Картинка
Наши за рубежом

Как я работала у бухарских евреев в Нью-Йорке – история казахстанки

Нашей героине 35 лет. Она захотела скрыть свое настоящее имя – не исключено, что в дальнейшем она останется жить и работать в США, а может быть, поедет в другую страну. Но то, что она обрела в Америке в качестве опыта, навсегда останется с ней. Вот ее рассказ. 

У каждого человека, который оказывается в Штатах, случается своя интересная история. Или не случается. Расскажу свою, может быть, не столь сказочную и радужную. Я много путешествовала в своей жизни, но у меня никогда не было мечты или цели полететь в США. Ничего привлекательного там нет, считала я, даже несмотря на то, что моя родная сестра переехала туда жить со своими детьми. Мы всегда ждали их в гости в Астану, но сами туда лететь мы с мамой не хотели. 

Как-то раз мой руководитель на работе сходила на деловой завтрак в Посольство США и принесла мне оттуда маленький настольный флаг США. Я тогда еще подумала: "Ну куда мне его?! И так завал на столе… Ну ок",  и поставила его в подставку для ручек. А потом однажды я задумалась, а почему бы не попробовать получить визу? Вдруг повезет, мне ее дадут, пусть будет в паспорте, если когда-нибудь захочу слетать туда. Подумала и забыла.

Через дня три мы вызывали IT-специалистов в офис, и один из них спросил у меня: "Вы собираетесь в Америку?", я тогда мысленно удивилась: "С чего он взял? У меня была только мысль получить визу, но я ни с кем ее еще не обсуждала". А парень так уверенно сказал мне: "Даже не пытайтесь! Бесполезно. Я четыре раза пытался – мне отказали".  И ушел. А я решила, что теперь точно попробую.

Вместе с мамой мы собрали документы, сходили на интервью в посольство. Нам все одобрили и дали визу на десять лет. Было такое чувство, будто открылось дополнительное окно в новый мир. В этот же день мы купили билеты, а через месяц вылетели в Нью-Йорк. Обычная мысль из серии "А почему бы и нет?" привела нас на рейс Астана – Нью Йорк.

В Казахстане я получила два высших образования – окончила Карагандинский государственный университет имени Букетова по специальностям "менеджмент" и "юриспруденция". Работала в банках, телекоммуникационных компаниях, а последним местом работы стал научно-образовательный центр, специализирующийся на вопросах экологии. Мне было интересно работать, поэтому в США я улетала в отпуск, пообещав, что обязательно вернусь.

В школе я изучала немецкий язык. В английском я – самоучка. Благодаря частым поездкам могу довольно легко изъясниться в бытовых вопросах. Я всегда знала, что уровень моего английского языка низкий, потому что свободно говорить обо всем я не могу.

 

Мы прилетели к моей сестре, но были шокированы ужасной новостью – оказывается, она почти год тяжело болела, но нам ничего не говорила. Так получилось, что у сестры после двух лет жизни в Нью-Йорке обнаружили онкологию. Ей было очень тяжело еще и с двумя несовершеннолетними детьми. Но Америка – это страна возможностей и прав. Бесплатную медицинскую страховку может получить любой гражданин, вне зависимости от статуса.

Моей сестре государство помогло – и в лечении, и в бытовых вопросах:  полностью покрыло расходы на операцию и восстановление (а это примерно 500 тысяч долларов!), обеспечило медицинской страховкой ее и детей, продуктами питания, гарантированным бесплатным образованием. К счастью, все самое страшное позади.  

Но есть такие детали, которые особенно мне запомнились: в клиниках дарили подарки для онкобольных женщин – косметику, средства гигиены и даже парики из натуральных красивых волос, заботясь о психическом состоянии женщин. Им организовывали поездки за город к океану, где они жили в шикарных домах отдыха с массажем, йогой,  психологами, концертами, пижамными вечеринками и любованием лунной дорожкой у воды. Чувствовалось душевное отношение сотрудников клиники к больным – они искренне переживают, заботятся, улыбаются, поддерживают словом и объятиями. Смотрят в глаза и слушают с улыбкой и пониманием – вот это меня особенно поразило. Но и наших казахстанских врачей нельзя обвинять в черствости. Понятно, что разные условия работы и оплаты, разные страны. Недавно я приболела, и мне пришлось впервые обратиться в государственную поликлинику в Астане. Я была приятно удивлена отношением и радушием докторов. При нашей-то оплате труда врачам.

