Картинка
Карьера

Андриан Звигин: "Когда люди в шоке, главное для меня – не заговорить по-казахски"

Я только недавно прилетел из Петропавловска. Там проходил 15-й ежегодный форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России, и в этом году он посвящен теме туризма. В рамках форума прошла моя первая персональная выставка фотографий. Мне приятно, для меня это признание. Но особенно круто, что люди увидят мои фотографии не в Сети, а "живыми".

В раннем детстве, когда я еще не знал, что такое фотография, я пытался зарисовать то, что видел. Теперь смотрю на эти рисунки и понимаю: все-таки фотографирую я лучше, чем рисую. Я до сих пор храню свой первый фотоаппарат ЛОМО – был такой Ленинградский оптико-механический завод. Фотоаппарат работает, кстати, до сих пор. Через него круг моих друзей, с которыми мы организуем экспедиции, зовет меня ЛОМО. Вообще прозвищ за всю жизнь у меня перебывало немало. В школе в Якутии я был Челентано, в Таразе в институте – Зверь, среди рыбаков – Дядька.

Знаете, долгое время я фотографировал только моих близких и друзей и даже не помышлял о том, чтобы стать профессионалом. Все-таки многие из нас должны сказать спасибо, что выросли в такое экономически неустойчивое время. Находясь в сложных условиях, ты неминуемо ищешь выход – выжить, и находишь лучший. И соцсети этому тоже способствуют, стало проще экспериментировать и находить "свое".  Заниматься тем, что у тебя получается лучше всего, – великая удача. Ведь по образованию я финансист…

У меня необычное имя и для казахской глубинки – я родился в селе Аса под Таразом, и для далекого якутского поселка Хандыга, где жил в школьные годы. Имя Андриан дала мне моя мама в честь какого-то нашего предка – офицера царской армии, на которого я очень похож внешне. Поэтому все свое детство я был "Адриано Челентано". Нет-нет и сейчас при знакомстве кто-нибудь реагирует: "О, Челентано!" Главное, мне по-казахски в этот момент не начать говорить, потому что у людей сразу ступор начинается. А вообще мне приятно, что это вызывает уважение, говорить по-казахски – для меня это важная часть моего исследовательского подхода к жизни. Я рад, что во мне состоялся казахский язык.

Я хочу побывать везде в Казахстане. К сожалению, еще не был в Жезказганской области и Атырауской. Уверен, там можно найти много интересных мест. В Казахстане везде есть места, достойные внимания. Если не горы, то море, если не море, то степи бескрайние и безудержные, как ветер. Очень люблю степь. И на любые предложения куда-нибудь съездить откликаюсь! Вот в Тарбагатай я попал по приглашению, была потребность в фотографиях этого края – и я просто был очарован им!

Музыка – еще одна моя слабость, я до сих пор собираю ее, миксую. Когда-то в Таразе у меня был киоск звукозаписи. В принципе, все видео, которые выходят в моих пабликах в соцсетях, сделаны лично мной и сам же я подбирал к ним музыку. Это очень увлекательное занятие – подбирать музыку к природным пейзажам. Ведь у природы, у каждого уголка – своя энергетика, свое звучание. А до киоска разгружал вагоны, торговал рисом, сахаром, после вуза работал в прессе и почти двадцать лет просуществовало успешное рекламное агентство, которое я создал вместе с друзьями. Оно есть и сейчас, но уже не в таком масштабе и, если честно, уже драйва нет.

Фотограф, блогер – это мой заработок. Но. Не важно, за деньги или просто так – я озвучиваю, фотографирую, пишу только о том, что мне лично интересно, что мне действительно нравится. И в этом я никогда не изменяю себе.

Меня часто спрашивают, как я добился такого "веса" в соцсетях. Рецепт простой: моя откровенность взамен на откровенность моих друзей в онлайне.

Все-таки блогинг – это диалоговая концепция. Надо быть очень искренним, не бояться проявлять настоящие чувства и уважать встречные. Интересоваться окружающими тебя людьми. Мне приходится очень много общаться. И, конечно, неудобно о себе говорить, но вроде как у меня неплохо с чувством юмора, которое всегда является крепким мостиком в общении. Единственное, я стараюсь использовать его осторожно, чтобы вдруг не обидеть людей.

