Картинка
Киноиндустрия

Женщины, которые снимают большое кино

Фильмы режиссеров из Центральной Азии можно узнать по первым кадрам – другой взгляд на мир считывается сразу. Особенно в работах женщин-режиссерок из этого региона. Они глубокие и в то же время утонченные. Культурное многообразие и эмоциональные тонкости в них раскрываются через уникальные визуальные решения и характеры героев. 

Мы попросили режиссерку Еву Мурашко и продюсера Олега Коротаева рассказать о центральноазиатских режиссерках, чьи фильмы стоит внести в список обязательных к просмотру. 

Маргарита Касымова (Таджикистан)

Режиссерка, через работы которой можно наблюдать разрушение советской кинематографии как институции и производственной силы на фоне распада Советского Союза. Окончила режиссерский факультет ВГИКа в мастерской советских кинофундаменталистов Довженко и Чиаурели. Именно этот фундаментализм будет очень заметен в первых фильмах, прорвавшихся к массовому зрителю. 

С началом гражданской войны в Таджикистане Касымова перебралась в Беларусь, где работала на киностудии «Беларусьфильм». Там ранее взятый большой стиль режиссерка сменяет на небольшие личные трагедии, которые принимают формат ТВ-фильмов. Именно поэтому в них начинают виднеться сюжетные пропуски и уплощения. При этом очевидно, что формат здесь решал, а качественное и фундаментальное начало было вынужденно повиноваться. 

Несмотря на это, кинематограф Касымовой – отличный социально-общественный портрет двух стран (Таджикистана и Беларуси) в два следующих друг за другом, но радикально разных исторических периода. 

«Ткачихи» (1973) и «А счастье рядом» (1978)

Оба фильма сняты в характерном стиле советского постановочного кинокомбината с медленными проездами камеры и стандартизированными экспозициями. В центре каждого сюжета сильная, но несчастная героиня, которая выступает в роли центра окружающего ее трудового общества. Хотя истории настолько знакомые, что кажется будто они вышли из древнегреческих пьес, основной интерес вызывает то, с какой национальной спецификой эти истории раскрываются.

В «Ткачихах» режиссерка ставит классическую для советского периода сюжетную рамку – отношения сотрудниц внутри трудового коллектива. Она показывает завод, который снабжает всю страну текстильной продукцией. Самое интересное в том, что режиссерка показывает не только производственные достоинства таджикского текстиля, но и сразу репрезентирует его на эстетическом уровне, одевая своих героинь в платья, пошитые в национальном стиле.

В фильме «А счастье рядом» Касымова дает трудовой портрет строительства ГЭС, на фоне которого разворачивается мелодраматичная история о поиске своей любви. Главная героиня – сваха, но при этом вдова, что по таджикским традициями практически запрещает ей любить самой. Исполняя свою трудовую функцию (она наливает воду в кузовы грузовых автомобилей), она пытается сосватать всех мужчин-водителей к каким-либо женщинам, при этом как бы передавая свою способность любить другим. 

Камара Камалова (Узбекистан) 

Камару Камалову по праву считают не только основоположницей юношеского узбекского кино, но в целом первой режиссеркой и мультипликаторкой в истории узбекского кинематографа. Окончив ВГИК в мастерской Льва Кулешова, молодая студентка начинает великолепный путь в анимации, которая очень быстро формулирует собственную самобытность и начинает производиться на главной студии страны – «Узбекфильме».

Спустя продуктивные 10 лет работы над анимацией Камалова снимает свой первый кинохит – «Горькая ягода», лирические интонации о юношеской любви которого станут одним из важнейших мотивов в фильмографии режиссерки. 

Мультфильмы: «Счастье, вернись!» (1969), «Девочка и звездочка» (1970), «Велосипедик убежал» (1984), «Попрыгунчик» (1968). 

В перечисленных мультфильмах режиссерки узбекские традиции перекликаются с современностью, мифология проникает в быт, а сны оказываются явью. Помимо этого, Камалова интересно работает с одушевлением технологий: так, например, главными героями ее картин становятся Велосипед и Попрыгунчик, каждый из которых отправляется в свое первое «живое» путешествие по земле. «Счастье, вернись!» и «Девочка и звездочка» – абсолютно сказочные картины. В первом юноша борется за свое счастье со злой колдуньей, во втором девочка отправляется в путешествие со звездой, которая готова исполнить каждое ее желание. 

Фильм «Здесь все засыпало снегом», 1995

Взятый в «Горькой ягоде» мелодраматичный тон юношеской любви продолжается в фильме «Здесь все засыпало снегом», главная героиня которого – подросшая, но будто бы все та же девчонка из «Горькой ягоды» – пытается убежать от одиночества и преждевременной гибели матери в объятия молодого егеря Камила. Он приезжает в деревню на заработки и находит в странноватой девушке упоение для собственного одиночества. 

Зака Абдрахманова (Казахстан)

Зака Абдрахманова – режиссерка документального и игрового кино из Казахстана. Ее первой работой стал документальный фильм «Жаным», в котором она рассказала историю своей семьи сквозь личную боль и переживания. 

Режиссерка снимает не только документальные фильмы. Зачастую она выступает на проектах в качестве сценаристки, помогая режиссерам глубже погрузиться в историю через реальность. Например, для фильма «Снегирь» Бориса Хлебникова она занималась сбором материала, прожив две недели с рыбаками на реальном траулере.

