Картинка
Воспитание и развитие

«Детские» советы.
Мамы делятся опытом

Меняются времена – меняются дети: сейчас подрастающие поколения более смелые, сообразительные и свободные, чем были в их возрасте их мамы. Но проблемы, которые преодолевает мама в воспитании ребенка, в большинстве своем одни и те же. Как бы времена ни менялись, мы хотим послушных, правильных, целеустремленных и эмпатичных детей. И боремся за это ежедневно.

В помощь мамам – куча видео с выступлениями профессиональных врачей и психологов, уроки известных педагогов, множество аккаунтов в соцсетях, где объясняют, как кормить, как лечить, как учить… Но не менее ценными являются советы от самих мам, от женщин, которые в данный момент воспитывают своих детей и на собственной шкуре ощущают все явные прелести и все тайные кошмары материнства. Мы собрали советы от молодого инстаграм-аккакунта Boltologica. Он объединяет пять подруг, все они – мамы разновозрастных детей, и вот, например, какие темы они обсуждают.

Бунт подростка. Желание покрасить волосы в зеленый или вообще побриться налысо, воткнуть кольцо в нос, набить душераздирающую татуировку.

Boltologica: «Не только мы воспитываем наших детей, но и они нас воспитывают тоже. Они нас учат терпению. Мы хотели бы протестовать, критиковать, запрещать, вместо этого мы улыбаемся и говорим: «Ну да, ну да, вполне симпатично, тебе идет». Мы добились неимоверных дипломатических высот, скрывая, что мы бы хотели вырвать все эти кольца из бровей и носов, смыть эти возмутительные татуировки, приклеить волосы намертво к голове обратно, и пусть только попробуют еще раз. Но они нас не боятся. А мы боимся потерять то хрупкое доверие, которое между нами есть. И даем им деньги на косметику, парикмахера, септум. Потом презираешь себя – ну что ты такой безвольный? 

Это мы безвольные? Или подстраиваемся под новое время, как можем, и это правильно?

Вчера я купила племяннице зеленую краску для волос – держится неделю. Я подумала, вот здорово, этот эксперимент всего на неделю, ей 13, сейчас каникулы, пусть покрасит, по крайней мере никакого ущерба для облика и тела. Какой-то отвлекающий маневр, мелкий подкуп, взятка. Дань господину: я тебе зеленые волосы, а ты мне нервы не мотай, что хочешь татуировку на шее, – я после таких разговоров потом неделю спать не могу». 
 
Как поговорить с девочкой про первый секс. Это очень непросто сделать, ведь мы не знаем, в каком возрасте это надо сделать? В каких интонациях? Насколько подробно все объяснять?

Boltologica: «...Запомни все, что я тебе рассказала. И еще. Я не до конца уверена в том, что я тебе правильно все говорю. Я не знаю, как надо, со мной никто об этом не разговаривал, и я ни с кем, ты у меня единственная дочь, ты исключительна, жизнь сложна, многое может произойти так, как мы не предполагаем, и все такое… Это лишь самые общие пожелания, которые я тебе сейчас озвучила, не зная, пригодятся они или нет. Но одно я могу сказать тебе совершенно точно. 
Она привстала, села поудобнее, заинтересовалась.

– Роль первого мужчины в нашей жизни, доченька, сильно преувеличена. Это надо разъяснять или понятно? 
Она повеселела, рассмеялась. И сказала: 
– Первая хорошая новость за весь наш разговор. 
Мы обнялись. Она была такая теплая, любимая, родная, единственная моя, драгоценная дочь. А я вот так ей – в ее 15 – цинично рубанула про первый секс. «Ну и ладно, – подумала я. – Все-таки лучше, чем ничего. Я-то вообще не знала, в какую сторону трусы снимать, когда с тобой в комнате есть кто-то еще, кроме тебя».

Остановить скандал. Дети не слушают и не слышат, когда ты что-то пытаешься им объяснить. Эмоции не дают возможности усвоить информацию. В таком случае лучше всего остановить разговор на повышенных тонах, отложить его на время.

Boltologica: «Ее вспыльчивость и переменчивость – просто часть ее самой. Сломать – невозможно.

