Картинка
Киноиндустрия

Как попасть в кино: интервью с кастинг-директором

За последние 10 лет казахстанский кинематограф значительно увеличил темпы производства фильмов и сериалов. Также снимается много телевизионных и интернет-проектов и рекламы. Попасть на большой или не очень большой экран, обрести популярность и получать баснословные гонорары мечтают многие. Как проложить себе путь на съемочную площадку и сколько могут заработать молодые актеры и актрисы, рассказывает кастинг-директор и продюсер студии OPS Инна Гришмановская

Парень или девушка собирается строить карьеру в казахстанском кинобизнесе. Какая сейчас ситуация в этой сфере и что нужно сделать, чтобы попасть на экран? 

В идеале этот процесс происходит так: хочешь попасть в кино – иди учиться. Потому что все-таки это профессия, а не хобби. Но в Казахстане не хватает школ и, соответственно, не хватает лиц. И если актеров с азиатской внешностью выпускают в достаточном количестве, то актеров с европейской внешностью очень мало. То есть в университетах курс набирается не каждый год. Есть, конечно, специализированные курсы, например, в этом году стартует набор для Немецкого театра, и понятно, что после обучения не все пойдут работать в театр, но это не решает проблему. И для меня, как кастинг-директора, это большая боль. 

В казахстанском кино очень много примеров, когда люди попали в профессию случайно или не имея актерского образования. Например, Санжар Мади, у которого была первая роль в фильме «Сказ о розовом зайце», не был изначально актером. Он просто сыграл типажную очень роль, которая подходила ему и его психофизике. Можно сказать, что он играл себя. Потом уже Санжар начал развиваться как актер и получил специальное актерское образование, насколько я знаю, в Америке. Асель Сагатова тоже начала сниматься в кино, не будучи актрисой. Она была моделью, красивой, юной, нежной девушкой, которую Акан Сатаев открыл в свое время. И, как Санжар, она училась уже после дебюта. Аружан Джазильбекова по образованию журналист, но ее пригласили в сериал «Асель, друзья и подруги», и она осталась в кино. Очень талантливая Айсулу Азимбаева, трудяга, которая много работала над собой, тоже изначально не училась актерскому мастерству. И еще один пример – наш красавчик Муслим Тауекел – окончил факультет машиностроения по специальности «инженер-механик», за его плечами лишь курсы по технике речи и актерскому мастерству.  

Получается, что в казахстанское кино часто люди попадают благодаря каким-то незаурядным внешним данным либо по стечению обстоятельств – кто-то увидел, пригласил, и в итоге человек пошел по этому пути. Еще один путь – через интерес к кино. То есть интересовался процессом, участвовал где-то в массовке и так постепенно начал развиваться в профессии. У нас 90% в групповке и эпизодах снимаются непрофессионалы. Это любители, которым нравится сниматься. Для большого мирового кино это нонсенс. Когда к нам приезжают снимать какие-то проекты зарубежные режиссеры и мы предлагаем им непрофессиональных актеров, у них шок. Как так? А у нас вот так. Конечно, в кино главную роль, скорее всего, не дадут непрофессионалу, если только в главной роли не ребенок или подросток, но сыграть в эпизоде, не имея профессию актера, у нас очень даже возможно. 

Это, с одной стороны, возможность попасть на большой экран, но, с другой стороны, большая боль, и поэтому качество актерской игры во многих проектах оставляет желать лучшего. 

Кастинг-пробы для фотосъемки под водой

Какие типажи сейчас нужны нашему рынку? 

Конечно, актеры с азиатской внешностью больше востребованы на нашем рынке, но в то же время наблюдается явный дефицит европеоидных актеров. 

У нас много запросов на проведение кастингов для рекламы, и если говорить про это направление, то отмечу, что сейчас огромное количество сервисных проектов снимается здесь. В Казахстан приезжают снимать не только для нашего рынка, но и для всего СНГ, и для Европы. Поэтому очень востребована внешность метисов. Человек евро-азиатской национальности – самый востребованный типаж. Но людей с такой внешностью и актерским талантом очень сложно найти, выбор реально ограничен. А если для какого-то проекта нужны светлые европейцы, особенно в возрасте 30+ с модельными параметрами, то зачастую приходится обращаться к кастинг-агентам из соседних государств. 

Вообще типажи всегда нужны разные, потому что кинематограф у нас развивается, а государство многонациональное, и это необходимо передавать на экране. С другой стороны, когда мы смотрим на проекты, которые реально снимаются, то возникает вопрос: а хватит ли всем работы? 

Человек отучился, готов сниматься в кино, но никаких предложений ниоткуда не поступает. С чего начать и что делать?

Человек сам себе агент. Прежде всего, конечно, он должен позаботиться о том, чтобы о нем узнали. Он должен зарегистрироваться на всех возможных платформах, которые есть. Это нужно, чтобы кастинг-директора могли его найти. И нужно всегда следить, чтобы материал на этих платформах был актуальный, то есть если изменилась внешность, например, то фотографии, видеовизитки и представления нужно обновить. Все должно быть в хорошем качестве. Конечно, для этого нужны определенные вложения. Не обязательно суперпрофессиональные студийные фотографии, можно просто сделать очень качественные фото на смартфон, но важно найти помещение с хорошим светом, подобрать правильную одежду, заранее погуглить, как должны на актерских пробах выглядеть лицо и волосы, и подготовиться. 

