Картинка
Искусство

«Права человека: 20 лет спустя». Выставка куратора Валерии Ибраевой

Декларация прав человека до сих пор является документом, многие статьи которого для нас – «неизвестная земля». В работах художников акцент ставится четкий: права человека – это прежде всего свобода быть тем, кем ты себя ощущаешь, это свобода самовыражения без примеси страха быть наказанным.

Обе выставки – и 20 лет назад, и сейчас – организованы при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан». Тогда, в 1997 году, одним из ключевых объектов выставки была инсталляция Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит» (мы видели ее в прошлом году в музее им. Кастеева).

На кровати с панцирной сеткой, лицом к стене, укрытый дерюгой лежал “художник”, а мимо дефилировала публика с бокалами в руках. Своей инсталляцией Воробьевы описали состояние творческих сил в стране на тот момент. Сейчас на выставке этой работы нет – она еще не вернулась из Италии, где была выставлена в основном проекте 57-й Венецианской биеннале. На этот раз Воробьевы показывают работу «Мент-арт» - о коррупции в правоохранительных органах.

Супруги Куаныш Базаргалиев и Сауле Сулейменова разделили сферы своего внимания. Сауле еще раз напоминает нам о давке в ЦОНе, когда была объявлена обязательная всеобщая регистрация: три работы под общим названием «ЦОН. Регистрация” выполнены в технике целлофановой живописи. Как верно отметила Сауле, которой удалось в своих работах показать цоновскую тесноту, духоту, отчаяние и усталость людей, “пластиковая живопись очень хорошо демонстрирует пластиковое общество”.

На полотне Куаныша Базаргалиева «Вы хотите батыров? Их есть у меня!» - действительно батыр, такой знакомый, словно сошедший со страниц детской книги сказок или стены в фойе дома отдыха. Вот только скачет он под флагом ЛГБТ. “Мы должны быть лояльны к людям сообщества ЛГБТ, - считает Куаныш. – Никакой агрессии, никакого давления. Полная толерантность и уважение к личности, потому что в первую очередь мы все – люди, и различия по цвету кожи, социальной, сексуальной и прочим принадлежностям не дают нам права превосходства или ощущения исключительности”.

Куратор Валерия Ибраева спрашивает: “Вы обратили внимание на видеоработу Ербосына Мельдибекова? Нас бьют по щекам, мы молчим! Или на работу Сергея Маслова “Мифы казахстанских СМИ” – это критика СМИ, между прочим! На картине традиционная казахская пара, голая русская проститутка, солдат на страже родины – самый распространенный круг тем в нашем информационном пространстве. И все-таки изменения есть! Изменился художник – он стал еще более активным и с еще более четкой гражданской позицией. Изменился масштаб проблем, которые предлагает обсудить художник. Изменился зритель – теперь он художнику верит больше. Теперь он сам воочию увидел, что нарушаются права женщин, людей с ограниченными возможностями, людей ЛГБТ-сообщества. И здесь включается простая логика: если хоть чьи-то права нарушаются, значит, никто из нас не застрахован. Напомнить об этом – была моя главная задача как куратора”.

Художник меняет мир не так очевидно и не так быстро, как нам хотелось бы, но меняет. Валерия Ибраева считает, что выставка – это не развлечение, не удовольствие, это самая настоящая работа, интеллектуальный труд. Но мы должны совершать эту работу, тогда начнут сдвигаться лежалые камни и потечет свежая вода. А интерес к выставке есть: уже сегодня, в первый день открытия, у организаторов - три заявки на посещение и экскурсии.

Отдельной нотой на выставке звучит “женская” тема. Виктория Ли фотографирует матерей-одиночек для цикла «Уят». Зоя Фалькова предлагает отказаться от насилия по отношению к женщинам: она сделала боксерскую грушу в виде женского торса – бей ее.

Суинбике Сулейменова выставляет видеодокументацию клубного виджеинга, где молодежь, пришедшая в клуб отдохнуть и потанцевать, неожиданно видит на экране сцены насилия над женщинами. Все работы перечислить, конечно, невозможно, тем более, что вам лучше взглянуть на них своими глазами. Проделать тот самый интеллектуальный труд, о котором говорит Валерия Ибраева.

Выставка будет работать до 20 декабря. Возможно, после просмотра вы согласитесь с мыслью молодого художника Армана Саина, которую на этой же выставке он высказал в своей работе: с правами потребителя дела у нас обстоят гораздо лучше, чем с правами человека.

Фото: Роман Егоров

Где научиться танцевать лезгинку?
Зачем сегодня нужен театр?
Внимание! Вас снимают! Удачные и неудачные позы для фото