Весь наш эмоциональный опыт неразрывно связан с телом. Радость сопровождается ощущением приятного тепла и расслаблением мимических мышц, страх – спазмами в животе и похолоданием конечностей, гнев – приливом крови и напряжением челюстей. Когда эмоции переполняют, мы можем начать двигаться – ерзать на стуле, метаться по комнате, хлопать дверьми, обниматься. Эмоции сопровождаются физиологическими процессами, происходящими не только в нервной, но и в эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
Подробнее тему раскрывает практический психолог психоаналитического направления Елена Лю.
Как правило, люди по-разному воспринимают телесные аспекты эмоций. Считается, что позитивные чувства украшают, гармонизируют внешние черты, негативные же разрушают не только эстетическую гармонию, но и целостность восприятия.
Посмотрите на портрет плачущей женщины Пикассо. Что вы видите? Искаженное, разбитое на фрагменты лицо? Режущие глаз цветовые сочетания и множество острых углов? Но ведь это именно то, что мы думаем или говорим, видя человека плачущего, находящегося в состоянии глубокого горя. «На ней лица нет», «Она сломлена горем», «Она совершенно разбита» – эмоциональные метафоры, которыми мы описываем тяжелые, порой невыносимые человеческие страдания, мастерски передал художник на своем полотне. Горе безобразно и неприятно, оно режет восприятие, пугает, срывает маску благополучия. Горе может быть жалким и уродливо-комичным, как пережавшая ухо клипса или нелепая шляпка дамы на портрете. Гармония в композиции и цветовых решениях картины отсутствует потому, что ее нет в предмете изображения. Современники Пикассо рассказывали, что художник рисовал образ плачущей женщины, словно одержимый, в течение нескольких месяцев. Для него это был также способ переработать собственные чувства, связанные с бомбежкой Герники.
Пабло Пикассо «Плачущая женщина», 1937
В стрессе, когда негативных эмоций становится слишком много, может включиться соматизация – психологическая защита, целью которой является быстрая эвакуация болезненного аффекта из психики в тело. У людей с гиперактивной вегетативной нервной системой соматизация достигает уровня соматоформных расстройств (в эту группу входит синдром вегетососудистой дистонии). Такая особенность может иметь врожденный характер, но довольно часто дисфункция ВНС развивается после интенсивного или продолжительного стресса, а также из-за склонности контролировать, подавлять и вытеснять свои эмоциональные состояния в сферу бессознательного.
В особенно тяжелых случаях включается другая психологическая защита – диссоциация, при которой происходит не только соматизация аффекта, но и утрата связи сознания с телом. Одна из форм этого расстройства – конверсионная истерия – была впервые описана Зигмундом Фрейдом в 1895 году. Исследование положило начало не только психоанализу, но и психосоматике как разделу клинической психологии.
Частое использование соматизации как психологической защиты появляется в семьях, где родители подвергают чувства детей репрессии или обесцениванию и/или не способствуют развитию их когнитивной переработки – образно-метафорическому проживанию в фантазиях, играх и особенно в повседневной речи. Поэтому так важно уже во взрослом возрасте развивать способность психологизировать эмоции: говорить о них, наблюдать, как они преломляются во внутреннем мире, освобождая свои чувства от токсичной критики и переходя к реалистичному пониманию стоящих за ними потребностей. Это можно делать в психотерапии, на актерских или писательских курсах, за чтением и просмотром фильмов. Психотерапевт, подобно «достаточно хорошей» матери, помогает клиенту выражать словами те эмоции, которые остались нераспознанными и неосмысленными. Кино и литература создают безопасное переходное пространство для развития эмоционального интеллекта.
Один из самых жестоких способов использования тела для регуляции аффектов – селфхарм – показан в сериале «Острые предметы», снятом по мотивам одноименного романа Гиллиан Флинн. Невыносимые эмоции Камиллы Прикер (актриса Эми Адамс) становятся острыми предметами, наносящими раны, превращающими тело в буквальном смысле в страницы, исписанные признаниями о ненависти и невозможности любви. Селфхарм – один из основных симптомов пограничного расстройства личности и ПТСР.
Сцена селфхарма из сериала «Острые предметы»
С возрастом наше тело начинает отражать не только отдельные эмоциональные реакции, но и устойчивые черты характера. Частое беспокойство ложится морщинками на лбу, неуверенность и недоверие к миру проявляют себя сутулостью, долгая печаль опускает уголки рта. Морщинки, сединки, складки, мышечные зажимы, бугорки и изгибы, узоры сосудов, шрамы – они словно беззвучно рассказывают нашу индивидуальную историю. На протяжении всей жизни тело остается тем местом, где наш чувственный опыт оставляет свои неизгладимые следы.
Люсьен Фрейд «Отражение» (автопортрет), 1985. Художник писал только с натуры, сочувствуя своим персонажам как один из них, относясь к телу как отражению жизненного опыта человека. Отец Люсьена был младшим сыном основателя психоанализа Зигмунда Фрейда
Этот опыт нуждается в принятии и сострадании. Принимая свою телесность со всеми несовершенствами, отказываясь от привычки переносить недовольство собой и своей жизнью на тело, мы, наконец, позволяем себе принимать нашу чувственность, учимся проживать эмоции более глубоко и осознанно, без страха, стыда и отвержения. Фрагменты нашей жизненной истории складываются в единый сюжет, а мы становимся его авторами.