Иногда мне кажется, что в прошлой жизни я была католичкой. Иначе откуда это ощущение, что за счастье обязательно придется заплатить? Я не могу отделаться от мысли о том, что когда слишком хорошо, обязательно будет очень плохо. Не смейся так сильно – потом плакать будешь. И наоборот – радость надо заработать, делая что-то неприятное. Воспитание в семье, общественное давление – все это устроено таким образом, чтобы мы жили головой, а не сердцем, пытаясь контролировать все и всех вокруг из-за бесконечных опасений. Со временем, когда забывается детская непосредственность чувств, начинает казаться, что получать удовольствие можно только дозированно и в качестве награды. «Работаю на нелюбимой работе? Все так живут. Через полгода поеду в отпуск и отдохну от этих противных рож». «Расслаблюсь в пятницу, а понедельник день тяжелый». «Наслаждение придет когда-нибудь в прекрасном светлом будущем, когда победит коммунизм, будет свое жилье, высокие цены на нефть и мир во всеми мире (нужное подчеркнуть), а пока надо разобраться с ипотекой, неудачными отношениями, проблемами со здоровьем».
Многие думают, что беззастенчиво получать удовольствие – инфантильно и эгоистично. Другое дело – дарить удовольствие окружающим. Но тут, как с кислородной маской в самолете. Сначала надел сам, потом помог соседу. Невозможно осчастливить кого-то по-настоящему, не выслуживаться, а именно подарить счастье, если не можешь сделать счастливым себя.
Человек смертен, и смертен внезапно, как мы помним из одной хорошей книги. Но человеку свойственно об этом забывать и откладывать радость на потом. Кажется, что жизнь такая бескрайняя, что будет в ней какой-то специально помеченный маркером момент, когда можно «расслабиться и начать получать удовольствие». Но этот момент – он уже наступил. В это сложно поверить, особенно если жизнь повернулась к вам не самой приятной гранью. Но одно я знаю наверняка. Расхожая фраза о том, что в обстоятельствах, которые невозможно изменить, нужно менять отношение к этим обстоятельствам – работает. В наших силах не только представить, что стакан наполовину полон, но и налить в него жидкость по настроению. Сексуальный крепкий кофе вместо подкисшей болотной воды. Или сексуальный морс. Не знаю, что вам нравится.
Однажды в течение года у меня каждый день поднималась температура до небольших, но довольно неприятных пределов. Я чувствовала себя больной, разбитой, несчастной, не способной выполнить простое действие вроде выйти на улицу или помыть посуду. Врачи не поставили диагноз и не выписали таблетки. Что это было – синдром выгорания или еще какая хворь, я так и не поняла, потому что «непонятная смерть» прошла сама собой, без следа, чему я безумно рада. И временами, когда накатывает уныние, желание пожалеть себя и даже покайфовать от того, как все плохо (о, это тоже наркотик!), я вспоминаю, что думала в течение того года. Какой надо быть идиоткой, думала я, чтобы не ценить той большой радости и удовольствия, которые заключаются в том, чтобы чувствовать себя здоровым. Как чудесно, когда у тебя ничего не болит, когда твое тело – живое, энергичное, как у молодой лошади, когда можно взбегать по лестнице и сладко потягиваться, плыть сильными гребками, ходить на длинные расстояния, уделять лишнее время ребенку, другу, любимому, потому что у тебя есть для того физический ресурс. Люди часто измеряют удовольствие материальными возможностями, а ведь все гораздо проще. Или сложнее? Беспримесное удовольствие высшей пробы невозможно купить.
Над этим вопросом, конечно, бьются мудрецы, но что-то подсказывает мне: смысл жизни в том, чтобы жить. Танцевать, как завещали Харуки Мураками и Олег Газманов. Смысл не в том, чтобы питать гиперамбиции или достигать сияющих высот, с которых можно глянуть на тех, кто остался позади, с ухмылкой превосходства. Это, может, и похвальные цели, но есть ли в них высший смысл? Серьезно? А по мне так, как говорит одна моя подруга – ни голове, ни попе. Как бы то ни было, пока мы стремимся вперед, как сияющие ракеты, улучшая и преображая все на своем пути, надо не переставать слушать тело, которое живет не мыслями, а физическими ощущениями. Тем более что наступило лето. Самое богатое простыми, самыми лучшими удовольствиями время.
Посмотреть украшения Pandora можно на сайте pandora.net
Вот моя резолюция. Слово печатное, оно силу имеет, говорит моя мама. Поэтому этим летом я клянусь:
- Очень сильно уставать физически. Ходить или ездить на велосипеде так много и так долго, чтобы гудели ноги. Чтобы почувствовать удовольствие от того, чтобы завалиться на диван после долгой прогулки.
- Смотреть фильмы из списка, составленного вдвоем, до которого не доходят руки уже два месяца.
- Лежать на траве и смотреть на облака, нисколько не жалея о потраченном на «бессмыслицу» времени.
- Есть руками. Пачкаться ягодным соком или жиром шашлыка.
- Загорать.
- Делать лимонад с базиликом, который растет в горшке на подоконнике.
- Подшучивать над сыном и котом.
- Целоваться до умопомрачения.
- Читать художественную литературу.
- Плакать от историй любви.
- Определять названия растений во время прогулки.
- Обниматься и спорить с друзьями.
- Смеяться глупым шуткам.
- Замечать красивое и доброе каждый день.
- Делать незнакомцам приятно – улыбкой, словом или каким-нибудь делом.
- Носить короткие шорты.
- Быстро ехать по трассе с открытым окном и громкой музыкой.
- Писать любовные письма.
- Флиртовать.
- Сплетничать с подругой.
- Есть шоколад.
- Ничего не делать.
- Продолжить этот список.
Не забывать об этом списке, когда август, блеснув спелым золотым боком, кончится, а вместе с ним и лето. Потому что удовольствие нужно душе, как топливо двигателю. Каждый день, пока мы дышим.
Фотограф Олжас Жакенов
Стилист Виктория Осока
Благодарим за макияж косметический бренд МАС Cosmetics
Благодарим за предоставленную одежду магазины Mango, Marks&Spencer, Monsoon, Accessorize, Gap, @ossoka_dsgn
Благодарим за помощь в проведении съемки ресторан Butler Tearoom