Также можно зарегистрироваться во всех кастинг-агентствах, например, Casting OPS, Cast.kz или «КастингиКЗ», сформировать портфолио. И если ты хочешь играть какой-то определенный типаж, то в портфолио должны быть снимки, которые эмоционально близки этому типажу. Кстати, это частая проблема. Например, режиссер или клиент видят портфолио кандидатов, но кандидаты в образах, которые не позволяют разглядеть потенциал. У меня было много проектов, когда заказчик не замечал того или иного актера в общей подборке, но так как я работала с актером лично, понимала, что у него есть потенциал, я сама по собственной инициативе приглашала актера на финальные пробы. Выбор происходит так: сначала мы показываем большое количество актеров, режиссер или клиент (тот, кто принимает решение) выбирают пул актеров, которые им понравились. Затем мы приглашаем их на callback (пробы под задачу), и тогда уже выбирается финальный кандидат. На финальные пробы я часто зову актеров, в которых сама вижу потенциал. И часто бывает, что выбирают именно их. 

Съемки проекта на Байконуре 

Если начинающий актер не знает или не понимает свою направленность или у него какое-то субъективное восприятие собственного типажа, кто ему может помочь? 

У нас на рынке есть актриса и кастинг-директор Ирина Кельблер, которая проводит разборы для актеров, то есть она индивидуально встречается с актерами и дает рекомендации, что нужно сделать. На российском рынке есть Олеся Грибок, она тоже очень активно занимается менеджментом актеров, тоже как коуч делает разборы и помогает, подсказывает. 

Можно также поговорить с режиссером каким-нибудь, попросить направить. Но человек все равно знает, что он хотел бы сыграть. Например, если ты романтическая героиня, скромная и нежная девушка, ты точно понимаешь, что ты в кадре не готова грязные танцы танцевать и вести себя как стерва, то, соответственно, тебе нужно позаботиться о том, чтобы в портфолио были фотографии такого плана. Например, у меня был недавно кастинг для проекта, пришла девочка интересная и говорит, что хочет сыграть девушку-бойца ММА или боксершу, а сама в кофточке с рюшами. Я говорю: «Я тебя никогда в жизни не продам на такую роль. Если ты хочешь и чувствуешь в себе такой потенциал, энергетику, значит, нужно позаботиться о том, чтобы у тебя был подходящий материал в портфолио». Многие ждут, что вставят какую-то роль в шоурил, когда она у них будет, но это не совсем правильно, потому что если ты хочешь двигаться в определенном направлении, то показывать это нужно сразу.  

Я бы порекомендовала самому или с помощью друзей-мобилографов что-то снять. Или поучаствовать в съемках у фотографов, которые снимают TFP, то есть модель работает бесплатно, но получает от фотографа фото для портфолио. Например, Арман Женикеев, который снимает много для известных фотобанков, он периодически ищет новые интересные лица для своих творческих проектов как раз в рамках сотрудничества TFP. А молодому актеру или актрисе стоит поработать, чтобы получить фотографию с классной атмосферой и хорошего качества, которая отразит тот или иной творческий образ. 

Есть также студенты, которые оканчивают режиссерский факультет и готовят дипломные работы, они снимают за свои деньги, поэтому не могут платить, но если ты начинающий, то это еще одна возможность получить материал для портфолио. Нужно быть проактивным. 

Реально ли сегодня молодым актерам и актрисам зарабатывать в кино, то есть получать деньги, на которые можно жить? На что рассчитывать?

Это дело случая. Конечно, это труд и время, но сказать, что молодые актрисы и актеры могут много зарабатывать, я не могу. В кино хорошие гонорары платят уже актерам с именем, когда ты за съемочный день можешь выставить миллион, полтора миллиона или три. 

В рекламе молодым специалистам тоже по большей части предлагают не самые большие гонорары. Но оплата выше, если рекламу снимают не для локального рынка, а на несколько стран. Но опять же это не регулярная зарплата, на которую ты можешь рассчитывать. Сегодня тебя утвердили, а завтра нет. Поэтому, конечно, сложно молодым актерам. Так что если есть возможность служить в театре, то нужно идти, потому что это обеспечит какой-то стабильный доход. Но кому-то просто везет. 

Бывает еще и так, что ты молодой, но начал сниматься ребенком и ко взрослому возрасту у тебя уже есть имя. У нас есть в базе такой актер, которого мы ведем с детства. Мама была его продюсером всегда, везде его водила, и он никогда не отказывался ни от какого проекта, если был свободен. Сколько бы ни предложили – хоть 20 000, хоть 120 000, он соглашался на все проекты, везде участвовал, везде снимался. Сейчас он все еще молодой актер, но у него уже очень хорошие гонорары. 

Медийность, конечно, сегодня помогает повысить гонорары. Если ты узнаваем и раскручен в Сети, то тебе платят больше. И огромное значение имеют внешние данные: если сейчас ты красивый, молодой, талантливый азиат – все двери открыты. 

Подводя итог, скажу, что кино в Казахстане активно развивается, растут бюджеты и вполне возможно, что и гонорары будут расти, и представители актерской профессии смогут лучше зарабатывать. Главное – работайте над собой и верьте в себя!
 

Женщины, которые снимают большое кино