– Насколько сильно изменился ваш рабочий день и ваше рабочее состояние с введением карантина?
– Сложившаяся ситуация не только задала ритм, но и открыла очередные вызовы. Мир уже не будет прежним после этой пандемии и кризиса, последовавшего за ней. И это драйв. В сутках стал находиться 25-й час, а в неделе 8-й день.
– Какие сложности возникли при переходе на удаленную работу?
– У меня сложностей не возникло никаких. Я и раньше практиковала удаленную работу и взаимодействие с коллегами. Сейчас ведь огромное множество сервисов и возможностей. Главный вопрос в желании или его отсутствии выходить из зоны комфорта.
Однако, наблюдая со стороны, замечаю, что многих такой поворот событий сбил с толку. Работа из дома воспринимается почему-то как внеплановый отпуск, а не как стандартный рабочий режим.
– Вы возглавляете департамент маркетинга в одном из крупнейших банков страны, как изменился рынок рекламы БВУ в связи с пандемией?
– Если говорить про тенденции рынка, то сложившаяся ситуация в очередной раз напомнила рекламодателям про миграцию в онлайн.
Очевидно ведь, что органический клиентопоток в офлайне иссякает, и максимально быстрое решение, конечно же, – интернет. Хотя тут есть и отрицательный момент – конкуренция в этой среде повлияла на стоимость лида. Это чревато ростом бюджетов, требуемых для хороших охватов и результатов.
На мой взгляд, этот период времени очень интересен с точки зрения поиска и применения новых каналов коммуникаций.
– Как вы считаете, какие возникающие сейчас тренды на рынке рекламы станут закономерностью в будущем?
– Не секрет, что бизнес сокращает затраты в кризисных ситуациях и в первую очередь оптимизации подвергаются бюджеты маркетинга и рекламы. Но все субъективно, и в некоторых компаниях сокращение бюджета – это значит рациональное использование. Таким образом, этот кризис повлияет на понимание рационального рекламного потребления.
Рекламодатели будут вынуждены начать считать ROMI и CAC (стоимость привлечения 1 клиента), рассчитывать LTV (доходность, которую приносит человек бренду за период времени пока является его клиентом) и т. д.
Мне кажется, грядет период популярности performance маркетинга, который максимально быстро конвертирует пользователя в конечного клиента. А вот от охватных инструментов рекламы, работающих с долгим отложенным эффектом, будут отказываться.
– Что плохого и хорошего дал этот кризис рынку рекламы?
– Многим рекламным агентствам Казахстана придется выйти из зоны привычного комфорта и задуматься над тем, какие альтернативы они готовы предлагать рынку. Тут есть, над чем подумать.
В остальном кризис – это возможности. Главное – смотреть с нужного ракурса и видеть, как ими воспользоваться.
– Дадите пару советов нашим читательницам? Как быть успешной и на карьерном пути, и в семейной жизни?
– Давать советы, мне кажется, – дело неблагодарное. Могу лишь поделиться своими принципами, которыми руководствуюсь в жизни. Для меня важно:
1. Работать с теми людьми, с которыми мне приятно взаимодействовать;
2. Вырабатывать собственную интуицию и доверять ей;
3. Брать бразды в свои руки;
4. Уходить от того, что начинает казаться бегом по кругу, вне зависимости от того, личная это жизнь или профессиональная;
5. Осваивать бесполезные навыки. Оказывается, что они могут стать полезными в любой момент времени!