Картинка
Их жизнь

Абдель Мухтаров: "Халтура не на тоях, а на фонограммных ТВ-концертах!"

Абделя Мухтарова знают и узнают благодаря "Шоу cорок миллионов тенге», которое стало популярным на «Седьмом канале». Он умеет совмещать творчество и бизнес. Получив финансовое образование в КИМЭПе и магистерскую степень в области продюсирования кино и ТВ в Лондонском университете Royal Holloway University, Абдель работает телеведущим, продюсером, устраивает мероприятия уровня vvip, а также со своим другом и партнером Мухамедом Жановым открыл рекламно-производственную компанию Wikiprint. Его главный проект  вокальная группа MEZZO. Они всегда и везде поют вживую. Они выбирают классический кроссовер (синтез классики поп-музыки) и не боятся быть иногда «белыми воронами» на отечественной сцене.

Не так давно, после новогодних праздников, Абдель написал пост с откровенной и критической позицией. Многие разделяют его точку зрения, однако просто критиковать недостаточно. Что делает Абдель, чтобы исправить ситуацию?  

«Как же надоели эти тупые сборные концерты, голубые огоньки и прочие совковые пережитки на российском и казахстанском телевидении. Объясните мне, в чем смысл делать эти проекты, где все поют под ФОНОГРАММУ, обманывая и себя, и зрителя?! Что за совок и присущий ему вечный обман? Почему это является нормой профессионального музыкального телевидения на сегодня? Почему бы нашим продюсерам не брать пример не с голубого огонька и субботнего вечера России, а с нормальных западных ТВ-проектов? Вы когда-нибудь видели хотя бы что-то похожее на «сборный концерт» или «голубой огонек», где артисты первой величины Запада – Дженнифер Лопез, Бейонсе, Стинг, Стиви Уандер под фонограмму пели бы свои песни 20-летней давности, а за соседнем столиком сидели бы Шакира, Джастин Тимберлейк и снова Бейонсе – и сама себе аплодировала (на нашем ТВ и такое бывает)?! Это же полный нонсенс и маразм! У настоящих артистов и продюсеров нет времени заниматься подобной «хернедеятельностью», им надо репетировать свои живые концерты, выступления, оттачивать хореографию, ставить вокал – т.к. у них нет возможности прийти на 5 минут на мероприятие с мини-диском (каменный век), написать на бумажке треки, пооткрывать рот и получить за это деньги. Такое возможно только в Казахстане. Но это уже другая тема. Возвращаюсь к вопросу 100% фонограммных ТВ-концертов. Почему-то в нашей стране в последнее время на каждом канале таких проектов по 2-3 штуки. В нашей стране считается нормой и без того малообразованный в музыкальном плане народ травить этой фигней. Это ведь обман. А обманывать нехорошо. Сколько можно? #stop #остановитемаразм #нетфонограмме»

@abdel_mukhtarov

Абдель: В новогодние праздники я смотрел телевизор, и меня одолела неимоверная тоска. И на российских, и на казахстанских телеканалах шли эти фонограммные идиотские наигранные музыкальные концерты или шоу. Ну сколько можно это слушать и смотреть?!

Конечно, я понимаю, что это пошло с Советского Союза, наверное, с «Песни года». Но это же неуважение к слушателю. У нас зарождаются звезды, которых никто никогда не видел поющими вживую, только на шоу и в клипах. Где есть гарантия, что зритель принял бы того или иного артиста, послушав его живьем раз-другой? Почему концерт на центральном республиканском канале идет под фонограмму? Why?!

Считаю, следует запретить фонограмму на законодательном уровне, а Министерству культуры и спорта нужно задуматься над этой ситуацией.  

Организаторы говорят: «Невозможно отстроить живой звук под всех артистов!» Значит, не нужно звать столько артистов. Сократите количество, появится качество. У нас сейчас больше звезд, чем в США.

Как у нас готовятся к таким телевизионным концертам или шоу? Да никак. Звонят накануне артистам и говорят: «Завтра в 10 утра у нас запись. Можете приехать?» И они приезжают, достают свою флешку или, еще хуже, мини-диск и снова просто открывают рот! Наши артисты не готовят специально к шоу хореографию, вокал, не работают с живым бэндом, не продумывают какие-то фишки. Поэтому мои ребята из группы MEZZO принципиально отказываются от участия в таких проектах.

