Картинка
Звезды

Потомки великих: история снохи легендарной певицы Розы Баглановой

Я – обычная девушка из села Мерке в Южно-Казахстанской области. Родилась и выросла в простой семье. Но судьба распорядилась так, что 16 лет назад я попала в семью Баглановых.  

Видимо, так было решено сверху, что я нужна была этой семье, а они нужны были мне. Я выросла без мамы. Она умерла, когда мне было пять лет, а младшему брату девять месяцев. Воспитывалась я у апашки – матери папы. Потом уехала в Алматы учиться и работать.

Как мы познакомились с моим мужем? Вполне знакомый всем сценарий! По телефону! Сестра моей подруги работала костюмершей у Розы Тажибаевны и как-то попросила меня позвонить к ней домой и кое-что передать, так она была занята. Я позвонила. А трубку взял Тажен – сын Розы Баглановой. Слово за слово – так и познакомились. Потом часто созванивались, много разговаривали, понимали, что нам очень интересно вместе. В какой-то момент мы осмелились и встретились. Снова долго разговаривали на самые разные темы.

Как-то раз мы обиделись друг на друга и перестали общаться. Это длилось полтора месяца, пока не вмешалась Роза Тажибаевна. Она нашла мой телефон, позвонила и прямо сказала: «Слушай, Марал, он без настроения ходит, совсем поник... Помиритесь...» Я уже тогда понимая, с кем я разговариваю, уважительно отнеслась к ее поступку. Но все равно смогла ответить: «Роза Тажибаевна, спасибо за переживания. Но это уже наши отношения». Правда, я и сама чувствовала, что не смогу обрубить отношения на корню, поэтому тихо сказала: «Мы постараемся». Тажен после этого разговора пришел ко мне и с тех пор мы не расставались.

Только через месяца четыре я познакомилась с Розой Тажибаевной. Помню тот день, как вчера. Это было приглашение на обед к ним домой. До этого мы с Таженом долго гуляли по городу. Мама накрыла длинный обеденный стол. Я сидела на одном конце стола, она – на другом. Это был ласковый интеллигентный допрос на привычные темы: «Где ты работаешь? Сколько тебе лет? Где ты родилась? Что любишь делать?»

В первый же день знакомства Роза Тажибаевна подарила мне кольцо – простое, советское колечко, которое я храню до сих пор. Честно говоря, я была в шоке. Как на первой встрече и сразу такой подарок?! Но Роза Тажибаевна убедила меня, что так положено. Как только я ушла домой, мама потеряла покой и начала доставать Тажена. «Ты сделал ей предложение? Почему еще тут сидишь? Если ты ее упустишь, я тебе этого не прощу», – так она говорила собственному сыну. Ее можно было понять. Ей было под 80 лет, сыну – больше 30. Она по-матерински хотела, чтобы сын создал свою семью.

Это сейчас я понимаю ее, потому что у меня у самой 16-летний сын подрастает. Но тогда мне, 21-летней девушке, идея замужества вообще не понравилась. Я еще училась в университете, у меня были планы защитить диссертацию и работать. Это было, мягко говоря, для меня неожиданным – предложение руки и сердца. Мы дружили-то полгода всего. Хотя я отчетливо понимала, что люблю Тажена.

В 2001 году Роза Тажибаевна забирала меня по казахским обычаям из родительского дома. Акимат района, узнав, что к нам едет сама Роза Багланова, сделал евроремонт в гостинице, но она остановилась в нашем обычном доме. Папа был настолько счастлив, что она оказалась такой простой и открытой. С того дня я стала относиться к ней, как к родной матери. И она вела себя так, словно сама меня родила. Свадьбу мы сыграли через месяц.

Я не умела готовить и почти ничего не делала по дому, потому что росла у апашки, всегда училась и занималась в кружках. За то, что вырастили меня разбалованной, папа ругался на апашку и аташку. Но со временем Роза Тажибаевна научила меня многому: готовить вкусный плов и настоящий бешбармак, замешивать тесто, сервировать стол и  встречать гостей, ухаживать за мужем.

Не буду лгать, что у нас были идеальные отношения со свекровью с самого начала. Роза Багланова обладала твердым характером, я тоже отличаюсь принципиальностью. Привыкали и притирались друг к другу около четырех лет. Все время мы жили вместе. Представьте, мама и ее единственный сын жили только вдвоем, сдували друг с друга пылинки, а тут появляюсь я. Их жизнь кардинально изменилась. Я еще и детей родила – сразу суета и опять перемены. Но Роза Тажибаевна была счастлива, что в доме наконец-то звучит смех ребенка, пахнет домашней едой и жизнь продолжается. Она была два раза замужем. Со вторым мужем она была в разводе, когда я пришла в их семью. Своего свекра я не знала близко. Мы с ним познакомились уже тогда, когда я была в положении. Сейчас его тоже нет в живых...

Роза Багланова очень любила своих внуков, а их у нее четверо. Старшая дочь моего мужа от первого брака – Акерке, которая живет и учится в Москве, а также Тажибай – ему 16 лет, 15-летняя Маржан и младшая Урбиби, которой исполнилось пять лет. Все они носят фамилию Баглановы. Со старшей дочерью мы смогли найти общий язык. Для меня она, как родная.