Мы долго боролись. А потом я предложила ей такой ход: «Давай придумаем стоп-слово? Известное только нам с тобой?» Она спросила, что такое стоп-слово. Его общепринятое значение, я думаю, дочь узнает, когда вырастет… 
А пока я объяснила ей, что это такое слово, которое если кто-то из спорящих произносит, то всем надо остановиться. Просто раз – и замолчать.

Мы придумали, что это будет «Мадагаскар». Когда я вижу, что она опять уходит в свое дурацкое настроение, злится, протестует, доказывает, я говорю ей: «Мадагаскар» – и мы обе хватаем паузу. Иногда смеемся – это, правда, смешно звучит, иногда просто замолкаем, но эффект всегда один: я называю  слово, и оно ее тормозит». 

Капризы за столом. Когда один ребенок не ест брокколи, второй не ест мяса, а третий вообще не ест ничего. Как можно на них воздействовать? 

Boltologica: «Садимся за стол с детьми. Один недоволен салатом, другая: «Фи! Это что – грудки убитых уточек?!»  
Я говорю: «Блин! Где мне взять других детей? Которые будут послушны, всем довольны и будут вежливо благодарить меня за любую приготовленную еду? Не знаете – где мне взять таких детей?» 
Старший отвечает: 
– Это тебе в другое время, мама. Неплохо подойдет, скажем, Америка 60-х. Ты в переднике, в волосах – цветок, вся такая улыбающаяся, в стиле домашний pin-up, мы расчесаны на прямой пробор, сидим ровненько, руки вдоль туловища…
Я посмотрела на разбросанные кругом вещи, неубранную клетку попугая, работающий ни для кого телевизор, и говорю:
– Да-а-а. Это какая-то другая семья, не моя. 
И рассказала им притчу:
   
У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики, а младший делал рисунки на ткани. В солнечный день у старшего никто не покупал зонтики, а в пасмурный у младшего не сохли рисунки. И у женщины в любой день был повод для переживаний. Она расстраивалась круглый год.

Дети говорят: 
– И что?

– Однажды она встретила мудреца, и он дал ей совет: радоваться за детей попеременно. Когда светит солнце – за младшего сына, который сушил рисунки, когда шел дождь – за младшего сына, у которого все покупали зонтики. И каждый день матери наполнился радостью.

– И что?

– Кому не нравится салат, ешьте утиные грудки. Кому не нравятся грудки, ешьте салат. А я пошла порадуюсь, что я такая предусмотрительная мать – всем угодила!»

Вырастить сына – не мамсика. Что сделала мама, чтобы ее сын не цеплялся за юбку, не ныл и все умел делать самостоятельно.

Boltologica: «Сын спал с рождения в своей люльке, потом в кровати и, как все дети, приходил к нам в постель лет до 5, но мы с мужем договорились, что ребенок в нашей кровати не спит. И таскали его по очереди обратно в его спальню. Научили его одеваться самостоятельно. Пусть криво, но к 2 годам он знал, где лежат его носки, трусы, штаны и рубашки, и сам их надевал.

Ложиться спать вовремя – это, кажется, одно из самых больших наших достижений. Потому что с 3 лет и до сих пор он всегда ложится спать и встает вовремя. С 5 лет сам может постирать свои носки. С 8 лет – помогает мыть посуду, хоть в этом и не было особой надобности, в то время у нас уже была помощница по дому. С 12 лет он сам гладит свои вещи. Это я примерный возраст называю, чтобы вы понимали, когда и по каким пунктам у сына уже была самостоятельность и ответственность.

Когда сын спрашивал, зачем ему все это надо, я отвечала: «Это мне надо. Чтобы я потом не ссорилась с твоей женой, чтобы она не звонила мне и не спрашивала, почему я так плохо подготовила сына к жизни».

Огромный плюс, что у нас с мужем был уговор, что мы заодно. Я – первая скрипка, а папа – авторитет. За ним – строгий взгляд и мудрое слово. Кнут – у меня в руках, я была «мама-кнут».

►Boltologica объединяет пять подруг, пять разных профессий, кто-то замужем, кто-то разведен. Они рассказывают свои жизненные истории, делятся опытом, принимают советы от своих подписчиков. Все это легко, искренне, с юмором: в аккаунте – очень душевная обстановка, как на девичнике, где все давно знакомы.
 

Что не стоит дарить деткам
Экспертное мнение: как быть с телевизором?
Как уложить малыша спать?