Свет и декорации у нас уже научились делать, а вот проектов в прямом эфире и с живым звуком реально по пальцам сосчитать.

У нас часто так: создаем оболочку, картинку красивую, а про суть забываем! Свет, декорации, мейкап – на уровне, а звук (хотя это концерт в первую очередь!) не отстраивают.

У нас как среда для бактерий, их становится все больше и больше. Особенно девичьих групп, где все высокие казашки а-ля мисс Казахстан с русалочьими волосами, раскосыми глазами и платьями в пол. Это же ужасно скучно! Будьте честными, пойте живьем.

Мы часто организуем мероприятия за границей. Был случай, когда в Турции один казахстанский исполнитель приехал со своим мини-диском. Это для музыки точно прошлый век, но другой аранжировки у него не было. Как записал он ее в 90-е годы, так и ездит с ней по городам и весям… Звукоинженер долго искал аппарат для воспроизведения мини-диска, а когда нашел, то демонстративно сдул с него пыль.

Телевизор и интернет дают популярность, а кормит всех той-бизнес. Так?

Самое ужасное, что выступления на тоях, свадьбах и мероприятиях артисты называют халтурой! Возмутительно. Это их выступления на ТВ – полная халтура! А на мероприятиях они получают «кэш» здесь и сейчас, в валюте с тремя нолями – от трех до пяти тысяч долларов, не облагаемых налогом! Им платят настоящие деньги за ненастоящие голоса! Нонсенс.   

Я организую сам мероприятия, и у меня большие скандалы со многими артистами. Я им говорю прямо: «Если вы поете под фонограмму, то я плачу вам ненастоящие деньги». В ответ снова слышу: «Ой, звук…» А где тогда ваш технический директор и технический райдер? Вы ведь звезды! Мы все исполним.

Жаль, что и заказчики часто не вникают, будут приглашенные артисты петь вживую или нет. Они просто платят, создавая платформу для развития этого хаоса. 

Также ненавижу благотворительные концерты в непонятных пабах. Однажды на таком вечере мы тоже выступали, как и все, пожертвовали на входе в клуб по две тысячи тенге. И была ситуация: заходит артист, его не узнали, а девочка на входе попросила деньги, так там было столько пафоса! Чуть ли не Стиви Уандер пришел! Бесплатно и под фонограмму спою, но несчастные две тысячи тенге не отдам. Это всеобщая проблема низкой культуры.

Критикуя – предлагай. Приходили со своими идеями к директорам каналов?

Легко идти по пути наименьшего сопротивления, так же и я мог собрать «поющие штаны» и зарабатывать деньги. Я близок к телевидению, поэтому и хочу видеть качественные проекты. У меня есть в планах собственные проекты, я думаю над их качественной реализацией. Уважаю профессионализм команд «Х-фактор», «Қазақстан дауысы». Все живое достойно уважения.

Можете сказать это в глаза продюсерам и артистам? Той же Баян Есентаевой, к примеру?

Да. Думаю, мой пост в Инстаграме прочитали многие – и артисты, и продюсеры. Все поерзали на месте, но проглотили и дальше «работают», кушать и кормить нужно.

А вы разве за идею работаете?  

В случае с продвижением группы MEZZO, то да. Главная цель – расти качественно, чтобы о группе узнали в мире. Узнали о Казахстане. Так получилось у Таркана, Эроса Рамазотти и у многих других.

Ребята – талантливые трудяги. У нас – изысканный слушатель, платежеспособный. Но мы хотим выйти из этих узких рамок. Хотим, чтобы добрый и простой народ тоже слушал интересную, качественную музыку со смыслом.

Раз в год для своих ребят стараюсь устраивать мастер-классы от мировых звезд. Так, мы вместе ездили на концерты Андреа Бочелли и группы Il Divo. У нас был концерт в Лондоне. Там же мы окунулись в культурную жизнь британской столицы – сходили в оперу, на мюзиклы, в галереи и музеи. Все, что в свое время перевернуло мое сознание, я показал ребятам и учусь вместе с ними.

