Картинка
Карьера

Четыре вопроса "с подвохом": как успешно пройти собеседование

Сотни статей в интернете обещают дать верный ответ на вопрос "как успешно пройти собеседование?". Специалисты делятся рекомендациями, как побороть страх, выделить себя из общего числа претендентов, как правильно рассказать о себе и о своих прежних местах работы. Список вопросов чаще всего один и тот же. Генеральный директор компании HeadHunter.kz Виталий Терентьев раскрывает своих собеседников совершенно иным способом. Собеседование с ним может длиться от трех до пяти часов, но после него выходишь немного другим. Какие вопросы Виталий задает кандидатам и как можно рассказать о себе всё в пяти предложениях.

"Что вы ждете от собеседования?"

Услышав этот вопрос, большинство людей сразу начинают выдавать социально значимые, но ожидаемые ответы: "Хочу занять эту должность", "Хочу работать в вашей компании", "Хочу попробовать свои силы". Но, как показывает практика, человеку не всегда нужна работа как таковая. Кому-то необходимы финансы, кому-то важен опыт в определенной сфере. Как говорит Виталий, для того, чтобы лежать на пляже и получать деньги, не всегда необходимо работать. Можно удачно выйти замуж или организовать себе пассивный доход, сдавая квартиру в аренду. Поэтому прежде, чем идти на собеседование, определитесь четче с конечной целью этого интервью и определите для себя, что именно даст вам эта должность и какой вклад вы можете внести в общую работу этой компании. Казалось бы, простой вопрос, но он может с самого начала интервью ввести вас в ступор. Некоторым своим кандидатам Виталий предлагает сначала решить свои личные проблемы, а затем заниматься поиском работы. "Когда у человека есть личная нерешенная проблема, толку от него на рабочем месте практически не будет. Вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, сотрудник будет мысленно искать решения сложившейся ситуации. Если у вас не ладится с мужем, детьми или родителями, работа пострадает в первую очередь". Некоторым кандидатам Виталий предлагает пройти дополнительное обучение. Не каждый руководитель готов вкладывать в своего сотрудника все то, чего тот в силу возраста или опыта еще не знает. Если вы хотите стать квалифицированным востребованным сотрудником, инвестируйте в свое обучение. Это единственное, что никогда не будет лишним. Курсы по маркетингу, менеджменту, PR, актерскому мастерству – пробуйте все, впитывайте лучшее и не останавливайтесь.

"Каким видите себя через 5 лет?"

Второй вопрос, который вводит кандидатов в оцепенение. Если вы ответите: "Хочу иметь семью, детей, стабильную работу и свою квартиру", то ожидайте услышать в ответ следующее: "Будете ли вы действительно счастливым, если проснетесь через 5 лет, а у вас жена, двое детей, одинаковая работа и квартира, вероятнее всего, взятая в кредит?". Это ли предел ваших мечтаний? Нет больше вещей, о которых можно было бы мечтать? Разложив ответ на части, люди приходят к тому, что действительно нужно им для счастливой жизни. Хорошая машина, собственная квартира, крепкая семья – нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к этому. Но чаще всего это стереотипы, навязанные нам обществом. Возможно, ваше счастье жить в ауле, доить коров и не беспокоиться о дедлайнах и проектах, а возможно – быть акулой бизнеса и заключать многомиллионные сделки, развивая собственный бизнес. Главное, будьте искренним с самим собой. HR-специалисты считают, те, кто трезво оценивает свои желания и возможности, не испытывают разочарования от работы, если вдруг что-то идет не так. В рабочем процессе часто возникают форс-мажорные ситуации, и то, как на них отреагирует сотрудник, может уберечь компанию от убытков. Будьте реалистами, это подкупает "кадровиков". 

"Чем бы вы занимались, если бы у вас был постоянный неограниченный доход?"

Часто в процессе собеседования HR-менеджер понимает, что человек, который пришел на заявленную должность, совсем для нее не подходит. Выясняется это простым вопросом – предложите человеку выбрать род занятий, если у него будет постоянный неограниченный доход. Квалифицированный HR-специалист по первым двум предложениям определит, какая сфера деятельности была бы для вас наиболее предпочтительна. 75% соискателей откликаются на вакансии, которые им совершенно не подходят. Можно работать аналитиком, но мечтать готовить торты и десерты. Поэтому в последние 5-7 лет проявилась тенденция, что успешный банковский сотрудник бросает работу и становится фэшн-фотографом. Заниматься любимым делом гораздо проще, чем заставлять себя работать на высокооплачиваемой должности. Если есть возможность, побудьте некоторое время на содержании родных и близких, но найдите ту сферу деятельности, работа в которой будет приносить вам удовольствие. 

"Что вы можете сказать о своем бывшем руководителе?"

На первый взгляд может показаться, что это очень простой вопрос, на который 85% соискателей начнет довольно подробно рассказывать о своем бывшем руководителе. Чаще всего в возвышенных тонах, отмечая все хорошие качества и заслуги. Вас могут спросить, что вы думаете о нем, как о человеке. 95% людей начнут рассказывать о его семье, хобби, увлечениях. Но немногие знают, что это одна из самых грубых ошибок на собеседовании. Ни в коем случае нельзя обсуждать своего бывшего руководителя. Особенно рассказывать, сколько у него детей, какая у него жена и другие подробности его личной жизни, если вы о них знаете. В 60% случаев вы будете приукрашивать ответы, чтобы составить благоприятное впечатление о вашей предыдущей должности и значимости в компании. Обсуждать бывшего руководителя с потенциальным работодателем, по меньшей мере, неэтично. Вы можете ответить следующим образом: "С бывшим руководителем работалось комфортно, мы совместно ставили задачи и достигали результатов". Возможно, это покажется довольно сухим и сдержанным ответом, но так вы покажете не только свою профессиональную этику, но и компетентность. Вас должны оценивать не по отношению к руководителю, а по результатам вашей работы для компании, ведь вас нанимают именно для этого. 

Что нельзя говорить на собеседовании: 

- Ни в коем случае не говорите на собеседовании о том, что можете работать до 5 утра либо до 12 ночи, в любое время, как только будет необходимо, и прочие похожие варианты. Квалифицированный HR-специалист отметит, что в установленный график работ вы со своими обязанностями не справляетесь, соответственно, неправильно распределяете рабочее время. Зачем брать человека, который заведомо не будет справляться? После работы у вас должна начинаться ваша личная жизнь. Вкладывайте в свой отдых, увлечения, хобби и другой досуг. Человека, который работает без перерыва, непременно ждет выгорание. В этом случае вас просто заменят на другого такого же "вечно работающего". 

- Никогда не перекладывайте вину в рабочем конфликте или ситуации на другого человека. Почти у каждого в работе были случаи, когда вы подводили или не выполняли обязательств перед клиентом. Несмотря на условия, при которых ситуация произошла, нельзя перекладывать вину на недобросовестных подрядчиков, безответственных курьеров или кого-либо другого. Эта задача была доверена вам, вы были непосредственным участником или лицом, принимающим решение, поэтому ответственность всегда будет на вас. Работодатель оценит вашу смелость "брать огонь на себя". 

- Не опаздывайте. Время – тот ресурс, который в работе можно оценить в денежном эквиваленте. На собеседовании с вами помимо HR-менеджера может присутствовать руководитель, чей час работы может оцениваться от 500 долларов и выше. Опаздывая, вы показываете свое отношение к человеку, к компании, в которой планируете работать, заведомо принося "убытки".