В конце 90-х годов Роза Багланова возглавляла благотворительный фонд. Когда ее здоровье пошатнулось, она попросила меня продолжить работу за нее. На сына она не могла это возложить, потому что он работал госслужащим и не смог бы совмещать две нагрузки. Фонд «Алтын Сака» и по сей день активно работает: мы помогаем нуждающимся, находим меценатов. Как и завещала мама, мы тратим ее сбережения для помощи людям. Параллельно я стала заниматься бизнесом. Когда мы жили в течение пяти лет в Астане, я открыла химчистку и ателье.

В столице я и познакомилась с Динарой Сатжан. Она – очень идейная, умная и красивая. Именно Динара вдохновилась творчеством Розы Тажибаевны и предложила создать модную коллекцию, посвященную 95-летию нашей мамы. Она позвонила и рассказала мне о своей идее. А в октябре уже представила коллекцию на MBFW-2017 в Москве.

Динара популярна в молодежных кругах. На нее смотрят молодые девушки, замечают, что она носит и что продвигает, а значит, благодаря такой инициативе они, возможно, услышат о Розе Баглановой. Сейчас такое время. Если о тебе не говорят, то быстро забывают.

Мама любила пионы и розовые розы, носила модные наряды и обувь. Креативный директор бренда DS (Dinara Satzhan) Бауржан Саги приехал и посмотрел наряды, которые сохранились у нас. Уехал из нашего дома очень вдохновленным. Для показа коллекции в Москве я нашла архивную запись голоса мамы, исполняющей легендарную песню «Ах, Самара-городок!», а Динара совместно с диджеем создали на ее основе ремейк. Они вдохнули новую жизнь в эту известнейшую песню и дали всем возможность вернуться в те годы, но уже с новыми эмоциями. Это очень круто!

Маму любили слушать и Сталин, и Хрущев. В 1963 году первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев, пригласив Багланову, сказал: "Ты наш казахский соловей, тебя московский царь (Никита Хрущев) приглашает в Индию на выступление". Тогда Хрущев, увидев Багланову, встал с места и поцеловал ей руку.

Многие считают, что польская песня "Szla dzieweczka do laseczka" очень похожа на казахскую "Сұлу қыз" в исполнении Розы Баглановой. А все потому, что именно Багланова привезла в Казахстан эстраду как таковую. Если раньше были народные и оперные исполнители, то Багланова открыла нашей стране эстрадную музыку. Она много ездила по миру и отовсюду обязательно привозила новые песни.

Конечно, когда мама была жива, у меня была огромная ответственность перед ней. Она и сейчас есть. По сути, кто я? Девочка из Мерке. А кто Роза Багланова? Великая певица. Она не заставляла меня кланяться с утра до вечера и вовсе не была деспотом, но она очень любила внимание и заботу. Мы с супругом могли картошку пожарить и быть счастливы, но у мамы был режим, привычки. Она очень любила, когда я готовила и ждала ее из командировок. С детства мне прививали уважение к старшим – это мне очень помогло в семье. Я многому научилась у нее. Искренне могу сказать, что состоялась как любимая супруга, сноха и мама.

Динара Сатжан

бизнес-леди, телеведущая

Мы познакомились с Марал пять лет назад благодаря нашей общей подруге. Конечно, первое, что о ней говорят, что она – сноха великой и талантливой Розы Баглановой. И что именно Марал последние 11 лет жизни певицы ухаживала за ней. Марал очень благородный и отзывчивый человек.

Мне пришла идея посвятить Розе Баглановой новую коллекцию. Я предложила это Марал и она с радостью меня поддержала. Изучая творчество Розы Тажибаевны, мы по-новому взглянули на ее наследие и репертуар. Как оказалось, ее песни не потеряли свою актуальность и современность. Роза Багланова пропагандировала объединение разных народов, она была своего рода культурным послом Казахстана в мире. Казахскую музыку услышали во всех республиках Союза, в Индии, в Европе и Азии. Наряду с этим в Казахстане и России услышали народные песни из дальних стран.

Другой аспект ее творчества, который, безусловно, был для нас интересен – это внимание Розы Тажибаевны к костюмам и концертным образам. Например, исполняя индийские песни, Роза надевала настоящий традиционный индийский костюм. Меня искренне восхищает ее внимание к деталям и к созданию образа в целом. Многие костюмы она придумывала и комплектовала сама.

Процесс создания коллекции был долгим, мы отрисовывали принт, переносили его на материалы. Надеемся, что нам удастся встряхнуть молодежь. Ведь как это бывает: сначала они обратят внимание на неожиданные детали  в одежде, а потом им захочется разобраться – кто такая Роза Багланова, что она сделала для эстрады и для страны. Так мы выполним главную задачу, которую перед собой ставили: не забыть ее имя. Имя великой Розы Баглановой.

Из родильного кресла на подиум
Дети звезд: слава по наследству?
Яблоко от яблони...