Картинка
Бизнес

Зачем Казахстану виртуальные мобильные операторы? Мнение эксперта

Сенат Парламента принял проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи, цифровизации, улучшения инвестиционного климата и исключения излишней законодательной регламентации». Это стало необходимо в связи с появлением в нашей стране виртуальных операторов и важностью регулирования их деятельности. Кто такие виртуальные операторы, кто пользуется их связью, какие изменения произойдут на телекоммуникационном рынке и почему об этом важно знать представителям бизнеса – разбираемся вместе с председателем совета Евразийской сети экспертов в области цифровизации (EDEN) Дмитрием Шедко. 

Виртуальный мобильный оператор (MVNO) – это компания, которая предоставляет услуги мобильной связи, но не имеет собственной инфраструктуры, такой как сети и вышки. Вместо этого они арендуют доступ к инфраструктуре у других операторов (обычно у крупных мобильных компаний) и перепродают их услуги под своим брендом. Таким образом, виртуальные операторы могут предложить своим клиентам услуги мобильной связи по более выгодным ценам или с уникальными возможностями, не имея собственных сетей.

► Развитие виртуальных операторов в Казахстане повлияет на стоимость и качество услуг мобильной связи?

Совместное использование инфраструктуры разделяет ответственность за установку базовых станций в разных локациях. Этот подход не предполагает обязательного создания виртуального оператора, но такой обмен активами позволяет бизнесу экономить средства. Оператор обладает инфраструктурой, но сам не оказывает услуги потребителям и бизнесу, а предоставляет технические возможности другим игрокам рынка. В Казахстане уже есть крупные операторы и идет активное развитие цифровых операторов.

Для бизнеса виртуального мобильного оператора такое направление может быть привлекательно по нескольким причинам:

1. Нет необходимости искать многомиллионный стартовый капитал, чтобы построить собственную инфраструктуру.
2. Не нужно обращаться к государству за частотным ресурсом.
3. Можно закрепиться на рынке благодаря своей клиентоориентированности.

При этом есть некоторые риски, например, ценовая политика. «Монополист может попытаться виртуальных операторов обобрать, выставляя им нереальные цены. Бороться с этим можно так: инфраструктурный оператор не оказывает конечные услуги, он не конкурент для виртуальных операторов, а также можно вводить прямое ценовое регулирование», – подчеркивает Дмитрий Шедко. 

► Почему таких операторов немного на рынке страны?

Если на рынке есть уже несколько крупных игроков, которые обладают всем необходимым для предоставления услуг, они могут быть не очень расположены к разного рода экспериментам и предпочитают не перегружать инфраструктуру, запуская на нее иных представителей бизнеса.

«Нет бизнес-структур, которые радостно побегут и попросят: «Устройте нам конкурентную среду». Опыт абсолютно всех стран показывает, что монополисты или крупные игроки на рынке никогда не рвутся открывать вход для соседей», – отмечает Шедко. 

В мире есть разные кейсы развития рынка виртуальных операторов. Например, в Германии был опыт разделения бизнеса инфраструктуры и потребителей, где одна компания только предоставляет сети, а другая занимается предоставлением услуг потребителям. 

«Понятно, что использование чужой инфраструктуры достаточно сложная штука: технологически все давно отработано, все знают, как это делается, но когда пускаешь на свою базовую станцию конкурента, он может отобрать у тебя какие-то доходы», – поясняет эксперт. 

Не преждевременно ли развитие рынка виртуальных операторов в Казахстане? Дмитрий Шедко считает, что бизнес виртуальных операторов начинает развиваться, когда рынок достаточно насыщен, уровень доступа большой, появляются привередливые клиенты, которые просят не просто связь, но и тарифы, службу поддержки, скорость реакции. Если у клиента появляется большое количество требований, возникают позывы, чтобы клиентскую работу выделить в отдельные структуры, которые смогут конкурировать между собой, поэтому сейчас самое время. 