«Юбилейный год», 2019

Фильм-наблюдение о последнем годе жизни Галины Анисимовой, самой «скандальной» артистки театра им. Маяковского. Режиссерка снимает совсем не актерскую жизнь и театральное закулисье, а фиксирует человека, застрявшего между мечтой и реальностью. Героиня, как качели, за секунду раскачивается от гнева до жалости, от зависти до скуки. 

«Пингвины моей мамы», 2021

Сериал про подростка, который через занятия стендапом сначала пытается защититься от окружающих недетских проблем, а затем проявиться как независимая личность. Зака Абдрахманова выступила в роли сценаристки, а режиссеркой непростой истории о взрослении стала Наталия Мещанинова. 


Саодат Исмаилова (Узбекистан)

Режиссерка и современная художница, которую прямо сейчас можно назвать рупором узбекского современного искусства на международной арене. Выставки и экспозиции Саодат Исмаиловой проходят в самых разных точках планеты. 

Через работы художницы можно из нашего времени прикоснуться к прошлому, увидеть, как признаки прошлого проступают в настоящем, как они «оживляют» настоящее, а также то, как посредством традиций можно переосмыслить окружающую реальность. 

Aral: an invisible sea, 2003

Ранний фильм художницы, который рассказывает о жизни трех поколений людей, оставшихся жить на берегу обмелевшего Аральского моря в деревне Мойнак (Каракалпакстан). Фильм о том, как экологическая катастрофа и национальная травма прорастают из поколения в поколение, растворяясь во времени и становясь легендой. 

«Зухра», 2013

Работа, в которой Саодат исследует пространство сна, образуя в нем вселенную, где проявляются и смешиваются воспоминания, сны, мифы, реальность, а также фрагменты прошлого, в которых человек никогда не присутствовал. Медиатором пространства выступает спящая девушка, вокруг которой сменяются сновидческие явления.

Язгуль Шамурадова (Туркменистан)

Говоря о туркменском кино, непросто отыскать в нем хотя бы одну режиссерку и оценить ее вклад в национальный кинематограф. Еще труднее найти в открытом доступе хотя бы один фильм, снятый женщиной, о котором можно было бы хотя бы вскользь рассказать. Поэтому мы будем опираться на документы. 

Язгуль Шамурадову можно считать первой режиссеркой в Туркменистане. Еще в первой половине XX века она работала режиссером дубляжа и переводила фильмы на туркменский язык. Среди переведенных фильмов были такие советские хиты, как «Чапаев», «Ленин в 1918 году», «Живет такой парень», «Поднятая целина», «Я шагаю по Москве». 

Язгуль ассистировала режиссеру Марку Донскому во время съемок фильмов «Как закалялась сталь» (1942), «Радуга» (1944), которые снимались в Ашхабаде во время Великой Отечественной войны. 

Все современники и коллеги Язгуль видели в ней первую туркменскую режиссерку и по праву считали ее именно таковой. Однако во время работы над собственной картиной (сколько их в действительности было у режиссерки – неизвестно) Язгуль заболела и не смогла доделать фильм до конца. 

Динара Асанова (Кыргызстан)

В 17 лет юная Динара отправилась на киностудию «Киргизфильм» упрашивать директора взять ее хотя бы дворником. Спустя два года работы в студии она решается поступить во ВГИК. Попав в университет с третьей попытки, она оказалась на курсе Михаила Ромма, который принципиально никогда не брал девушек на режиссерский факультет. Асанова стала исключением: она поразила мастера своим искренним рвением снимать кино. 

В работах режиссерка исследует сознание и мироощущение подростков: их чувства и осознание себя в обществе. Однако через фильмы она обращается не только к молодому поколению, но и ко взрослому – им эти темы не менее близки. Фильмы Динары всегда попадали на экраны с серьезными сокращениями и цензурой, но она никогда не боялась говорить о том, что ее волнует.

«Рудольфио», 1969 

Дипломная работа Динары Асановой была на тему первой любви. Фильм стал скандальным и чуть не лишил режиссерку диплома об окончании университета. Короткая трогательная зарисовка рассказывает историю школьницы, которая влюбляется во взрослого мужчину, и в какой-то момент они становятся единым целым по имени Рудольфио.

«Жена ушла», 1979

От главного героя уходит жена, а он совсем не понимает, почему та приняла такое решение. Фильм как попытка осознать, почему в нормальной семье могут появиться трещины, из-за чего исчезает способность понимать и слышать друг друга.

Катерина Суворова (Казахстан)

Катерина Суворова – казахстанская режиссерка-документалистка, работающая в формате креативной документалистики. В своих фильмах она исследует жизнь локальных сообществ и затрагивает важные для страны социально-политические темы.

Фильмы Катерины из года в год становятся событиями на мировых кинофестивалях и нередко награждаются значимыми наградами. Помимо авторской работы, режиссерка активно делится собственным мастерством документалистики на разных киномероприятиях в Центрально-Азиатском регионе: часто выступает с лекциями и проводит воркшопы. 

«Завтра море», 2016

Фильм-наблюдение за городом с постапокалиптическим пейзажем и характером. С каждой минутой фильма мы сильнее погружаемся в рутину людей, которые верят, что в один прекрасный день Аральское море сможет снова обрести силу.

«Петь свои песни», 2019

Через историю об отмене концертов группы Ninety One режиссерка вскрывает нравственные реалии современного Казахстана, а также обращается к зрителям (и самой себе) с важными вопросами. Фильм вскрывает целый пласт социальных и культурных конфликтов внутри локального общества, в котором группа Ninety One просто хочет петь свои песни.