А в соцсетях дело, конечно, не ограничивается просто постом или серией постов. Там речь идет о некой миссии. Невозможно удержаться на волне популярности, если у тебя нет цели. Это должно нравиться твоему кругу, у людей должна быть потребность или даже нужда в этом. Я знаю, что многие в силу разных причин никогда не смогут поехать в Мангистау, а я могу им это организовать – своими работами, своими рассказами. Я такое, образно говоря, виртуальное турагентство. Я помогаю людям увидеть свою страну, узнать ее и полюбить еще больше.

Сначала я и не планировал быть блогером (вообще мне пока до конца так и не ясно, что такое блогер) и сам ездил по стране. У меня есть компания единомышленников: мы вместе продолжаем ездить в экспедиции, и сейчас это прямо настоящие экспедиции со всей положенной амуницией. Они, кстати, самыми последними присоединились к моим друзьям в соцсетях, с удивлением обнаружив, что я описываю в своих постах все наши путешествия детально. Но они – за, надо пропагандировать внутренний туризм и умение получать удовольствие от путешествий по стране. Иногда мои поездки мне оплачивают, я соглашаюсь, потому что это как раз входит в круг моих интересов.

Неравнодушие к родной земле – это и есть патриотизм. Бывает, люди демонстрируют неверие в нашу страну, критикуют минусы: я считаю, что это крайняя форма патриотизма, отчаянный патриотизм. Но быстро поменять все не получится. Сам я стараюсь видеть только хорошее и концентрироваться именно на нем.

Моя любовь к Казахстану – это у меня от мамы. Моя мама учитель-географ – и я с детства вырос среди географических карт и знаю, что на какой широте-долготе расположено.

И я с ранних лет был уверен, что Казахстан – уникальная страна, и мама этот интерес во мне подпитывала. Когда ты видишь все это на карте, слушаешь в рассказах, читаешь в исследованиях, а потом приезжаешь и видишь собственными глазами – это удивительное чувство! 

Пока первое место в моем личном рейтинге устойчиво держит Тарбагатай. Это "земля-торт", настолько она многослойна, разнокалиберна и везде со своими вишенками – уникальными легендами и мифами. Фактически, только съездив в Тарбагатай, я узнал кто такой Кабанбай батыр. И в этом, кстати, основная роль внутреннего туризма – погружение в историю. И меня очень привлекают люди, я люблю людей, я люблю писать о людях. Другой  вопрос, что ты все время взвешиваешь, как это скажется на человеке.

Провинциалы в основном люди скромные – если человек из себя что-то представляет, то он, как правило, вообще не хочет, чтобы про него писали. Люди в глубинке особенные: либо слишком закрытые, либо наоборот. Помню, как-то мы в поездке остались без хлеба и поехали в близлежащую маленькую деревушку. Долго мы ходили по дворам и просили хлеба, но деньги там никому не нужны, хлеб печется ровно в таком количестве, сколько нужно для семьи, и лишнего нет. Так вот один человек как узнал, что мы из Алматы, позвал к себе и дал задание супруге испечь еще хлеба срочно. Оказалось, что он сам когда-то жил в Алма-Ате, но сбежал из города, устав от суеты.

Вообще, что такое любовь к Родине, люди начинают понимать, когда уезжают на ПМЖ в другую страну. У меня есть несколько друзей, которые пытались уехать и вернулись потом в Казахстан. Один друг выиграл грин-карту, продал здесь все и уехал в Техас. И не смог там жить, и его жена тоже страдала, скучала. Они через год вернулись, и все! Больше не думают о том, чтобы уехать.

Моя подруга, выйдя замуж за американца, три года хотела все бросить и вернуться в Казахстан. И я про себя знаю, что не уеду отсюда никогда. Сегодня мои фотографии продаются на многих фоторесурсах мира, и я очень рад, что природа Казахстана такая востребованная. Например, фото Борового купили почти все страны мира. И больше всего покупателей из Японии, Нидерландов и Арабских Эмиратов.

Чтобы сделать хороший снимок, нужно небо, куст, пригорок, речку чувствовать сердцем. Фотография, которую видишь глазами, – это не фотография. Надо видеть сердцем, оно никогда не обманет. Я не крашу свои фотографии, я работаю с цветом: использую различные проявители для пленки, добавки всякие, играю техниками – сегодня, конечно, это проще, чем раньше.

Но если нет самого снимка, если у фотографии нет изначально темы и глубины – тут хоть закрасься, ничего не сделаешь. Поэтому для меня важно поймать тот единственный миг, который заслуживает восхищения.