Картинка
Бизнес

Почему казахстанцы выбирают международный шопинг

Агентство Euromonitor International опубликовало данные, согласно которым объем электронной коммерции в Казахстане за последний год увеличился на 20,2%. Ожидается, что к концу 2023 года он вырастет до 10 трлн долл. США и составит 15% всего рынка розничной торговли.

При этом эксперты отмечают, что люди все чаще заказывают товары в иностранных интернет-магазинах. Мы решили разобраться, почему при увеличении численности локальных маркетплейсов казахстанцы предпочитают делать покупки в зарубежных магазинах, и попросили Екатерину Котову, руководителя отдела маркетинга CDEK Forward, поделиться своим мнением на эту тему. 

► Широкий выбор

Многие следят за модными тенденциями и хотят быть в тренде. Людям важно проявлять свою индивидуальность и демонстрировать социальный статус. Проще всего это сделать с помощью одежды, обуви и аксессуаров.  Кстати, именно на эти товары в 2022 году жители Казахстана потратили впечатляющую сумму – целых 423,9 млрд тг. 

На втором месте по числу заказов бытовая техника и электроника – 27,1%. На продукцию из этой категории любители интернет-шопинга потратили 355 млрд тг. Важно отметить, что покупка смартфонов и планшетов онлайн стала уже стандартной практикой, хотя еще совсем недавно люди предпочитали приобретать подобные товары офлайн. 

► Экономия времени и перемены в потребительском поведении 

Поведение потребителей изменилось – это факт. С каждым годом все больше людей предпочитают совершать покупки в интернете, потому что это удобно, быстро (оформить заказ можно за несколько минут) и позволяет сравнить цены и сэкономить.
Влияет на это и еще один фактор: в отдельных регионах Казахстана выбор магазинов может быть ограничен, а некоторые позиции и вовсе недоступны. Онлайн-площадки позволяют получить доступ к товарам из разных городов и стран.

Осознанные покупки: ориентир на цены и отзывы

Большинство потребителей стремятся получить максимальное качество за минимальную цену. Интернет дает возможность сравнить стоимость одного и того же товара в разных магазинах, не тратя при этом на поездку время и деньги. В несколько кликов можно получить информацию о самых выгодных предложениях. 

Кроме того, люди хотят знать мнение других покупателей о продукте. Когда человек видит положительные или отрицательные отзывы, он делает выводы о качестве и функциональности товара. Анализируя достоинства и недостатки, можно выявить проблемы, с которыми кто-то столкнулся ранее. 

И еще один важный момент. К сожалению, нередко местные продавцы сильно завышают стоимость товаров, особенно на брендовые вещи. Получается, что оформить заказ за границей дешевле даже с учетом доставки. Международные магазины часто предлагают акции и дисконты. Это могут быть сезонные распродажи, специальные предложения на определенные товары или акции, связанные с праздниками и особыми событиями. Например, вещи из старой коллекции можно купить намного дешевле, а «черная пятница» в США – это не просто маркетинговый ход.

► Высокое качество и защита от контрафакта

В Казахстане довольно остро стоит вопрос контрафакта – в интернете мелькает масса негативных отзывов о покупках. Покупатели боятся, что выложат крупную сумму, а получат фальшивку. Поэтому им проще обратиться напрямую в фирменный магазин производителя или в крупный международный маркетплейс премиальных товаров, чем искать подлинники в Сети.  

► Причастность к бренду

Краудсорсинг для брендов – это инновационная практика, призванная обеспечить активное вовлечение пользователей в процессы развития и продвижения бренда. Она основана на использовании коллективного интеллекта, творческого потенциала и опыта массовой аудитории для достижения целей бренда.

Компании проводят конкурсы на лучший слоган или дизайн, опросы и исследования для сбора мнений и предпочтений потребителей, обсуждение новых продуктов и идей на специальных онлайн-платформах. Иногда краудсорсинг включает в себя совместные проекты, сотрудничество с сообществами и даже финансовую поддержку от аудитории.
Люди могут делиться информацией и идеями, таким образом внося свой вклад в развитие любимого бренда. Приятно чувствовать свою причастность к крупной компании, особенно в случае взаимодействия с вознаграждением.

► Геймификация интернет-магазинов 

Геймификация в интернет-магазинах является эффективным и инновационным подходом для повышения вовлеченности потребителей, улучшения пользовательского опыта и увеличения продаж. Система наград стимулирует пользователей к активному участию в покупках. 

Например, интернет-магазин может предложить потребителям за каждую совершенную покупку переход на новый уровень с получением виртуальных монет. Популярным элементом геймификации интернет-магазинов является лидерборд, или рейтинг, который отображает самых активных и успешных покупателей. Это создает здоровую конкуренцию между потребителями и стимулирует их совершать больше покупок, чтобы подняться в рейтинге. Кроме того, интернет-магазины часто предлагают дополнительные бонусы или привилегии для тех, кто достигает определенного уровня в рейтинге.

Геймификация формирует эмоциональную связь между потребителем и магазином. Игровые элементы делают процесс покупок интереснее и веселее. Клиенты чувствуют себя важными и ценными, поскольку магазин предлагает им дополнительные преимущества и вознаграждения за активность.

Персонализация данных

С помощью мобильных приложений компании собирают данные о покупателях для создания индивидуальных предложений. Пользователи получают релевантные рекомендации и скидки, адаптированные под его личные предпочтения и потребности. Это приводит к увеличению уровня удовлетворенности клиентов и снижает количество нежелательной информации.

Если казахстанские магазины только начинают знакомить аудиторию с персональным подходом, то зарубежные уже активно его используют. Поэтому они становятся более привлекательными для потребителей из Казахстана.

Практика показывает, что люди готовы заплатить больше за продукты высокого качества, уникальный дизайн и предложения, которые предлагают мировые бренды. А транспортные компании делают онлайн-шопинг еще доступнее.