Дамель знают как активного ученого и одну из создательниц диагностического кольца для определения инфекционных заболеваний. Недавно Мектепбаева выступала в Астане с презентацией по книге 10 types of innovation ("10 типов инноваций"), авторами которой стали сотрудники американского консалтингового агентства Doblin.
Comode.kz решил подробнее узнать у Дамель, как стимулировать креативность у сотрудников и создавать те самые инновационные идеи, которые работают.
Дамель Мектепбаева:
"Инновации - любимая тема не только в Казахстане, но и во всем мире. Повсеместно открываются различные департаменты новых технологий, запускаются инновационные инкубаторы, проводятся тренинги и мастер-классы.
Если мы зайдем в супермаркет, то увидим 20 видов стиральных порошков, 30 видов кремов – конкуренция на рынке огромная, но все равно все хотят удивлять.
Но минус в том, что каждый понимает инновации по-разному и очень часто выявляются ложные факты, на которые очень многие попадаются.
Очень многие заблуждаются, считая, что инновации - это изобретение. На самом деле изобретения – это один из видов инноваций, но самый тяжелый и далеко не основной. Сегодня очень трудно изобрести что-то технологически новое.
Очень часто люди забывают или не берут в расчет, что инновации должны приносить доход. Если инновационный процесс не приносит реальных денег, то это, скорее, просто идея.
Иногда инновации – это пересмотр предыдущего процесса или услуги. Можно создать новый способ предоставления вашего продукта. Вы можете разработать новый метод общения с покупателями и конкурентами.
По сути, сегодня инновации – это создание новой жизнеспособной услуги. Авторы книги "10 типов инноваций" проделали огромную работу, переработали тысячи кейсов разных известных мировых компаний и выделили самые удачные из них. Очень советую ее прочитать! Например, знаменитая американская компания Target, управляющая сетью магазинов розничной торговли, за счет своего нетворкинга (связей с другими компаниями) добилась того, что в их магазинах можно купить все (у них очень широкий ассортимент).
Или как над самим процессом работает известная компания Zara. Группа из 100 дизайнеров кропотливо создает коллекции, анализирует покупки в каждом магазине и делает два раза в неделю новые поставки.
Или Microsoft изначально придумал пакетное решение и объединил необходимые человеку программы для работы за компьютером. Apple вообще "завербовал" своих клиентов презентациями новых продуктов, объединяя их в некую армию поклонников бренда.
Давайте вернемся к мозговому штурму, который сейчас очень часто применяют в больших и маленьких компаниях. Конечно, это хороший метод сплочения коллектива, мозговые штурмы однозначно нужно проводить. Шторминг должен стать традицией. Но! Нужно более систематично подходить к мозговому штурму, чтобы достичь больших результатов.
К сожалению, статистика в мире показывает, что стратегия мозгового штурма не работает. Участники штурмов склонны к перекладыванию ответственности. Некоторые невольно паразитируют здравые идеи - пока один озвучивает свою мысль, другой перебивает его, а в итоге обе концепции смазываются.
Поэтому лучше комбинировать мозговые штурмы с индивидуальной работой над проектом, применяя именно типы инноваций.
Из практического: на штормингах попробуйте записывать свои идеи. Четко сформулированная для всех цель выведет на креативную мысль. Часто самые продуктивные идеи возникают, если знания и умения из одной области приложить к совсем другой сфере.
Например, меня очень вдохновляют инновации в сервисе и продакт-перформанс. Компания Hyundai в определенный момент своим покупателям предоставила огромную поддержку. Если во время выплаты кредита по их машине человек терял работу, то машину ему отдавали бесплатно. Компания качественной мужской одежды Mens Wear House при покупке определенных костюмов дала возможность пожизненной глажки этих костюмов. Прекрасная инновация, не находите? Они однозначно обошли конкурентов в какой-то момент.
Нам всем нужны инновации, несмотря на то, что мы работаем в разных сферах. Любую работу можно улучшить. Нужно просто присмотреться, что вы делаете каждый день, и подумать, что может быть сделано лучше. Инновации – это не прерогатива науки, университетов, стартапов. Инновации могут быть созданы везде".
Практические советы из книги "10 типов инноваций":
* Инновации должны вестись в следующих 10 направлениях: бизнес-модель, сотрудничество, структура, процессы, характеристики продукта, система продукции, обслуживание, канал распределения, бренд и вовлечение клиентов.
* Сочетайте несколько типов инноваций. Компании в среднем сочетают 1,8 типа инноваций. Успешные же компании сочетают в два раза больше типов – 3,6. Например, Google занимается восемью типами инноваций из десяти.
* Выбранные вами типы и приемы инноваций объедините в собственный "сценарий инноваций".
* Полезно думать отчасти "по-пиратски", то есть игнорировать общепринятые правила и придумывать свои собственные.