Картинка
Их жизнь

Айнур Ильясова: "Я боюсь проиграть"

Айнур, ты успела сняться во многих фильмах и телесериалах. Играла разных женщин. Какая из них больше всего похожа на тебя?

Все. В важдой роли есть частичка меня. Без этого нельзя сыграть, не получится. У каждого персонажа свой характер, свой темперамент. Люди не ангелы, у нас есть и хорошие стороны, и плохие. Иногда мы бываем чересчур эмоциональными, а иногда – наоборот. В каждом из нас есть разные грани. Те же грани есть и в каждой моей героине. Другое дело, что в одной их бывает больше, в другой – меньше. И в моменты совпадения этих граней с такими же, которые есть в тебе, ты не играешь – ты проживаешь эту роль. 

А Алтыншаш? С ней что общего?

Доброта, например. Она же очень добрая. Она наивная, хорошая, умеющая сопереживать. 

Веселая, кстати.

Да, веселая. Несмотря на то что судьба у нее не легкая, муж ее избивает, она не теряет оптимизма. Просто из-за того, что роль комедийная, много чего остается за кадром.

Не боишься застрять в этом амплуа комедийной актрисы?

Штамп вообще не очень хорошая вещь. Особенно в кино. Помнишь актера из фильма "Бриллиантовая рука", который кричал: "Это я – Лёлик!"? Его потом все так и запомнили. А сколько прекрасных ролей он сыграл до этого? Так что, да, есть такой страх. Это даже не страх, а, скорее, переживания, мысли. Но есть и уверенность в том, что рано или поздно я сыграю ту роль, которую хочу. Я ведь драматическая актриса. Мне хочется сыграть в каком-нибудь психологическом триллере или драме. Хочу, чтобы зритель узнал меня с другой стороны.

Думаешь, мы в Казахстане начнем снимать драмы? Насколько это вообще рентабельно в стране, где люди предпочитают ситкомы и комедии?

Тоже верно. Наши зрители привыкли к комедиям. Они хорошо окупаются, их смотрят с удовольствием. Но, думаю, скоро мы должны отойти от этого. Мы уже начали снимать драмы. Уже появилось партизанское кино. Возьмем того же Аскара Узабаева. У него же немало картин, в которых он показывает наше общество таким, какое оно есть. А вообще, среди всех жанров комедия – самый сложный. Актер, который смог успешно сыграть в комедийном жанре, без труда осилит любой другой. Например, Джим Керри. Мы все привыкли видеть его только в смешных фильмах. Но как он сыграл в "Вечном сиянии чистого разума"! Это же было нечто! И критики дали его игре высокую оценку. 

Мало кто знает, что ты начинала свой путь в театре. Играла во многих постановках, ездила на гастроли. Что ближе все-таки: театр или кино?

Сложный вопрос. Думаю, их нельзя сравнивать. У сцены есть свое очарование. И актеры на сцене, и зрители в зале – абсолютно все обладают такой мощной энергетикой, что кажется, ее можно увидеть глазами и потрогать руками! Это непередаваемое ощущение. Это сложно описать словами. Да, в театре нет шанса на второй дубль, но зато есть такая замечательная вещь, как импровизация. Это не означает, что можно на сцене делать что душе угодно, нет. Это когда ты одну и ту же роль каждый раз играешь по-разному. Роль должна "впитаться" в тебя. Но это происходит только после того, как сыграешь ее раз 10-20. Ты можешь сколько угодно раз успешно исполнять эту роль, но опытные критики сразу замечают, "впиталась" она в тебя или нет.

Ты очень вдохновенно рассказываешь про театр. Не хочешь снова туда?

Когда я первый раз приехала в Алматы, я очень хотела работать в театре. Обила пороги всех театров. Нигде не было места. Не осталось ни одного театра, куда бы я не просилась. И через какое-то время ушла в кино. И все, расхотела. Не скажу, что совсем не хочу в театр. Но желание уже не такое сильное. Возможно, это еще и потому, что, когда я работала в театре под руководством покойного Рустема Есдаулетова, мы ставили такие потрясающие спектакли! Рустем-аға был новатором. В его постановках и вода лилась на сцену, и песок сыпался. Чего он только ни делал! Мы ушли далеко вперед того, что делали остальные на тот период. С постановкой "Атымды адам қойған соң" мы объездили многие страны. Он задал очень высокую планку. Я не говорю, что остальные режисеры хуже, нет. Есть много хороших, талантливых. Но думаю, если бы Рустем-аға был еще жив, он не раз удивил бы зрителей. Вот у такого режисера с необычными и оригинальными постановками я бы хотела играть.

