Картинка
Личное

Туяк Ескожина: "Хочу построить дом для всех моих детей"

Дом супругов Туяк Ескожиной и Ануара Байсарина находится на окраине Талгара, вокруг частные дома, никаких высоких заборов или других признаков казенного учреждения. Все очень аккуратно, мило и по-домашнему.

"Проходите, проходите", - встречает нас хозяйка. "Как доехали? Я вот приболела немного. Тут еще, как назло, воду отключили, а у нас ведь столько детишек, - сетует на житейские проблемы Туяк Казкеновна, - но мы не сдаемся, и не с такими проблемами сталкивались". 

Вот уже больше 15 лет существует семейный детский дом "Нур". За это время супруги воспитали больше 350 детей. "А началось все в далеком 1998 году, - вспоминает Туяк Казкеновна, - пошли мы с супругом на рынок за продуктами. Чувствую, меня кто-то за подол юбки дергает, смотрю, а там стоит маленькая грязная девочка и просит у меня помощи. Мое сердце облилось кровью".

Женщина отправила мужа домой, а сама пошла домой к девочке. Выяснилось, что она и ее сестренка живут без родителей, с бабушкой-инвалидом. Туяк Казкеновна начала к ним ходить - кормила и ухаживала. 

"А однажды я говорю мужу: "Давай откроем семейный детский дом?" Супруг опешил, а через несколько дней сказал: "Давай". Время было тяжелое, и вместо 50 сирот в едва отремонтированном доме в Талгаре оказались сразу 120 малышей. Я сначала испугалась, но оставила всех. Выбила для своей огромной семьи пустующее здание интерната. Сами делали ремонт, по крупицам собирали на мебель, одежду, посуду. Местные жители помогали чем могли. И в гулких коридорах зазвенели детские голоса. Те малыши выросли, получили образование. 75 сыновей и дочек уже создали собственные семьи, теперь приходят в гости со своими детьми".

Туяк Казкеновна с супругом продали свою квартиру. Ее родные сыновья, а их у нее трое, тоже продали свои дома, чтобы помочь матери. 

"Я и ведь сама выросла сиротой, и всю жизнь мечтала помогать и дарить тепло обездоленным детям".

"Не ожидала я, что так сложно будет восстанавливать документы, ведь многих подкидывали. Не ожидала, что практически все дети придут с букетом заболеваний. Однажды мать сама привела двоих сыновей, одному четыре года, другому - два. Говорит, вот сейчас я документы принесу, пусть побудут. Старшему уже 25 лет. А я до сих пор жду", - говорит Туяк Ескожина. "Попавшие сюда дети в большинстве своем пережили ужасы, связанные с алкогольной зависимостью родителей, моральной и физической жестокостью, понадобилось много времени, чтобы детское сердце оттаяло".

Теперь Туяк Казкеновна с неохотой вспоминает о трудностях, они ведь есть и сейчас. Семейный детский дом создавался без государственной поддержки и существует лишь на частные пожертвования, но женщина не жалуется, а лишь с гордостью рассказывает об успехах своих детей.

"Ведь ребятки у нас все равно особенные. У каждого своя история жизни. Порой ребенку столько испытаний выпадает – не каждый взрослый выдержит. Нужно пытаться их не перевоспитывать, а понять. Их характер, проблемы. Их нужно любить, понимать, ценить. Когда это все идет к ребенку, тогда и отдача от него пойдет. Ребенок увидит, что ты не пытаешься просто его сломать, а хочешь понять. Сказать, что нужно делать, а что нет. Например, у нас дома существуют определенные правила. Мы их придумываем сами и принимаем на семейном совете. Они простые. Самое главное правило – друг другу помогать. Все мои дети получают образование", - продолжает Туяк Казкеновна. "И магистратуру заканчивают, и за рубежом учились. Не без помощи добрых людей, конечно". 

"А недавно у меня юбилей был, так все-все мои дети приехали и устроили большой праздник". Туяк Казкеновна гордо показывает подаренный корабль. Вспоминая, смеется от души – заразительным, заливистым, по-детски чистым смехом. И тут же десяток лет уходит: голос звенит, глаза теплеют. На какое-то мгновение кажется: быть мамой более трехсот детей – легко!

Дети из семейного детского дома ходят в обычную образовательную школу. Что касается домашних дел, то тут все, как в обычной семье: старшие помогают следить за младшими братьями и сестрами. Каждый ребенок занимается тем, что ему нравится: дети рисуют, вышивают, занимаются спортом. "Знаете, любой ребенок, стоит только начать с ним заниматься, оказывается талантлив – в спорте, в творчестве или еще в чем-то". 

Сейчас под крылом Туяк Казкеновны и Ануара Сеитовича 73 ребенка разного возраста и национальностей. 

Мадина учится в 4 классе. Ее старшая сестра уже вышла замуж и теперь приезжает домой к маме только в гости, еще у Мадины есть брат - он учится в 8 классе. Девочка очень способная, любит рисовать.

Салтанат из самого первого выпуска. Приехала помогать маме по хозяйству, у нее у самой уже двое ребятишек. Она закончила педагогический институт, теперь мечтает поступить в медицинский. Еще одно отличие семейного дома от государственного учреждения: по достижении 18 лет дети не покидают родительский дом. Они могут вернуться в любое время туда, где их согрели теплом и любовью. 

Назерке и Акерке попали сюда еще, когда были совсем крохами. Девочки любят читать и с удовольствием посещают бассейн по выходным. 

Данияр учится в первом классе. Ему очень нравится учиться в школе. Любимыми предметами называет математику, познание мира и физкультуру. У него еще есть братишка Диас. Мальчики быстро адаптировались к окружающей обстановке и чувствуют себя очень хорошо. 

"А как вы изменились за эти 15 лет?" - спрашиваю я у Туяк Казкеновны. "Я очень сильно изменилась. Знаете, правильно говорят, делая счастливее других, мы сами становимся счастливее. Мы с мужем стали очень счастливыми людьми, у нас появилось столько праздников, семейных традиций. Мы друг другу помогаем, всегда рядом и все друг за другом. Это настоящее счастье, когда в доме дети. Особенно, когда их много. (Смеется) Еще у меня есть мечта построить большой дом, где будут жить все мои дети". 

Прощаясь, Туяк Казкеновна просит выслать ей фотографии - хочет сделать общий фотоальбом и подарить всем своим детям. А я, уезжая, ловлю себя на мысли, насколько же может быть безгранична материнская любовь. 

Фотограф: Мария Ульянова