партнерстве человек начинает ценить не только своего партнера, но и себя. Понимать, что благодаря ему и партнер становится сильнее.

Дальше мир перестает быть черно-белым. Для того чтобы сыграть отрицательного персонажа, актер, как правило, ищет в нем хорошее, доброе. Задача актера – оправдать такого персонажа, принять его сторону. Если вы это сделали хотя бы раз, для вас мир перестает быть только плохим или хорошим. Это очень сильно помогает в коммуникациях.

Ну и то, что на актерских курсах человек может проиграть любую ситуацию, делает эти ситуации в жизни менее драматичными. Вы начнете легче к ним относиться.

– И смотреть под другим углом?

– Именно. Была у меня одна женщина, занималась финансами. Она говорила: «Боже мой, ну это такая скучная, серая, повседневная жизнь». Я встретила ее спустя год после курсов, и она сказала: «Знаете, а я открыла творчество в мире цифр, я сейчас наслаждаюсь. Я понимаю, почему когда-то выбрала эту профессию».

– А можно ли идти на курсы, если вообще никогда не открывал творчество в своей жизни? Никогда не интересовался искусством?

– Если поговорить с людьми, которые пришли на курсы актерского мастерства, стопроцентно вы узнаете, что они хотя бы в детстве интересовались театром, кино или искусством. Потому что выбор «актерское мастерство», ну, он такой: не первый, приходящий в голову, из всех курсов.

Но, я думаю, можно прийти на курсы, даже если вы вообще не интересуетесь искусством. Начнете. Потому что это очень интересный мир.

Где научиться танцевать лезгинку?
Зачем сегодня нужен театр?
Внимание! Вас снимают! Удачные и неудачные позы для фото