Айсулу Азимбаева сейчас как раз играет в такой. Ты уже смотрела ее спектакль "Любовница"?

Нет, пока не видела. Но планирую обязательно посмотреть. Айсулу молодец! Мы же не певцы, чтобы все переживания и эмоции передавать через песню. Мы – актеры и всю накопившуюся энергию можем выплеснуть только на сцене.

Кстати, и ты, и Айсулу приняли участие в откровенной фотосессии для сайта gagarin.tm. Зачем?

Ну с Айсулу все понятно. Она всегда была особенной, свободной. Училась за рубежом, у нее другое мышление. Айсулу и до этого снималась в разных клипах, не привычных для нашего общества. Аудитория Айсулу была готова к этому. Если говорить про меня, то я пошла на эту фотосессию только для себя. Я позиционирую себя как человек, свободный от стереотипов нашего общества. Мне хотелось доказать это самой себе. Правда, я не думала, что фотографии будут такими откровенными. Девушка-фотограф оказалась художницей, и ей важно было снять все в соответствии со своим видением. И когда я посмотрела получившиеся фотографии, поняла, что это слишком откровенно. И попросила урезать все снимки. Мы много чего убрали.

Но и этого было достаточно для осуждения.

Да, верно. Как я уже сказала, я сделала это для себя и именно по этой причине не стала анонсировать фотосессию, когда материал опубликовали. Хотя, наверное, надо было.

Почему?

Чтобы люди не думали, будто я от страха осуждения скрыла это.

Как отреагировали родные и близкие?

Естественно, первая реакция у всех была негативная. Но через какое-то время люди начали менять свое мнение. Появились такие комментарии, как "хорошие фотографии, ничего пошлого". То есть первый шок прошел, люди вгляделись в фотографии и увидели, что там нет ничего пошлого или плохого.

Кстати, на счет комментариев. Мое внимание привлек вот такой коммент: "Айнур не казашка, ей можно". Почему казахам нельзя, а другим можно? Откуда такая мысль, как думаешь?

Я тоже обратила внимание на это. Ты заметила, если кто-то делает что-то хорошее, то казахи с гордостью причисляют его к своим, находят в них казахские корни. А если что-то плохое, то все отталкивают: "он же не казах". Зачем это? Не надо этих двойных стандартов. Я, конечно, сама виновата, что имела неосторожность когда-то сказать о своем отце, что он другой нации. Но я это сделала не с целью подчеркнуть его происхождение. Я хотела этим поступком сказать таким же людям, как я, которые ищут своего отца, которые с детства не видели его, одну простую вещь: ищите, верьте, надейтесь и вы обязательно встретите его, найдете. Но наши люди как всегда исказили все по-своему.

Согласишься еще раз на такую съемку?

Не могу сказать точно. Подумаю. Это тоже опыт.

Ты часто проигрывала в жизни?

Часто ли я проигрывала... да, пожалуй, часто. В школе, например, не выиграла на "Осеннем бале". Конкурс на выразительное чтение один раз выиграла, а второй раз проиграла. В олимпиадах вообще не участвовала. Старалась избегать всяких конкурсов. Я сейчас понимаю: это потому что я боялась поражений. Я боюсь проигрывать! Но, тем не менее, много раз проигрывала. Даже в кино зачастую не могла получить ту или иную роль. Или, бывало, мне обещали роль, а потом отдавали другой актрисе. Но сейчас я понимаю, что все это было во благо. Проигрывать надо. Иногда проигрыш лучше, чем выигрыш.

И напоследок, Айнур: 5 составляющих счастья.

Быть свободным. Иметь правильную цель. Любить все и всех. Уметь радоваться каждому моменту. И наличие любимого хобби.