Картинка
Наши за рубежом

Фотограф Аркен Аван – о жизни в Нью-Йорке, звездах в кадре и профессиональной этике

Под прицелом фотокамеры Аркена побывали звезды самых разных величин – от Верки Сердючки до бывшего президента США Барака Обамы. Для Аркена не важны регалии – он одинаково учтив со всеми своими героями и в каждом из них хочет разглядеть просто человека.

Ситуация с Егором Кридом для него, скорее, из ряда вон выходящая. Автор Comode Асель Абдраш узнала у Аркена о съемках "по-братски", неразглашении имен и доверии между фотографом и его героем.

Как давно вы работаете в Нью-Йорке?

В Нью-Йорке я живу и работаю уже семь лет. За это время город стал мне родным. Динамичный, шумный, открытый, наделенный невероятной свободой – без сомнения, столица мира!

Кого из известных людей вы снимали?

Из родного Казахстана это были Нурлан Смагулов, Алишер Еликбаев, Адиль Лиян, Нурлан Батыров, Шарип Серик, Дина Тасбулатова, Ренат Малцагов, Айкын Толепберген. А как-то случайно встретил Эрика Тастембекова, сфотографировал его на улице. Из российских звезд это актриса Алина Ланина, Настя Ивлеева. На Украине – Андрей Данилко (Верка Сердючка).

Три года назад меня неожиданно пригласили в Белый Дом, и там я работал с президентом Обамой. Также был Билл Клинтон. Однажды на улице встретил случайно и приятно пообщался с президентом  Швейцарии. Очень интересно было фотографировать Михаила Саакашвили. Из актеров снимал Тома Хэнкса, Тома Круза, Джереми Реннера, Алека Болдуина, кстати говоря, его жена Хилария уже давно подписана на меня в инстаграме. 

Еще делал съемку для глянцевого журнала актеру Кэри-Хироюки Тагава, тому самому – актеру фильма "Мортал Комбат". В объектив моей камеры также попали группы Coldplay, U2, Kanye West, Bruce Springsteen, их я снял на одном концерте в честь Дня борьбы со СПИДом.

Последние два года тесно работаю с детьми мексиканского президента Энрике Пенья Ньето. Многие снимки доступны в моем инстаграме. Снимал моделей Victoria’s Secret. Ну и еще довольно длинный список людей, которым я делал съемки для личных семейных архивов. И с которыми я подписал договор о неразглашении имен и невозможности публиковать снимки в открытом доступе.

С кем из звезд было приятно работать, а с кем нет?

Я не хотел бы сравнивать и проводить параллели. Они все уникальны, интересны, с кем-то проще, с кем-то сложней. Но часто в глаза бросается один и тот же момент – в них нет "звездности", той самой напыщенности и гонора, которых мы так боимся. Это, скорее, миф. Обычные люди, которые понимают, с какой целью мы работаем вместе, и практически всегда в общении присутствуют взаимное уважение и легкость.

Для меня, как фотографа, крайне важно чувствовать – и я именно чувствую это, что их, несмотря на статус, отличает открытость, иногда даже искренность. Их личная, какая-то внутренняя культура и свобода. И, конечно, мне очень нравится, что они готовы улыбаться – это маркер доверия между фотографом и человеком, которого снимаешь.

У меня много случаев, когда люди заказывали съемку, а уже после публикации фотографий я понимал, что этот человек – известный телеведущий Португалии или один из самых популярных певцов Венесуэлы. На самом деле список моих героев большой, и было много случайных встреч, которые потом выливались в длительные и хорошие отношения.

Чем отличается работа фотографа в Казахстане и Нью-Йорке?

Можно несмешно пошутить и сказать, что фотограф, он и в Африке фотограф. Но мы-то знаем, что в Африке в основном жирафы да львы… В Казахстане я слишком мало работал, поэтому сравнительный анализ объективным не получится. Но я хорошо помню, что все складывалось более скучно и однообразно. Наши люди – не такие раскованные и открытые. А это означает, что у меня меньше пространства для поиска.

Что вы любите снимать больше всего?

Люблю снимать репортажи, и у меня это получается очень даже неплохо. Мне нравится street photography, та самая – уличная съемка. Она честная, живая, неподдельная. Мне интересно все. Я люблю эксперименты. Люди мне всегда интересны, и очень увлекательно, когда во время съемок ты видишь трансформацию души и даже слышишь мысли человека. Прочитываешь его сомнения. Замечаешь, как он старается выглядеть лучше. Не это ли важно, чтобы не только перед фотокамерой, но и в жизни каждый пытался поворачиваться к вам лучшими своими сторонами?

