В последнее время театр подарил мне все самое удивительное. Эмоции, уроки, восторг. Казалось бы, чего еще можно ждать от этого наивного и старого формата досуга? "Там-тара-рам, тарара-рарара...", – зовет привычная мелодия в Лермонтовском. И вот, знакомая с детства атмосфера погружает в ожидание… Чего? Кого? Артиста? Автора? Идеи? Предстоит ли нам еще раз окунуться в банальную жизненную историю или комедию положений?
"Ой, довольно! Избавьте. Надоела эта нарочитая игра артистов". Если вам в голову приходят эти мысли, сходите в "АРТиШок". На "Любовницу". Райкин приехал в Алматы.
Вы думаете, это нужно? Как он вообще жив до сих пор, этот театр? Пыльный, неспешный, охраняемый на входе своими билетершами, бессменными привратниками в кудряшках.
Но каждый раз, выйдя из театра, оставаясь под впечатлением или слегка разочарованная, я замечаю, как чище становится речь. Как тише и спокойнее хочется говорить. Меня всегда поражала способность персонажей русских классиков выяснять отношения:
- А вы, батенька, подлец!
Я испытываю экстаз – как же люди умели ясно выражать свои мысли, четко формулируя фразы. Стихи, услышанные со сцены, известные монологи как квинтэссенция пережитых чувств, как таблетка человеческого опыта, как прививка от обывательщины. Выходишь из театра взрослее и моложе одновременно. Знаешь больше. Чувствуешь острее.
Какое же это оружие – слово! Может ранить, может исцелить, может быть сладким, как капля меда, может резать, как скальпель хирурга, а может... И вот уже начинаешь аккуратнее обращаться со словами, перебираешь их, как шарфы в коробке. Колючие – в сторону, сегодня нужны просто согревающие.
Как часто, вливаясь в нервный поток, мы определяем свою реальность произнесенными словами. Еду в машине. Надоели эти пробки. Вечные пробки, охренели, задолбали, куда все ломятся – обычные слова, придающие накал существованию. А с другой стороны – "очей очарованье". Александр Сергеевич, где вы нашли такую красоту, как вы жили? Научите, подскажите. И вот сегодня, настроенная поэтично, смотрю в окно своего автомобиля. Светящиеся прямоугольники окон, как загадки: кто живет в этих домах и что они делают? На ум приходит Цветаева...
Вот опять окно,
Где опять не спят,
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Лохматые деревья, мерцающие фонари дружным хороводом сопровождают меня весь мой путь домой. Наземные переходы, как паромщики из песни, переводят потоки людей, вечные старожилы дороги. Машины-дикие кошки, мигая желтыми глазами, убегают вдаль, превращаясь в реку из светлячков. Как красиво, как волшебно дорога живет своей жизнью. Прямо "очей очарованье". А мы все спешим.
Александр Сергеевич, Антон Павлович, Василий Мартынович. Мне очень-очень нужны встречи с вами не только на страницах книг. Я хочу слышать ваше дыхание, ваш великолепный слог. Возвращайте меня в "очей очарованье". Мне это жизненно необходимо.
Нужно срочно купить билет на "Онегина".