Как часто мы слышим истории женщин одиноких и неуверенных, страдающих от глубинного чувства вины, испытывающих затруднения с выбором партнера и постановкой жизненных целей, стыдящихся своих желаний.
Картина художницы Эрики Хоппер
В этих историях нередко звучат болезненные воспоминания об отцах отсутствующих (физически или эмоционально), проявляющих авторитарность, жестокость и саморазрушающее поведение, или же об отцах, требующих беззаветной любви и преданности себе. В таких случаях речь идет о дочерней эмоциональной травме (ДЭТ).
Существует множество вариантов формирования ДЭТ. Я не говорю сейчас о крайних проявлениях жестокости, в которых совсем не остается места для любви. Большинство женщин, переживших в детстве эмоциональную травму, имели отцов, которые не только жестко критиковали, проявляли агрессию и отказывали в поддержке, но и водили своих дочерей на театральные и цирковые представления, помогали в учебе и спорте, организовывали пикники по выходным и дарили подарки.
Линда Леонард рассказала о том, как ее веселый и добросердечный отец, напиваясь, превращался в жестокое, неподдающееся контролю существо. «Несколько лет, – вспоминает она, – мои чувства к отцу были очень противоречивыми. Я его любила. Я за него страдала. Я его стыдилась». Однажды по вине отца в доме возник пожар, в котором погибла бабушка, а сам он, окончательно деградировав, скончался через два года после этого ужасного события.
Жизнь с отцом-алкоголиком ставит детскую психику перед выбором между любовью и ненавистью, заботой и самосохранением. Для ребенка такой выбор невозможен, поэтому его эго фиксируется на травматическом опыте, подобно сказочному персонажу, заколдованному злым волшебником. Долгое время Линда испытывала приступы страха и паники, в ее душе поселилось недоверие не только к мужчинам, но и своим собственным эмоциям.
«Маленький олень», Фрида Кало
Каждая дочь нуждается в поддерживающем, надежном и заботливом отце. Этот позитивный образ становится источником развития женственности и способности к доверительным отношениям с будущим партнером. Но иногда девочки растут, вообще не зная отца, создавая его психологический портрет из обрывков чужих рассказов и собственных фантазий. Американская поэтесса Диана Вакоски так описывает это состояние:
Я думала, мой отец был очень красивым и добрым,
И я его любила и удивлялась,
Почему он бросил меня надолго и фактически –
Мой отец сделал меня такой, какая я есть, –
Одинокой женщиной, у которой нет цели, –
Как я была одиноким ребенком без отца.
Я перебирала слова, слова, слова и имена, имена, имена.
Среди моих слов не было слова «отец».
Фантазии об отце могут превращаться в образ Мужчины Мечты – слишком романтичный, несовместимый с реальной амбивалентностью человеческих характеров. Один из ярких тому примеров – героиня сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу, которая страстно ищет свою настоящую любовь. Каждого из партнеров девушка воспринимает как загадку, разгадав которую, она наконец поймет, как устроен внутренний мир мужчины и что означает его любовь.
Кадр из фильма «Секс в большом городе» (2008)
Фигура отца – это также символ активной преобразующей силы, и очень важно, чтобы она была сообразна уникальным способностям ребенка, а не направлялась на злоупотребление собственным могуществом. Авторитарный, но холодный родитель может привить дочери дисциплинированность и целеустремленность, но его эмоциональная недоступность заставляет девочку использовать свои достижения для того, чтобы завоевывать любовь других и поддерживать самоуважение.
Такова судьба Молли Блум – одной из самых знаменитых личностей в покерном мире, получившей известность благодаря организации крупнейшего подпольного клуба, где играли звезды Голливуда, криминальные авторитеты и просто очень богатые люди. Молли – интеллектуал и трудоголик, она употребляет психотропы, чтобы максимально поддерживать свой тонус, легко умеет создавать нужные контакты. Но в личной жизни – это одинокая, закрытая в своем мирке женщина, которая придумала гениальную схему, чтобы контролировать сильных и успешных мужчин. История Молли Блум была экранизирована в фильме «Большая игра» (2017).