У вас очень интересные портреты. Зачастую они на фоне Times Square, но при этом фон не перебивает главное – настроение и характер героя. Какими законами фотографии вы пользуетесь, чтобы так объемно запечатлеть личность?

Всех секретов раскрыть не могу, но своя методика есть. И "фишки" определенно имеются, я постоянно их совершенствую, работая с каждым индивидуально. Снимать фотографии – это не баурсаки печь, хотя и в баурсаки надо вкладывать душу. Фотография – это диалог между фотографом и человеком. Я научился сразу видеть – кто передо мной стоит, мне достаточно пары минут, чтобы "сканировать" характер человека и хоть чуть-чуть, но распознать его душевные качества.

Не хочу показаться наглым, но очень важна энергия фотографа для съемки, его действия, слова, команды, юмор. Требуется быть в тесной связи, чтобы передать характер человека или нескольких, которых ты фотографируешь. Нельзя забывать: тот, кого ты снимаешь, хочет быть в кадре самым лучшим, самым красивым, чтобы его любили и чтобы он сам себе нравился. Все люди так или иначе – самовлюбленные создания. Но мне это не мешает видеть всех разными, и я стараюсь найти уникальность каждого. Фотограф, он как личный психолог – в этом профессионализм. Тебе верят, тебе показывают всего себя. Только добившись этого, я могу сделать классные снимки.

О чем надо помнить, когда смотришь на человека через объектив фотокамеры? Есть свои законы?

Очень просто. Это уважение к человеку в кадре. В жизни так же: сократил дистанцию – принимай человека со всеми его плюсами и минусами. Каждый человек красив и талантлив, это проявляется и внешне, и внутренне, но именно у фотографа есть ключ к тому, чтобы показать это на снимке. Фотография, по сути, – это самый мощный в мире комплимент.

Егор Крид, несомненно, нарушил эти принципы, когда вы делали ему этот комплимент, но вы отреагировали очень великодушно и интеллигентно – почему?

Про Крида не буду, я вообще не хотел бы больше говорить об этом человеке, так как свое отношение, свою позицию (уверен – справедливую) по отношению к данной персоне я честно выложил в своем инстаграме. Это моя правда – и мне за нее не стыдно.

Кто из людей, которые вас воспитывали, наиболее вам дорог?

Мой дед Аван. Хотя я его никогда не видел, но всегда чувствую его поддержку. Он, по рассказам родителей, был достойным человеком, в то нелегкое время он дал высшее образование всем своим шестерым детям. И, конечно, мой герой – это моя мама. Моим воспитанием занималась именно она. Я, как и все в подростковом возрасте, прошел через непростой переходный период: спорил, перечил, бывало, убегал из дома. Но мама по специальности педагог, и она умела разъяснить все так, что потом я понимал, где был прав, а где нет.

Некоторые вещи все еще отголоском доходят до меня – мне и сейчас становится стыдно. Я помню мамины слова до сих пор и  стараюсь стать лучше. Несмотря на то что мама много сил и времени отдала обучению и воспитанию чужих детей, она успевала заниматься мной совершенно одна. Очень жаль, что в наше время труд и знания таких людей обесценены.

Из чего вы сделали такие выводы?

Не так давно мама перенесла операцию по замене коленного сустава, и у нее был перерыв в работе. Когда она поправилась, стала искать новую работу, чтобы не сидеть дома, и получила предложение, которое просто повергло ее в шок. В одном из учебных заведений ей предложили зарплату 40 тысяч. Разве это нормально? Я, конечно же, помогаю маме, это вообще смысл моей жизни! Но человек, от которого, возможно, зависит то, каким вырастет будущее поколение Казахстана, абсолютно не ценится. Такое положение вещей наталкивает меня на грустные размышления и не дает покоя.

А сколько стоят ваши фотографии, например, если заказать съемку?

Обычно о таком не говорят, но скажу, что мне на все хватает. Съемка стоит недешево. Но тем не менее работа у меня всегда есть.

Почему вы работаете иногда бесплатно?

Как и всякий художник, я не могу позволить себе упустить кадр. Бывает, когда хочется это сделать ради самого творчества. Бывает, что готов что-то снять "по-братски". Но я не люблю, когда к этому относятся как к халяве, пренебрегают элементарной вежливостью. Я воспринимаю это как горький опыт, но при этом – крайне полезный. Теперь я более осторожен с "братскими" съемками. Стараюсь себя останавливать.

Скучаете ли вы по Казахстану?

Скучаю. По Алматы, по горам, по рекам, по добрым людям, душевным посиделкам, свежему утреннему воздуху, когда город еще спит, а ты уже проснулся. По "Медео", запаху осенних листьев. Но есть и много моментов, по которым я не скучаю. Не будем о них, чтобы не портить это интервью. 

Автор: Асель Абдраш