Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд называл толкование сновидений «царской дорогой к познанию бессознательного в душевной жизни». Он считал, что сновидения маскируют или символически удовлетворяют определенные инстинктивные влечения, которые считаются неприемлемыми и социально осуждаемыми.
Другой известный психолог, К. Г. Юнг, видел в работе сновидений компенсирующую функцию, позволяющую задействовать те сферы психического мира, которые не осознаются, но являются важным жизненным ресурсом. Именно поэтому самые яркие и эмоциональные сны снятся нам в периоды возрастных кризисов или в моменты душевного разлада. Они словно помогают найти нужное решение, выступая связующим звеном между эго и бессознательным. Все персонажи, появляющиеся в сонных фантазиях, по мнению Юнга, представляют собой различные стороны личности сновидца.
"Ночной кошмар". Генрих Фюссли
Нередко сны возвращают нашему сознанию образы, долгое время хранившиеся на чердаках мозга, но по какой-то важной причине получившие актуальную значимость. Иногда эти образы могут указывать на наличие психических или соматических заболеваний.
Однако самым удивительным считается то, что сновидения способны не только нести в себе важную информацию, но и достаточно активно влиять на поведение человека. Например, когда, увидев сон, сновидец неосознанно начинает воплощать его сюжет в реальность, даже если тот несет негативную окраску. Этот феномен получил название самоисполняющегося пророчества.
Сновидения могут стать ключом, который откроет двери в наш внутренний мир. Внимательное исследование снов помогает лучше понять себя, восстановить психический баланс, отыскать спрятанные в бессознательном фрагменты, позволяющие собрать воедино картину внутреннего мира и наполнить жизнь новыми смыслами.
"Сон". Сальвадор Дали
Но, конечно, далеко не каждый сон заслуживает психологического толкования (даже во сне сигара может быть просто сигарой). Наибольший интерес представляют многократно повторяющиеся образы; сновидения, которые продолжают беспокоить сновидца спустя длительное время после пробуждения; сновидения, возникающие во время прохождения психотерапии, а также сюжеты, содержащие архетипические фигуры – универсальные культурные образы и символы.
Пример толкования сна
Молодая женщина И., вконец запутавшаяся в своих отношениях с мужчинами и потерявшая надежду на создание семьи, обратилась за психологической помощью. Ее первый любовный опыт закончился неудачей, поскольку, как считает сама И., она повела себя очень глупо и наивно, доверившись своему идеализированному возлюбленному, вместо того, чтобы рассмотреть в нем черты человека легкомысленного, стремящегося лишь к развлечениям и удовлетворению собственных потребностей.
Этот печальный опыт заставил девушку избрать защитную стратегию поведения, основанную на жесткой нарциссической игре, недоверии и эмоциональной отстраненности. Можно сказать, что женская инициация И. не удалась, поскольку в ее взрослом окружении не нашлось близких людей, сумевших передать ей опыт женственности и любовных отношений, основанных на взаимной ответственности и поддержке, поэтому она закрылась в воображаемый панцирь, исполняя ту роль, которая, как ей казалось, должна была уберечь ее от последующих любовных разочарований.
"Пастушка". Хуго Симберг
Однажды на терапевтической сессии И. рассказала следующий сон: «Вторая мировая война. Я нахожусь в частном доме с другими людьми – моими родственниками. Там же расположились немцы. И еще там находится девочка лет 9–10. Эта девочка меня пугает тем, что она, несмотря на принадлежность к нашей семье, одинока и кажется чужой. У нее в руках – потрясающей красоты мягкая игрушка, белый пушистый ягненок, но по какой-то причине мне нужно его уничтожить. Я беру игрушку и сжигаю ее. Остается белый пепел. Я хочу этот пепел отдать девочке, но не могу ее найти. Спросив у немцев, узнаю, что она сбежала. Выйдя во двор, подхожу к дереву, начинаю топтаться и понимаю, что хожу по ее трупу, чуть-чуть присыпанному землей. Я отхожу в ужасе, сажусь под другое дерево и замираю там».
О чем может нам рассказать эта пронзительная история, продиктованная бессознательным сновидицы? Какова ее центральная мифологема? Девочка с ягненком – это персонифицированная частичка души И., образ из детства, отвергнутый и значимый одновременно. Белый и пушистый ягненок – символ невинности и жертвенности, он напоминает о созревающей в девочке фемининности, которая должна быть преобразована в чувственность и терпеливость любви, верность и хранение себя для возлюбленного, материнскую самоотверженность и заботу. Обстановка войны передает переживания, соответствующие возрасту юности и формирования идентичности, – конфликт между индивидуальным и социальным, борьбу инстинктов и потребности в личностном самоопределении, столкновение любви и ненависти, своего и чужого.
Белоснежная игрушка прекрасна, но она напоминает сновидице о травме потери близости, о предательстве своей женственности под видом защиты, о страхе доверия. По этой причине прекрасный дар должен быть уничтожен, так и не став символом трансформации. Ягненок принесен в жертву собственному страху, вместе с ним умирает и детская часть души, она остается погребенной под родовым деревом. Сама же сновидица удаляется от своих корней и останавливается у другого дерева в поисках защиты и поддержки, но никто из близких не приходит ей на помощь, и тогда она замирает, а вместе с ней замирает и ее жизнь.
Эта история, сотканная бессознательным, может служить примером неудачной инициации. Понадобится время, чтобы И. обрела способность осознать истоки своего жизненного сценария и завершить свой переход, отделив свою судьбу от усвоенных извне стереотипов, среди которых – понятие о женственности как о слабости и о превосходстве над другими как источнике успеха в современном обществе.
Comode совместно с Еленой Лю запускает новую рубрику «О чем говорит твой сон?» Если вас беспокоят ваши сны, распишите их в письме и отправьте на почту hello@comode.kz Психолог отберет сновидения, которые действительно указывают на психологические проблемы, и предложит свое толкование.