Кто пишет вам музыку и слова?

Мы работаем с несколькими авторами. Мы хорошо сработались с Кариной Абдуллиной, наследницей музыкального клана. Она удивительный и образованный человек. Кстати, Карина приходила ко мне на "Шоу сорок миллионов тенге». Мы встретились с ней, я поставил ей нашу запись, и она была удивлена. А удивить ее не так-то и просто. У нас готовы две песни, скоро будем снимать на них клипы.  

Мы смотрим в разные стороны. Неординарный композитор Галымжан Молданазар, работающий в стили синти-поп, тоже написал для нас слова и музыку. И он тоже работает, прежде всего, за идею.  

Ваша студия, офис компании, типография и рекламное агентство – в самом центре Алматы. В здании Союза композиторов…

Это очень символично для меня. Я родился и вырос в центре Алматы. Мне важно создавать комфортные условия для работы и для жизни.

То есть дома у вас тоже все продумано?

Еще бы! Два года я делал ремонт! Два года. За это время можно и дом построить. Я продумывал там все, от розетки до лампочки, не поддавался и не изменил своим желаниям. Ждал определенный кафель по полгода (никаких компромиссов со своим вкусом и видением), ставил определенную мебель. Не обязательно дорогую. Я хотел, чтобы это была моя крепость. Дома я должен буквально выключиться от этой всей мишуры внешней. Часто зову домой друзей, устраиваю тематические вечеринки.

Вы попадали в списки завидных холостяков и красивых парней. И все еще не женаты?

Еще не женат. Живу и наслаждаюсь, работаю и ищу. Всему свое время.

Много времени уделяете себе самому? Имиджу, внешнему виду?

Ничего особенного не делаю. Регулярно хожу на фитнес уже в течение пяти лет. Ем здоровую еду, готовлю сам, хоть и не всегда. А когда не получается, то иду к маме на домашний ужин. В плане внешности – это, наверное, привычка – хорошо выглядеть на публике. Но не более. 

Когда были в последний раз у стоматолога?

Скоро надо идти! Хожу раз в полгода, в этом плане я педантичен. У меня есть такая папка «Мое здоровье», куда я подшиваю все рентгены, заключения, справки. Раз в год я прохожу полное медицинское обследование. Экология страшная, жить с раком нет никакого желания.

Вы закончили финансовый факультет, какое-то время работали в крупнейшей аудиторской компании «Большой четверки», но все же ушли в шоу-бизнес. Почему?  

Мой папа – математик, мама – музыкант. Я чувствую влияние каждого на себя! Благодарен родителям за шанс получить качественное образование. Ни разу не жалею, что закончил финансовый факультет. Полтора года работы в Deloitte – это тоже огромная школа. Я работал и все впитывал, знал, что обязательно открою свою компанию и весь полученный опыт пригодится. Так и случилось.

Магистратура в Лондоне была встряской для мозга. А нет желания уехать насовсем?

Пока учился, страшно хотел вернуться в Казахстан и все поменять в жизни. Даже на уровне общения с друзьями и, конечно, в работе. Группу тоже создал в том порыве. Меня терзали мысли, что нужно меняться самому и поменять что-то вокруг. Сейчас уже силы и рвение поубавились… Со стеной недопонимания встречаюсь часто и, скрывать не буду, у меня есть мысли уехать жить и работать за границей. Но здесь я нужен больше, здесь я работал и работаю. Путешествую по миру, это помогает избавиться от тоски. Современное искусство тоже меня бодрит, в последнее время я увлекся коллекционированием картин.

 «Шоу сорок миллионов тенге» больше вести не будете?

Шоу давно закрыто. В эфире идут повторы 2011 года, хотя мне продолжают звонить и спрашивать, как попасть на программу. «Видите, какой я там страшный и худой?», отвечаю я. Канал предпочел закрыть одно качественное шоу и открыть три-четыре других. Это то, о чем мы говорили в самом начале.

А сколько денег сейчас в кармане у Абделя Мухтарова?

Десять-двадцать тысяч тенге. Это даже не сто долларов сейчас. Работать нужно всегда.

Фотограф: Георгий Чумаков