Впервые увидев Нью-Йорк, он показался мне обычным большим мегаполисом со множеством огней, так же, как в Бангкоке или Каире. Нью-Йорк поразил меня количеством людей разных национальностей и народностей со всех уголков мира. На тебя не смотрят косо, с презрением или предубеждением. Ты чувствуешь, что у тебя тоже есть возможности стать лучшим, подняться и укрепиться. Конечно, Нью-Йорк поразил своим размахом и бесконечными небоскребами, теми же русскими магазинами с привычными продуктами и русскими аптеками со знакомыми медикаментами. Манхэттен – это невероятная атмосфера, где ты чувствуешь себя в центре движения. 

Отпуск заканчивался, и через полтора месяца я вернулась в Казахстан. Тогда мое желание уехать и пожить в другой стране через какое-то время укрепилось. Через три месяца я вернулась в США, чтобы пожить уже не отпускной жизнью и поддержать сестру после операции. А через две недели я решила выйти на работу.

Работу в Нью-Йорке найти несложно, ее много, если не жалеть себя и выключить свое эго. В Казахстане мы привыкли к какому-то статусу, многим важно, в какой компании он работает, сидит ли в отдельном кабинете, красиво ли звучит его должность, а при этом заработная плата может быть невысокой. Надо признать, что многие казахстанцы живут в своих квартирах, ездят на своих автомобилях – жизнь достаточно комфортна. В Нью-Йорке вновь прибывший мигрант понимает, что каждый день без работы – это минус деньги. Расходы на аренду жилья, транспортные расходы, связь, продукты – обо всем этом я не сильно заморачивалась в Казахстане, это было априори в моей жизни.

Я понимала, что работа в Нью-Йорке без знания английского языка и американского диплома будет совершенно другой для меня, чем в офисной Астане. Тяжелый труд в сфере обслуживания, небольшая оплата, но со временем набираешься опыта, подтягиваешь язык и замечаешь, что начинаешь больше зарабатывать, качество жизни улучшается с каждым днем все больше и больше. Уже сам начинаешь выбирать место и график.

Мне пришлось искать работу рядом с домом сестры, чтобы не терять время и деньги на дорогу – ей нужен был уход. Как я искала? Просто выходила каждое утро на улицу и по дороге заходила в каждый ресторан или кафе. Почему меня неохотно брали на работу? У меня не было опыта в этой сфере в США и уровень английского оставлял желать лучшего. И самое главное – не каждый работодатель возьмет человека без разрешения на работу.

Я шла, шла и нашла. Русский ресторан, который находился в пяти минутах от дома сестры, куда меня взяли помощником официанта: мне нужно было в кратчайшие сроки войти в колею, изучить меню, контингент гостей… Когда-то на каникулах в студенчестве я работала официанткой в Караганде, но этот опыт здесь вовсе не пригодился. У нас был дружный коллектив, нас кормили два раза за рабочую смену – то есть на дорогу и еду я не тратила свои деньги.

Здесь был один нюанс – владельцами ресторана были бухарские евреи, и  на деле они оказались скупыми эксплуататорами с жесткими правилами. Проработав там два месяца, я поняла, что меня просто дурят на деньги и эксплуатируют. Я работала по 13–15 часов, спала по пять часов, в итоге дома меня не видели. Работая в ресторане, в паузах и перерывах я одновременно готовилась к экзамену по сдаче прав. 

