Первый эфир 31 канала состоялся 12 апреля 1993 года. С тех пор прошло больше 30 лет, а телеканал продолжает радовать свою аудиторию новыми проектами и удивлять профессиональное сообщество высокими рейтингами.
Анар Ибраева, заместитель генерального директора 31 канала, рассказала об особой магии телевидения, трендах в производстве и почему индустрия жива, живет и, по ее мнению, будет жить долго.
31 канал – один из первых в Казахстане коммерческих телеканалов. В 90-е и нулевые его очень любили зрители, особенно молодая аудитория, за яркий и качественный контент. Сейчас очень много проектов можно смотреть в интернете. Как появление новых платформ повлияло на канал?
К сожалению, последние три-четыре года я все больше слышу от разных людей и даже от бывших коллег: «Кто вообще смотрит телевизор?» или «А что, телеканалы еще существуют? Что делаете?» Сначала я очень удивлялась этим вопросам, а потом начала анализировать. Телеканалы существуют и будут существовать. По крайней мере до тех пор, пока весь Казахстан не будет покрыт достойным интернетом. Это у городских жителей есть альтернатива – мы можем купить подписку на «Иви», «Кинопоиск» или Netflix, можем смотреть YouTube в любое удобное время. Но стоит отъехать на 50 километров, да даже бывает, что на 20, от города – и все. Разве люди, которые живут в регионах, не должны иметь доступ к бесплатному и качественному контенту? Телевидение позволяет им в любой момент взять и посмотреть что-то. Особенно это удобно для взрослого поколения – не надо ничего искать, за тебя все решили, составили удобную сетку, ты просто выбираешь и смотришь.
Каждый год в течение последних десяти лет мы наблюдаем, что телесмотрение падает. Есть множество факторов, влияющих на это. Например, появление альтернативных площадок, социальных медиа, онлайн-кинотеатров и т. д. До начала 2023 года рекламные деньги аккумулировались в основном вокруг телевидения. Только в 2024 году коллеги, которые работают в Digital, смогли сказать, что по рекламным бюджетам обогнали телеканалы. Тем не менее рекламодатели прекрасно понимают, что сейчас у телеканалов покрытие гораздо больше по стране, чем у Digital.
Почему, помимо большего покрытия, рекламодатели хотят размещаться на телеканалах? Дело в аудитории? Кто ваши зрители сегодня?
Если говорить в целом про телевидение, то аудитория зависит от сетки телеканалов. Если канал предлагает зрителям мужской контент, то мужская аудитория преобладает. Или у нас есть несколько телеканалов, которые вещают только на казахском языке, соответственно, их смотрит в основном казахоязычная аудитория. Есть нишевые телеканалы, например, детский «Балапан», их смотрит в основном детская аудитория. Наш канал был и остается семейно-развлекательного формата с акцентом на хорошее кино и анимацию. У нас лучшие фильмы и мультфильмы таких гигантов, как Walt Disney, Sony, Paramount, MGM, Universal. Хочу заметить, что самый большой пакет Disney у нас на телеканале. Измеряемся мы в аудитории 6-54, женщин и мужчин у нас практически 50 на 50. «Информбюро» – наш главный проект, который существует уже много лет, и входит в ТОП-3 информационных программ страны. Но мы можем ориентироваться только на показатели K-Research, у нас нет альтернативы. Кстати, я недавно смотрела интервью с Николаем Картозией, ему тоже задали вопрос: «Кто смотрит телевидение?», и я не могу не согласиться с его ответом. Он сказал: «Люди, которые говорят, что не смотрят телевизор, лукавят – они могут не смотреть сам аппарат, но большая часть контента, которую они смотрят в интернете, была изначально произведена для телеканалов. Телеканалы поняли, что люди все больше предпочитают смотреть проекты в удобное время с удобного аппарата, и начали ориентироваться на YouTube и даже TikTok. Время меняется, и нам пора подстраиваться».
И спонсоры хотят размещаться у нас, потому что им важно быть в телеке. Большинство потребителей рекламируемых товаров живут в регионах, плюс сейчас большой спрос на рекламные интеграции на казахском языке (опять же, потому что направлена эта реклама на жителей всего Казахстана). Проникновение и охваты телеканала больше, вдобавок к нам больше доверия. Например, во время январских событий мы не останавливали вещание. На свой страх и риск мы выходили в эфир, потому что нам важно было успокоить телезрителей, дать им информацию, и нам верят, потому что у нас есть фактчекинг. В целом, когда в социально-политической жизни страны что-то происходит, люди смотрят «Информбюро».
Люди в принципе в сложных ситуациях склонны больше доверять традиционным СМИ, и мы стараемся их не подводить – у нас большая команда, которая готовит и тщательно проверяет информацию.
Я знаю, что в планах 31 канала показывать больше казахстанских фильмов. Это перспективное направление?
У нас много хороших фильмов локального производства. В Казахстане есть города и поселки городского типа, в которых нет кинотеатров. Чтобы посмотреть какой-то новый фильм отечественного производства, им нужно ехать в центр. Я регулярно встречаюсь с локальными производителями полных метров, с продюсерами и объясняю им, что есть люди, казахстанцы, которые хотят смотреть наше кино, но не всегда у них есть такая возможность. За последние пару лет мы выстроили линейку казахстанских фильмов по выходным дням. Раньше мы боялись, что не будет достаточного количества контента, но, как оказалось, телезрители очень хорошо потребляют такой контент. Показ казахстанских фильмов – это хорошо для нас, для зрителей и для производителей, потому что так мы повышаем интерес к отечественному контенту. С некоторыми мы работаем на бартерной основе – поддерживаем выход нового фильма релизом, ставим анонсы, разыгрываем билеты. У нас очень хорошие аудиторные показатели по просмотрам казахстанских фильмов.