Кадр из фильма «Большая игра» (2017)
Иногда любовь отца бывает настолько поглощающей, что делает невозможным выбор реального партнера и проявление зрелой сексуальности. Женщины ощущают себя неспособными полюбить другого мужчину и надолго остаются в инфантильном плену, теряя отношения после каждой неудачной подгонки партнера под идеал либо совершенно отказываясь от них, принося собственную женственность в жертву Отцу или ради Отца.
Подобная ситуация символически отражена в известной сказке о Красавице, выбирающей плен в замке ужасного Чудовища, чтобы спасти родителя, к которому очень привязана.
Дочерняя эмоциональная травма может возникнуть как следствие негативных отцовских установок, сформировавшихся под влиянием некоторых социокультурных представлений. Это и крайние патриархальные взгляды на роль женщины в семье, и запреты на открытое выражение эмоций, и стигматизация сексуальности. В моей практике известны случаи, когда девочек воспитывали в мужских традициях, обесценивая при этом фемининные качества; когда отцы отказывали дочерям в обычных ласках и прятали любые публичные проявления нежности как нечто постыдное или вредящее воспитанию. Как правило, эти мужчины имели собственный травматический опыт в детстве.
Исцеление женщин с ДЭТ – путь нелегкий и неблизкий. Он проходит сквозь боль и восстановление эмоций, на которые было наложено табу, осознание и интеграцию жизненного опыта, работу с чувством вины и стыда, саморазрушительными тенденциями.
Важно понимать, что полное отвержение и отказ от реального отца разрывают или искажают связь с архетипической отцовской фигурой (бессознательное представление об Отце, внутренний Отец), которая влияет на формирование маскулинных качеств (рассудительность, решительность, целеустремленность и т. д.), жизненную активность и идентичность в целом. Без этой связи невозможно гармоничное становление личности и ее связь со своим глубинным центром – Самостью.
Каждый опыт восстановления после травмы глубоко индивидуален и зависит от разных факторов, говорить о которых лучше уже за форматом этой статьи. Но давайте посмотрим, как сложилась жизнь упомянутых в ней вымышленных и реальных женщин.
Кэрри Брэдшоу научилась, наконец, понимать свои потребности. Она узнала, что никакие воздушные замки не способны заменить ее собственный творческий потенциал, что личное счастье создается не под аплодисменты общества, и что выбирать в партнеры нужно того единственного, кого любишь, даже если после этого он превращается из недосягаемого Мужчины Мечты в реального Джона.
Молли Блум пришлось столкнуться с угрозами мафии и пережить уязвимость и беспомощность, чтобы осознать себя заложницей собственного протестного и контролирующего поведения. Отец девушки приехал, чтобы поддержать дочь на суде, когда та признала свою вину. Его собственное признание в ошибках молодости и заново пережитые совместно с дочерью воспоминания детства стали основой для их подлинной близости.
Красавица из сказки впервые в жизни столкнулась с темной мужской стороной, той самой, которую отрицала в своем идеализированном отце. Узнав близко Чудовище и по-настоящему его полюбив, она освободила не только наказанного за проступки мужчину, но и собственного внутреннего Отца, получив способность к реалистичным любовным отношениям, основанным на целостном принятии партнера и здоровой, лишенной болезненной привязанности, эмоциональной зависимости.
Кадр из фильма «Красавица и чудовище» (2017)
Линда Леонард проделала долгий путь самопознания, став профессиональным психологом. Она написала хорошую правдивую книгу о дочерней эмоциональной травме, которая помогла женщинам, имеющим аналогичный опыт, понять истоки своих неудач и страданий и обратиться за исцелением.
Книгу Линда посвятила своему отцу.
Автор: Елена Лю, аналитически ориентированный психолог
Консультации в Алматы: +7777 206 2533