В ресторане было холодно, а у нас была строгая форма одежды – белая рубашка, черные брюки  и  классическая черная обувь – туфли или балетки. Однажды я немного приболела и надела черные кожаные ботинки классического стиля, но потеплее. Менеджер вызвал меня к себе и сказал: "Я смотрю, ты хочешь играть по своим правилам? Готовишься к экзаменам. Обувь не та. Я тебе предлагаю два варианта. Первый – даю тебе на следующей неделе два рабочих дня, а в остальные дни ты можешь лечиться, готовиться к экзаменам и искать  другую работу… И второй вариант – ты можешь вообще не выходить на работу".

Конечно, я испугалась остаться без работы и согласилась на два рабочих дня в неделю. На следующий день перед работой я рассказала сестре об этом конфликте, она посоветовала не выходить больше туда. И я не вышла. Позже начала зарабатывать тем, что перегоняла легковые автомобили из Пенсильвании в Нью-Йорк. Параллельно работала в кейтеринге. А еще позже вышла на работу ассистентом стилиста в салон красоты и проработала там почти четыре месяца. Дорога до работы занимала почти час с двумя-тремя пересадками. Команда была дружной, график шикарный – с 10 утра до 7 вечера. По вечерам я была свободной и могла прогуливаться по Нью-Йорку. Я понимала так: если ты за неделю заработаешь на аренду жилья за месяц, значит, все нормально. На остальные деньги живешь дальше. 

К трудностям в Нью-Йорке морально я была готова, сестра мне рассказывала многое без прикрас, но на самом деле все оказалось не так уж и страшно. Я понимаю, что мне повезло, что я жила со своими родными, что вечерами после работы мы играли дома в игры, по выходным ездили на природу. На чужбине родных ценишь намного больше.

Русскоговорящих людей в Нью-Йорке очень много. Мы жили в районе, от которого до океана можно дойти пешком примерно за семь минут. На набережной расположено много ресторанов, где можно встретить людей со всего СНГ – там очень много узбеков,  русских,  украинцев,  белорусов, грузин. У меня отношения со всеми складывались легко – на практике, казахи в Нью-Йорке очень хорошо дружат с кыргызами, постоянно организовывают совместные вечеринки, походы в кино, просмотры боев Геннадия Головкина, празднования Наурыза ну и просто посиделки без повода.

Уже три месяца, как я вернулась в Казахстан. Временно или останусь тут – покажет время. Сейчас я сконцентрирована на изучении английского языка и возможном поиске работы. Мой главный совет для тех, кто собирается поехать в США на долгий период, чтобы попробовать себя в разных сферах или найти работу – обязательно научитесь делать что-нибудь руками. Особенно это касается девушек. Маникюр, наращивание ресниц, парикмахерское дело – это поможет вам заработать в первое время, а может, и станет основной деятельностью. Даже на моем примере посмотрите: я привыкла сидеть в офисах, а приехав в Америку, пожалела, что ничему не научилась в Казахстане, хотя мама руководит салоном красоты уже 20 лет.

Я бы хотела переучиться на IT-специалиста, создать семью и жить там, потому что там чувствуешь, что все возможно, люди отзывчивые, справедливые, красивая природа, адекватные цены на технику, продукты питания и путешествия. Но опять же – это с колокольни человека, у которого есть официальный статус в США.

В Казахстан всегда можно вернуться, здесь мой дом. Но пожить в другой стране – это серьезный вызов самой себе. Дальше каждый сам решит, остаться там навсегда или вернуться на родину. У каждого вновь прибывшего в Штаты есть свои цели, у меня была цель просто пожить, присмотреться, а получилось, что переехала надолго.

Живя в Штатах, я скучала по семейным праздникам, шумным мероприятиям с детьми и апашками-аташками. Тосковала по тому, что в Казахстане можно ходить в гости друг к другу, пить чай и разговаривать по душам. Но в Америке другая энергетика.

Честно признаться, мне везде хорошо. Не скажу, что безумно хочу уехать навсегда в США или безумно люблю Казахстан. Прилетая в другую страну, я всегда вспоминаю одну притчу, мораль которой в том, что, куда бы ты ни приехал, главное то, что ты принес в душе и сердце этому народу. Если ты с добром, доверием, дружелюбным отношением и искренними намерениями, то и в ответ получишь то же самое. И это работает.