Какие собственные проекты вы предлагаете зрителям в этом сезоне?
Здесь я сделаю небольшое отступление, так как часто каналы обвиняют в том, что мы мало делаем собственных проектов. Я сама производственник, и мне бы хотелось снимать больше, но когда смотришь на цифры, то многое становится на свои места. Чтобы сделать один выпуск качественного шоу или сериала, в среднем нужно от пяти миллионов тенге, а на двухчасовой хороший голливудский фильм иногда можно потратить меньше полутора миллионов тенге. Поэтому часто приходится делать выбор в пользу закупа, чтобы у зрителей было больше контента.
«Информбюро» – вообще единственный новостной проект на рынке, который себя не только окупает, но и приносит прибыль. Поэтому в осеннем сезоне 2024 года мы обновили студию, стилисты поработали с образами наших бессменных ведущих, а дизайнеры – над графическим оформлением. Также в 2024 году мы реабилитировали сериал «Нархоз», который был очень популярен десять лет назад. Обновленная история с новыми героями и на казахском языке. Мы возобновили реалити-шоу «Келіндер бәйгесі», последний сезон которого был в 2018 году. Он у нас сейчас в топе, очень хорошие просмотры на YouTube и TikTok. Помимо этого, мы сняли четыре сериала по линии госзаказа. Все больше платформ сейчас обращают внимание на наши проекты и хотят их показывать у себя. Важно понимать, что мы не конкуренты друг другу, потому что, как говорят эксперты, пересечение Digital и телеканалов в аудитории всего 7%. Поэтому мы решили не бояться друг друга, кооперироваться, совместно производить. Я уверена, что это даст возможность повысить качество контента.
В 2024 году мы также коллаборировались с Sәlem Entertainment. Наш совместный проект про шоу-бизнес начала 2000-х достаточно успешно прошел в эфире телеканала. Несмотря на то что жанр сериала не совсем свойственен нашей аудитории: это история о герлз-бенде и их продюсере, о том, как тяжело женщинам было продвинуться в шоу-бизнесе. Показ в эфире 31 канала завершился, но на платформе и YouTube продолжается.
Какая сейчас команда на 31 канале? Кто делает современное казахстанское телевидение?
Основной костяк, конечно, – люди с большим телевизионным опытом. Есть сотрудники, которые работают со дня открытия 31 канала, так сказать, стояли у истоков и являются держателями большой информации, знают все про канал и его проекты. Генеральный директор, Бек Кенжебай – профессионал с большим опытом в части программирования и закупа контента. Он у нас в «малине» – я отвечаю за закуп и производство, за финансовую и информационную часть отвечают у нас тоже женщины. Я считаю, что у нас сильная команда, состоящая из профессионалов, и у нас очень большие планы. В целом на канале соблюден баланс между опытными и молодыми специалистами, ну и соотношение женщин и мужчин у нас 50 на 50. За все время работы телеканала у нас образовалось очень много семей. Телевидение в принципе такая тема, что пришел посмотреть, а потом оборачиваешься – уже 30 лет прошло. Мало кто уходит.
Больше половины своей жизни я телевизионщик. Пришла на телевидение в 19 лет в 2003 году (папа всегда заставлял нас смотреть новости по телевизору и читать газеты, поэтому я понимала, что стану журналистом) и осталась. Я люблю телевидение. Моя семья, мой супруг, мои друзья, все, кто меня окружает сейчас, кроме папы и других родственников, все появились в моей жизни благодаря телевидению. Все, что я в жизни люблю, я нашла здесь. Для меня важно, что мой супруг – мой коллега, который понимает, как устроена наша работа, что иногда ты уходишь в субботу, а приходишь в понедельник домой. Телевидение – это когда ты с восьмимесячным ребенком ночью на монтаже: одной рукой качаешь его и кормишь грудью, другой – делаешь программу.
На 31 канале есть возможность расти. Я с позиции линейного продюсера за семь лет выросла до генерального. И у нас очень много таких историй, когда люди построили реальную карьеру. Мы стараемся взращивать свои кадры, давать возможность каждому расти и развиваться. Мы создаем тут особую семейную атмосферу, и отношения у нас в коллективе между людьми очень теплые и надежные.
Герой фильма «Москва слезам не верит» говорил, что не будет ничего: ни театров, ни кино, ни газет – одно сплошное телевидение. Но мы видим, что кино осталось, газеты продаются, театры тоже никуда не делись. Появились новые источники информации. Как вы думаете, что будет в будущем с телевидением в Казахстане?
Я могу некоторым коллегам показаться оптимистом, но я уверена в том, что что бы ни случилось, телевидение будет жить и дальше развиваться. Будет жить всегда, как и театры, как кино… Почему бы не посмотреть в кинотеатре фильм, не сходить в театр на пьесу, а вечером после работы не посмотреть телевизор, а утром что-то на YouTube? Одно другому не мешает. Казахстан – уникальная страна, мы все разные, по-разному выглядим, говорим на разных языках, у нас сколько этносов, столько и вкусов. Хотите телевидение? Пожалуйста. Хотите интернет? Пожалуйста. Возможно, что-то изменится в формате, но мы будем востребованы в любом случае. Телевидение воспитывает людей, потому что мы более структурированные, что ли. Телевидение – это не хаос. Стоит что-то в сетке вещания изменить, люди сразу пишут и звонят. Да! Люди до сих пор пишут письма на телевидение! Мы им до сих пор нужны!