► Порядок снижения цен на услуги  

«Для наших стран уже прошло время, когда были попытки устроить суперполноценную конкуренцию между большими операторами. Обычно все страны, когда они начинают осваивать сотовую связь, проходят этот промежуток. Сначала проходит этап, когда первый оператор инвестирует в первую сеть, требует очень много, зарабатывает на этом хорошо, затем появляется второй, третий. Где-то на третьем и четвертом операторе обычно происходит ценовая война. Чтобы закрепиться, они начинают демпинговать. Казахстан этот уровень уже прошел. Сейчас с появлением четвертого, на мой взгляд, повторить историю с резким падением цен уже не получится», – так Шедко поясняет невозможность резкого снижения цен на услуги. 

Однако виртуальные операторы могут предоставить более комфортные условия потребителю: «Когда виртуальные операторы начнут разворачиваться с крупных городов, у них начнется конкуренция уже на следующем уровне. Это не будет падение цен в разы, но более комфортные условия они предложить смогут ровно потому, что их будет несколько, и у клиента будет большой выбор». 

► Как изменится качество услуг

Качество связи в значительной степени определяет инфраструктура, и количество виртуальных операторов может оказать на нее положительное влияние. Если крупный игрок рынка будет уверен, что на новые сети придет клиент, то это будет мотивацией для строительства. 

«Для этого есть разного рода юридические аспекты. Например, соглашение о минимальном уровне качества услуг (SLA). Понятно, если вышки нет, то и качества тоже. Но в чем конкуренция? Если несколько виртуальных операторов имеют доступ к одной и той же базовой станции, то между ними конкуренция происходит на уровне клиентского обслуживания: скорость реакции на ваши жалобы, тарифная политика. В этом месте клиент получает преимущество», – объяснил Дмитрий Шедко.

При этом есть и некоторые ограничения: «Теоретическая ситуация: возьмем Астану, если все клиенты двух операторов быстро перейдут к третьему, то возникнет проблема. В части голосовой связи станции имеют резервы достаточно большие, но с интернетом ситуация выглядит иначе, потому что там много международных контрактов: все запросы, которые вы делаете, уходят за пределы страны. И вот в таком гипотетическом случае, конечно, возникнет коллапс. Но давайте говорить честно: никогда не будет такого, что люди массово ринутся переключаться. Для того чтобы это произошло, нужно, чтобы виртуальные операторы о себе громко заявили и заняли реально очень прочную нишу на рынке». 

► Зачем потребителям виртуальные операторы? 

«Виртуальный оператор может быть выгоден для клиентов не столько в цене, сколько в условиях договора: более гибкий тарифный план, более качественное клиентское обслуживание, более широкий набор дополнительных услуг», – говорит Шедко.

Кроме того, у виртуального оператора могут быть следующие «фишки»: 

– гибкая тарифная политика;
– акцент на потребностях клиента;
– бесплатные услуги;
– связь с продажей смартфонов и выгодные условия;
– льготные условия для использования игр;
– специфические локальные услуги, связанные с торговлей, коммунальными платежами;
– безопасность.

«Виртуальный оператор, который не обременен поддержкой большой империи техники, обладает возможностью найти себе бизнес-партнеров, с которыми он предложит вам дополнительную ценность, – поясняет эксперт. – Очень много будет зависеть от того, как физически выстроен процесс взаимодействия. Виртуальный оператор никак не касается вашего трафика: вас поймала базовая станция, перекинула по оптоволокну до конституционного центра и дальше, как правило, еще куда-то. По большому счету, виртуальный оператор не обязан быть в этом процессе. И, наверное, первые, которые придут на рынок, не будут в этом процессе. Но между ними будет усиливаться конкуренция, и по мере запроса на безопасность, которая, конечно, у людей станет расти, такой вид дополнительных услуг вполне может оказаться очень востребованным».