Социальная драма режиссера Сергея Дворцевого рассказывает историю молодой нелегальной мигрантки из Кыргызстана Айки. Молодой девушке приходится отказаться от новорожденного ребенка и пытаться выжить в реалиях современной Москвы. Однако в ней просыпается материнский инстинкт и она пытается найти своего ребенка.
Этот фильм – продукт пяти стран: России, Казахстана, Германии, Польши и Китая. Сам режиссер родился и вырос в Шымкенте, но затем уехал в Россию. К слову, десять лет назад его фильм "Тюльпан" получил на Каннском кинофестивале главный приз в программе "Особый взгляд".
С одной стороны – гордость за соотечественницу, с другой – разочарование, что вновь фильм, удостоенный мировой оценки, – это социальная драма. Если показывать жизнь бедных и униженных, как она есть, – теперь это закрепившийся рецепт фестивальных фильмов от постсоветских режиссеров.
5 интересных фактов о фильме "Айка"
1. На протяжении всего фильма идет снег. Изначально в сценарии была весна, но фильм был изменен на 80 процентов. Было решено, что в кадре будет только снег, и за это пришлось расплачиваться несколькими годами съемок.
2. Режиссер как-то прочитал в одной из российских газет, как 248 киргизских женщин, работавших в Москве, отказались от своих детей. Дворцевой – русский по национальности, при этом родился и вырос в Казахстане, хорошо знает, с какой любовью в Средней Азии относятся к своим детям. Желание изучить вопрос, что заставляет людей переступать базовые человеческие законы и ценности, вылилось в идею для фильма.
3. В Канны привезли единственную существующую копию картины, едва закончив монтаж. Каннские отборщики посмотрели всего 40 минут фильма и сразу приняли в основную программу.
4. Работа над фильмом была схожа с экспериментом в лаборатории. Режиссер предпочитает работать в непривычном стиле: он сам не знал, чем закончится фильм, и позволял ему расти, как дереву, в течение всех этих лет.
5. После премьеры фильма в Каннах зрители долго аплодировали стоя создателям фильма, выражая свое восхищение. А на церемонию награждения Самал предпочла надеть платье от отечественного бренда Kurak Korpe с национальным колоритом.
Самал поделилась с Comode своими первыми впечатлениями после победы в Каннах:
"Я еще не до конца осознала, что получила такой приз и признана лучшей актрисой Каннского кинофестиваля. Это невероятно. И это труд нашей команды.
Жизнь героини совершенно не пересекается с моей. Боль и ситуация Айки учат нас не осуждать людей прежде времени. Да, она совершает бесчеловечный акт – бросает ребенка, но ее обстоятельства объясняют ее поступок и при этом не оправдывают. На ее месте, возможно, многие поступили бы так.
Мне 30 лет, у меня пока нет собственной семьи и детей, и я много говорила с теми, у кого они есть. Мне нужно было это прочувствовать.
Я снялась только в двух фильмах – оба режиссера Дворцевого: "Тюльпан" и теперь "Айка". В прошлом году я приняла участие в съемках исторического сериала "Батырлар жолы" режиссера Аскара Узабаева. Выхода этой работы тоже очень жду. Работа в Казахстане мне очень интересна, несмотря на то что я пока живу в Москве после окончания ГИТИСа. Я не была в Казахстане уже девять месяцев. Я понимаю, что для многих на родине я неизвестна, а мне уже посчастливилось стать обладательницей такой высокой награды.
Безусловно, я сообщила родителям о том, что я стала лучшей актрисой в Каннах, – сразу написала маме сообщение. А сама до сих пор в шоке.
Кому-то фильм покажется достаточно серым, но именно тема материнства в ней сильно бьет по живому. И на месте героини-кыргызки может оказаться каждый, в нем нет политической подоплеки, это история одного человека.
Да, Кейт Бланшетт, которая в этом году возглавляла жюри Каннского фестиваля, поздравила и обняла меня. Мы немного поговорили. Ей очень понравилась моя героиня.
Атмосфера в Каннах – особенная. Но весь этот лоск – не совсем то, что я люблю. Мне привычнее работать на съемочной площадке. Да, вокруг звезды высокого полета, но ты же понимаешь, что признание простого зрителя намного дороже всего фестивального антуража".