Ребенок растет стремительно, его умения и навыки должны совершенствоваться день ото дня, и гордые родители отмечают все, даже самые мелкие достижения своего чада. И поскольку большинство родителей, особенно мам, обмениваясь опытом на детских площадках друг с другом, переживают, если вдруг чей-то Петя умеет больше, чем их собственный ребенок, мы, желая успокоить волнующихся по большей части понапрасну женщин, составили некий календарь развития, основываясь на опыте педиатров.
Речь
К трем годам речь вашего малыша кардинально меняется. Предложения из нелепых и односложных стали уверенными и связными, с изменением слов по падежам и склонениям. Увеличился и словарный запас ребенка, он составляет примерно 1,5 тысяч слов, из которых активно используется 500-600.
Нужно отметить, что далеко не все дети к этому возрастному рубежу разговаривают свободно, многие из них не выговаривают ряд букв, например, шипящие звуки.
К обязательным речевым навыкам педиатры относят следующие:
- Произносить свои имя и фамилию, имена родителей и близких правильно.
- Составлять предложения из пяти слов и более, при этом правильно используя предлоги.
- Составлять предложения в основном из существительных, местоимений и глаголов.
- Запоминать короткие детские стихотворения, рассказывать их по памяти, пересказывать недлинную прозу.
- С легкостью узнавать и называть знакомые предметы.
- Составлять рассказ по картинке, используя до пяти простых предложений.
- Употреблять в речи слова в единственном и множественном числе.
- Знать много прилагательных (но в речи допускается их редкое использование), чаще употреблять их отдельно, характеризуя предметы и явления.
- Различать антонимы и правильно их использовать.
- Уметь вести диалог, связно отвечая на вопросы.
Для большинства детей трехлетний возраст – это начало периода «почемучки». Когда поток вопросов обо всем на свете неиссякаем. Напомним родителям, что очень важно в это время набраться сил, а главное, терпения и стараться отвечать на все задаваемые вам вопросы.
Нужно много времени уделять на разговоры, чтение книг, помощь в разучивании стихотворений и песен. Выслушивайте его рассказы о впечатлениях, достижениях. Задавайте вопросы, чтобы разговор был не односторонним: что понравилось, что увидел, почувствовал, запомнил. Это не только благоприятно влияет на развитие речи ребенка, но и обогащает словарный и понятийный запасы.
Мышление
Надо сказать, что речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны друг с другом. Видя, а главное, воспринимая новые предметы и явления, ваш малыш пытается объяснить и рассказать о них.
К трем годам ребенку уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он способен делать выводы из увиденного и даже услышанного, а также пытаться объяснить некоторые явления:
- Составлять несложные логические цепочки, основываясь как на своих собственных наблюдениях, так и на чужих рассказах. Например, увидев утром в окне лужи, он способен определить, что ночью шел дождь.
- Сравнивать картинки или предметы, находить сходства и отличия, группировать их по какому-либо общему признаку. Уметь выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
- Вспоминать события недавнего прошлого, рассказывать о том, что произошло некоторое время назад.
- Собирать пазлы, состоящие хотя бы из 6-8 элементов. Без труда собирать пирамиду, из кубиков - башню, стараясь при этом ставить их ровно.
- Владеть понятиями «один-много», считать до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
- Знать до десяти цветов, различать их и самостоятельно называть, знать и различать основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
- Сравнивать фигуры по форме, цвету, группировать их, расставлять по размеру, подбирать один предмет к другому по заданному признаку.
Заметьте, что ребенок в три года способен принимать довольно сложные решения, пытаясь объяснить свои действия. Это самое подходящее время для творческого развития: лепки из пластилина, рисования, совместных поделок из природных материалов. Такие занятия развивают не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.
Моторика
Специалисты советуют не останавливаться на достигнутом к 3-4 годам и развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от моторики зависит четкость движений. А в три года ребенок должен уметь выполнять следующее:
- Легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету.
- Надевать бусины на нитку.
- Лепить шарики из пластилина.
- Резать бумагу ножницами (совет: приобретите ножницы для детей, пораниться которыми в разы труднее, нежели обычными).
- Собирать мозаику.
Вы наверняка это знаете, но мы напомним, что существуют специальные упражнения и игры на развитие мелкой моторики и совершенствование двигательных навыков. Помогает, например, пальчиковая гимнастика, которая должна выполняться ежедневно как перед занятиями, так и во время.
Бытовые навыки
Трехлетний возраст – также период, проходящий под лозунгом: «Мама, я сам!» Стремление к самостоятельности во всем. Бытовые навыки в этом возрасте уже должны быть достаточно развиты, гигиенические и другие повседневные процедуры ребенок способен выполнять самостоятельно:
- Одеваться.
- Знать свои вещи и уметь ими пользоваться (зубная щетка, например).
- Расстегивать и застегивать пуговицы на одежде, складывать в шкаф вещи.
- Убирать за собой игрушки, расставлять их по местам.
- Есть ложкой.
- Использовать по назначению носовой платок, салфетки.
- Мыть руки, вытирать их полотенцем.
- Снимать обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Но надо отметить, что все перечисленные бытовые навыки прививаются исключительно близкими людьми. Здесь невыполнение того или иного действия не является критерием несоответствия развития, скорее, это упущение родителей.
Двигательные навыки
Дети в этом возрасте весьма активны и подвижны. Координация уже полностью развита, ребенок вполне способен свободно контролировать свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
- Уверенно и быстро бегать.
- Играть в мяч.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Забираться на горку и скатываться с нее.
- Держать равновесие, стоя на носочках или прыгая на одной ноге.
- Ходить задом наперед.
- Ездить на трехколесном велосипеде.
- Кувыркаться вперед и назад.
Педиатры советуют бурлящую в ребенке энергию направить в нужное русло - определить его в секцию для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Но делать это нужно только под руководством опытного инструктора.
Психические процессы
Внимание, память и мышление к трем годам уже достаточно хорошо развиты. Ребенок неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Малыш даже способен концентрировать внимание на одном занятии, правда, пока только до пяти минут, но даже это можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или же описание рисунка по памяти.
Обычно, рассказывая вам что-то, ребенок приукрашает реальность. Обычно взрослые воспринимают это как ложь, но это всего лишь проявление фантазии, которая к этому моменту уже начинает развиваться.
Ребенок осознает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять себя, отстаивать свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. Именно с этим связана замена местоимения «мы» на «я».
Часто психологи говорят о кризисе трех лет - когда ребенок из послушного превращается в капризного и, как мы любим говорить, вредного, то есть не выполняющего просьбы родителей. Но надо воспринимать это как попытку отстоять недавно появившуюся точку зрения. Важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс, иначе можно не просто потерять доверие и взаимопонимание, но и вызвать агрессию.
Социальное общение
Навыки коммуникации приобретают все большее значение. Раньше ребенку вполне хватало общения лишь с родителями, теперь же он стремится быть в кругу сверстников. В возрасте трех лет дети начинают играть вместе, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры.
- Ребенок легко знакомится с другими детьми, но многие по-прежнему предпочитают самостоятельные игры коллективным.
- Воспринимает и подчиняется правилам определенной игры.
- Во время игры ребенок видит и понимает опасность, может предотвратить ее.
- В общении с окружающими употребляет слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
Все перечисленные умения и навыки – это результат не столько самостоятельного физического развития, сколько познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими и сверстниками.
Старайтесь сделать день ребенка в этот период насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Но не стоит переусердствовать, иначе малышу грозит перевозбуждение и как результат - плохой сон. Детский режим все еще имеет большое значение, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.